1 января 1844 года – представила отчёт о проделанной работе Комиссия по выявлению незаконных дворян.
Лично я к дворянству отношусь с уважением. К истинному дворянству, как социальной прослойке российского общества, на протяжении веков служившей опорными столпами отечественной государственности. Именно процесс разложения и деградации дворянства, робко начавшийся с Петра III и набравший силу во второй половине XIX столетия, стал одним из основных факторов нараставшей импотенции монархии и её падения в феврале 1917 года.
Подчеркну: с уважением я отношусь к дворянству как к исторической данности; но это отнюдь не значит, что я автоматически с уважением отношусь ко всем дворянам – даже минувших веков, не говоря уже о нынешних носителях «голубых кровей и белых костей»… Многих дворян минувших эпох можно по праву считать эталоном чести и благородства, ну а какого иного представителя этого сословия своими достоинствами легко затмит иной разночинец, купец, казак или вовсе уж простолюдин-инородец… Не формальная принадлежность к классу определяет истинную ценность каждого конкретного человека, а его внутренние качества.
После этого предварительного замечания я и перейду к изложению вопроса, который меня здорово заинтересовал.
В моей личной библиотечке есть немало очень интересных книг – в данный момент имею в виду справочных, энциклопедических, не художественных (которых тоже хватает). И в каждом издании я непременно нахожу какие-то факты, о которых ранее не знал.
Как вот в данном случае. Некоторое время назад в толстенном фолианте «РОССИЯ ДЕРЖАВНАЯ. Церемониал, атрибуты и структура верховной власти от великих князей до императоров» я наткнулся на такой факт. Оказывается, в середине XIX столетия в России действовала специальная Комиссия по выявлению незаконных дворян. В принципе, в литературе я встречал упоминания о том, что в царские времена кто-то некими правдами и неправдами присваивал себе дворянство, одаривал своих любовниц, а также незаконнорождённых детей дворянскими же грамотами, но право же, не предполагал, насколько это носило массовый характер.
(Вспомнился в связи с этим некогда прочитанный роман Августа Явича «Жизнь и подвиги Родиона Аникеева», где главный герой отправился на фронт Первой мировой, и для того, чтобы иметь право на ношение офицерских погон, объявил себя дворянином, потерявшим документы).
Короче говоря, факт меня заинтересовал, и я принялся разыскивать материалы по данному вопросу.
Удивительно, но материалов оказалось не так много. Хотя и «нарыл» кое-что в разных источниках.
Итак, российское общество вплоть до 1917 года оставалось архаично сословным. В допетровской России основным носителем традиций выступало боярство и многочисленные потомки родов Рюрика и Гедимина. Каждый представитель этого класса ревниво следил за тем, чтобы кто не уселся на лавке ближе к сюзерену, чем он, чтобы назначение на посты происходило согласно архаичному обычаю родового права. «Дородные люди» нередко вместо того, чтобы заниматься порученным делом, начинали судиться, разбирая, кто у кого при каких обстоятельствах должен находиться в подчинении. Для разрешения этих тяжб при дворе даже специального чиновника содержали – Разрядного дьяка, перед которым вельможи заискивали, ибо именно его слово в какие-то моменты становилось решающим при назначении на должность и определении подчинённости.
Иван Грозный, учреждая опричнину, надеялся, что эта параллельная существовавшей государственная структура поможет обуздать вельможные дрязги, даст шанс для возвышения истинно достойных людей, вне зависимости от заслуг давнишних предков. Да только мы хорошо знаем, чем завершился эксперимент – опричное войско не оправдало надежд, в то время как знать как выстраивала взаимоотношения по законам местничества, так и продолжала меряться, у кого род длиннее.
Все эти дрязги привели к тому, что государь Фёдор Алексеевич, старший сводный брат Петра, в сердцах велел сжечь все разрядные книги, нанеся отечественной истории тем самым непоправимый урон. Он надеялся, что с уничтожением книг и яблоко раздора исчезнет. Да только не получилось. Книги-то можно сжечь – а спесь боярскую куда девать?.. В результате дело ещё больше запуталось.
Чтобы разрубить этот гордиев узел, Пётр Великий учредил Табель о рангах. По задумке этот документ предполагал создание лестницы, по которой мог подниматься любой подданный российской короны (кроме, крепостных, понятно, ну да только кто ж о них, сермяге, когда из правителей заботился)… Помимо других преимуществ, Табель предусматривала с какой-то ступеньки возведение заслуженных выходцев из нижних слоёв общества в дворянское сословие – сначала личное, а затем и потомственное. Благая идея, казалось бы, да только вскоре нашлись оборотистые людишки, которые наловчились обходить закон.
Пока государственная служба для дворян в России являлась обязательной, они оставались более или менее под контролем. А с выходом указа «О вольности дворянской» простор для махинаций приоткрылся. Оно ведь и в самом деле: особых обязательств перед государством дворянство теперь не несло, зато престижность принадлежности к этой касте оставалась. Пусть и подразмывалась постепенно. Класс численно разрастался – попробуй-как отследи каждого!..
Чтобы понять и оценить ситуацию, следует вспомнить и то обстоятельство, что с начала XVIII столетия границы империи начали расширяться. Сибирь и Зауралье – ладно, для темы нашего разговора особой роли не играют. А вот Средняя Азия, Кавказ и особенно западные области – вот тут-то мы и дошли до сути.
Руководство Российской империи изначально взяло за правило такой принцип: на исторические устои вертикали власти покорённых народов не посягать. Соответственно, местные феодалы – ханы, беки, эмиры, кавказские князья – автоматически обретали имперские титулы. В замечательном романе Чабуа Амиреджиби «Дата Туташхиа» я вычитал шутку: что в Грузии каждый третий – князь. Помните в великолепной телевизионной постановке «Ханума» именно такой донельзя обнищавший князь преподаёт музыку дочери богатого купца?.. Это два примера для иллюстрации приведённого утверждения.
Соответственно, нукеры этой местной знати вроде как тоже автоматически становились дворянами.
А взять шляхту – польскую, украинскую, литовскую… Там кого относить к дворянам?.. Особенно если эти территории и народы оказались присоединёнными к России уже в относительно новые времена…
Вот тут-то и включился в дело механизм, послуживший поводом для формирования Комиссии. Производство липовых «дворянских грамот» оказалось поставленным на поток. Самозванцев оказалось настолько много, что встревожило Санкт-Петербург; и для того, чтобы разобраться в ситуации, и создали Комиссию по выявлению самозванных дворян.
В состав Комиссии вошли представители нескольких ведомств: министерств внутренних дел и юстиции, жандармского корпуса и администрации регионов, на территории которых приходилось действовать, других чиновников… Образованная структура имела три основных подразделения, сформированных по региональному принципу с центрами в Вильно, Киеве, Минске.
Общее руководство Комиссией поручалось Бибикову (в документе не указано, которому именно представителю этого многочисленного рода, однако я так понял, что Дмитрию Гавриловичу, генералу от инфантерии, Киевскому генерал-губернатору, умеренно либеральному чиновнику Николаевской России), который последовательно боролся с польским сепаратизмом.
Комиссия вскрыла огромное количество нарушений на порученном её деятельности поприще. В ряде населённых пунктов изготовление поддельных дипломов о дворянстве оказалось поистине поставленным на поток. Об этом свидетельствует уже только перечень областей, в которых процветал данный вид мошенничества: Вильно, Белосток, Могилёв, Львов, Витебск и другие. При этом в российской Прибалтике практиковалось изготовление дипломов о баронском титуле – чего уж там мелочиться-то!..
Показательный случай произошёл в Житомире. Здесь некий доброхот составил донос, в котором сообщил обо всех причастных к этому делу, включая типографов и канцеляристов, подробно рассказал о механизме изготовления и легализации дипломов… Как впоследствии оказалось, таким образом он выводил из-под удара самого себя, поняв, что следствие вот-вот доберётся до его участия в этом процессе; и решил таким образом себя вывести из-под удара… Насколько я понял, цели своей доносчик добился, его не тронули.
Всего в процессе следствия вскрылось 64 тысячи преступлений, связанных с изготовлением фальшивок о дворянстве. Подчеркну: это результат промежуточный – Комиссия продолжала свою работу.
Такая масштабная кампания не могла обойтись без курьёзов. Приведу пример, имевший место в ходе расследования, однако не скажу, чем он завершился – по всей видимости, ретивому чиновнику порекомендовали спустить дело на тормозах во избежание скандала.
В ходе проверки вскрылось весьма обоснованное подозрение, что поддельное свидетельство о дворянстве имел, ни кто иной, как знаменитый Василий Жуковский!.. Да-да, тот самый: великий русский поэт и переводчик, основоположник русского романтизма в поэзии, автор слов Государственного гимна «Боже, царя храни!»… Но это бы ещё ладно!.. Главное – другое. Василий Андреевич служил учителем императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I) и Марины Александровны (невесты будущего государя Александра II), а также и самого Александра Николаевича. Тайный советник (генеральский чин по Табели о рангах). Кавалер десятка российских и полутора десятков иностранных орденов… Подарки от императора – перстень и табакерки с портретом государя и бриллиантами… Персональная пожизненная пенсия…В общем, заслуженный и обласканный властью человек.
И все эти милости – самозванцу?!!
Не сомневаюсь, что подобный скандал вскрылся не один. Просто данный – наиболее громкий.
…Как уже сказано выше, промежуточный отчёт о проделанной работе Комиссия представила 1 января 1844 года. И впоследствии продолжила свои изыскания. Сведений об официальном прекращении её деятельности я не нашёл. По всей видимости, её работа постепенно затухала, а в преддверии Крымской войны вообще заглохла – стало не до того. Однако сам факт её существования мне показался настолько интересным, что я решил о нём рассказать.
Ну и как тут удержаться… Мне множество раз доводилось встречаться с людьми, которые себя громогласно провозглашают дворянами; их тусовки доводилось посещать… Нет-нет, гордиться предками – это здорово, тут я только за… И всё же, завершая публикацию, добавлю: а неплохо бы возродить ту Комиссию, чтобы она разобралась в нынешних «графьях и князьях»… А с другой стороны, думается: ну и пусть тешатся, коль в детстве не наигрались…
(Иллюстрация из интернета)
.
О дворянстве: https://starodymov.ru/?p=33695
Указ О вольности дворянства: https://starodymov.ru/?p=39825
Август Явич: https://starodymov.ru/?p=26405
Разрядные книги: https://starodymov.ru/?p=3507
Местничество: https://starodymov.ru/?p=38194
Опричнина: https://starodymov.ru/?p=43151
Табель о рангах: https://starodymov.ru/?p=40045
Чабуа Амиреджиби: https://starodymov.ru/?p=12143
Житомир: https://starodymov.ru/?p=27705
Василий Жуковский: https://starodymov.ru/?p=41379
О современном дворянстве: https://starodymov.ru/?p=43113
К записи "Самозванцы. К 180-летию деятельности Комиссии по выявлению незаконных дворян" пока нет комментариев