Студия военных писателей

Надо ж, упустил из виду ещё один фрагмент своей столь насыщенной событиями биографии 2009 года.

Как я уже писал, к лету того года стало окончательно ясно, что с газетой «Президент» наши пути-дорожки окончательно расходятся. Соответственно, возникла необходимость искать место приложения своих мозгов с целью извлечения каких-то доходов. К тому времени я провёл объёмную, но очень полезную работу – потратил уйму времени, но составил личный электронный телефонный справочник, в котором значится более полутысячи адресатов.

Так вот, открыл я этот список, взял телефонную трубку – и начал обзванивать всех подряд знакомых: вдруг, у кого да обнаружится  местечко, которым можно порадеть своему человечку.

Владимир Силкин

В числе других, позвонил и своему старому другу поэту Владимиру Силкину. На тот момент, да и сегодня тоже, он возглавляет Военно-художественную студию писателей (или, как её чаще именуют, Студию военных писателей). Через какое-то время он позвонил мне и предложил встретиться для обсуждения моего трудоустройства. Суть его предложения состояла в следующем.

Военно-художественная студия писателей существует уже более десяти лет. Её задача-максимум состоит в том, чтобы через художественные произведения пропагандировать, поднимать престиж военной службы.

Что и говорить, во времена нашей юности на сознание молодёжи огромное влияние оказывали произведения об армии и человеке с ружьём – вне зависимости от эпохи, которая в произведениях описывалась. Мы ведь все тогда зачитывались военной прозой!

В дальнейшем, на моих же глазах происходил процесс снижения уровня военной литературы. На смену титанам – Юрию Бондареву, Владимиру Карпову или Валентину Пикулю – приходили писатели пожиже (имён не называю по причинам вполне понятным: мне же с ними общаться). Да что там – коль уж и я приобщился к этому числу…

Правда, надо признать, что в немалой степени в таком положении дел повинно и наше родное государство. Новые власти просто сломали существовавшую при советской власти систему стимулирования писательского творчества, выбросив его в свободное рыночное плавание. В результате мы имеем то что имеем: книжные развалы, на которых грудятся залежи низкосортной макулатуры, за которую авторы получают какие-никакие гонорары, и абсолютное отсутствие  стимулирования качественной литературы.

В этих условиях в какой-то момент при Главном управлении воспитательной работы (ГУВР) Министерства обороны России родилась идея создания ВХСП. Вернее, конечно же, сама по себе она не родилась бы, эта идея, а если бы и родилась, то заглохла бы на корню, если бы её реализацией не занимался Владимир Силкин. Его стараниями идея и была реализована.

Писатели, входящие в студию, занимаются тем, что участвуют в различных культурных мероприятиях, которые проводит ГУВР, встречаются с призывниками, посещают воинские части… Они же осуществляют отбор художественных и поэтических произведений, которые присылают для участия в конкурсах, проводимых Министерством обороны. Деньги этим ребятам министерство платит мизерные, так что и они не особо перетруждаются. Однако само по себе существование данной студии – большое дело, солидный воспитательный рычаг в руках ГУВРа.

Игорь Витюк

Любопытный момент. В состав Студии входит Игорь Витюк, который окончил ту же Житомирскую школу №7, где мы учились у одного преподавателя русской словесности Исая Иосифовича Кацмана.

Базируется Студия на третьем этаже Культурного центра Вооружённых сил, что на Суворовской площади, между Театром Российской армии, Центральным музеем Вооружённых сил и гостиницей «Славянка». Сейчас до работы мне добираться было бы легко и просто, поскольку открыта станция метро «Достоевская».

К слову, помнится, сколько шума было в прессе по поводу оформления станции метро! И прогнозы звучали – едва ли не превратится она в место массовых самоубийств, поскольку, мол, там всюду на панно изображены сцены, которые могут стимулировать подобные эксцессы…

Право, складывается ощущение, что нашим нынешним юным коллегам-журналистам приплачивают за то, чтобы они выдумывали какие-то хреновины-ужастики. Нигде не увидишь, не прочитаешь что-то светлое, хорошее, доброе – только убийства, только грязь, только прогнозы пожутчее…

Ведь очень красиво оформлена станция «Достоевская», и невесть чего было раздувать ту бурю негатива! Прекрасная гамма различных оттенков серых цветов. Просто залюбуешься! И никаких суицидов… Вот спрашивается: кому нужно постоянное нагнетания по нашему телевидению, в Интернете этой не спадающей волны запугивания хоть чем-нибудь – падением астероида, коллайдером, пожарами, несъедобными продуктами… Хоть тем же оформлением метро. Что ж удивительного, что вокруг всё больше негатива и исчезает какое-то позитивное начало.  Достаточно просто послушать, о чём вокруг говорят люди – всё о тех же жуткостях, которые изливаются на нас из эфира.

…Так вот, Владимир Силкин рассказал мне, что в Студии освободилась одна вакансия – всего в штате ВХСП имеется должностей семь, что ли… Поскольку данная работа предоставляла много свободного времени, я с готовностью согласился на неё.

Меня тут же озадачили делом, за которое наши «старички» браться не жаждали. Нужно было заняться учётом произведений, которые прислали и продолжали присылать на литературный конкурс Министерства обороны. Право, я понятия не имел, что из далёких гарнизонов в Москву присылают столько работ! Книги, брошюры, рукописи… Надо же: оказывается, и в наше время сугубого прагматизма где-то бьются живые творческие родники!..

Хотя с другой стороны: а почему бы им не биться? Человеку, в каких бы тяжёлых условиях он ни обитал, непременно нужна какая-то отдушина, его душа стремится вырваться из тесных рамок бытия.

Вот и пишет человек – в основном, стихи. Или то, что сам понимает под стихами. Однако каждому из нас очень хочется, чтобы то, что мы написали, кем-то было прочитано. Вот и отправляет автор плод своих душевных терзаний в далёкую Москву, в надежде, что кто-то прочитает, кто-то заметит, кто-то поспособствует опубликованию…

Когда я начал этот труд, испытал сильное душеное смятение, какой-то трепет… Каждое это письмо, каждый пакет отправляли ЛЮДИ, которые питали НАДЕЖДУ, что написанное ими не пропадёт втуне. Где-то в далёких гарнизонах офицеры, их жёны, их дети ежедневно открывали почтовые ящики, в которых надеялись получить весточку с обратным адресом «Москва, Суворовская пл.»…

Вот они лежали, эти письма и пакеты. Чтобы всё это прочитать, да оценить, необходимо не такое число сотрудников. Чтобы всё это прочитать, да оценить, нужно платить не такие смехотворные оклады.

Однако, как бы то ни было, я взялся за дело. Каждое письмо, каждый присланный текст я просматривал хотя бы по диагонали (буду честен: не «хотя бы», а именно по диагонали), рассортировывая их в две стопки – достойное, на мой взгляд, дальнейшего рассмотрения, или же просто графоманство чистейшей воды. Соответствующие отметки я делал в специально заведённом журнале учёта.

Впрочем, продолжалось это совсем недолго. Потому что, как оказалось, по Министерству обороны была дана команда гражданских лиц на свободные вакантные клетки не принимать. Так что я, проработав два месяца, узнал, что мои документы так никем подписаны и не были. Ну а позвонить мне или Владимиру Силкину о том, что вышла такая незадача, никто из сотрудников отдела кадров ГУВРа не удосужился. Аппаратчики-с, что с них взять!..

Соответственно, мне эти два месяца работы никто и не оплатил. Впрочем, ладно с деньгами, без тех грошей, которые мне причитались, я как-то обошёлся – зато много нового и интересного я узнал!

…А впереди у меня обозначилось новое место работы.