СМУТА: КАК ВЫЖИЛО ЦАРСТВО

410 лет назад на русский престол взошла династия Романовых

  1. Иван Грозный: Начало Смуты

К подготовке данной публикации я подходил постепенно, исподволь. Никак не мог подобрать форму, в которую облечь свои рассуждения. Чтобы вроде как и от себя, и при этом как бы немного дистанцироваться…

А потом решил привлечь помощника – вернее, помощницу. Почему бы – подумалось – ни переложить ответственность за сомнительные мысли на вымышленного персонажа, а самому попытаться оценить их со стороны?.. Как ни говори, а такой приём помогает формированию более или менее объективного взгляда на собственные умозаключения.

Так вот, для претворения задумки в публикацию, я решил ввести в неё абсолютно вымышленного персонажа. Условно назвал его так: Фея Отечественной Истории. Давайте договоримся: представим, что эта леди в какой-то момент решила вмешаться в естественный ход событий и попыталась подкорректировать его на благо подопечной российской державы.

Благо, и повод для этого образовался самый что ни есть объективный: летом 1613 года на российском престоле окончательно закрепилась династия Романовых – боярство вручило в робкие руки Михаила Фёдоровича бразды правления царством, что стало своего рода символом окончания Смутного времени. Именно символом – о реальном успокоении речи пока не шло.

Итак…

Сегодня у царя Ивана Васильевича, вошедшего в историю как Грозный, образовалось довольно много сторонников. Иметь свою точку зрения – личное право каждого. Что касается меня, на мой взгляд, к концу своего правления этот монарх довёл страну до ручки – идея опричнины себя не оправдала, войны проиграны, западные границы царства подвинулись к Москве, казна разорена, Урал и Сибирь дивидендов пока не приносят… Родовитая знать царя ненавидит – потому что нет никого, кто чувствовал бы себя в безопасности, топор террора рубит головы, не особо разбираясь, кто в чём повинен, а кто просто попал под монарший гнев; княгинь и монахинь топят в реке по одной лишь прихоти…

Сама по себе скоропостижная смерть грозного царя – и та вызывает вопросы: слишком многие царедворцы её желали; как-то очень внезапно и в то же время ожидаемо она случилась.

Вот тут, в момент его кончины, и появляется в публикации обещанная Фея Отечественной Истории.

Искренне желая добра подопечной державе, она не могла не задуматься о том, как кому и по какому принципу передать Российское царство под догляд и правление. И вопрос непраздный, и ответ не так уж чтобы совершенно очевидный.

Законный и общепризнанный наследник вроде как имелся – Фёдор Иоаннович. Однако он, при всех его прекрасных человеческих качествах, не отличался здоровьем, в его натуре отсутствовали такие необходимые правителю качества, как жёсткость в проведении государственной политики – не случайно же в отечественной историографии остался как Блаженный, что уже само по себе говорит о многом… К тому же у него не было детей – единственная дочурка умерла сразу после рождения, и у окружающих имелись все основания полагать, что продолжателя рода у Фёдора Иоанновича не появится.

Таким образом, стало очевидно, что возведение его на трон – только пролонгация проблемы на будущее.

Да, в течение какого-то времени в разыгрываемой династической партии на руках у нашей Феи имелся козырёк – слабенький, но всё же… Речь идёт о царевиче Дмитрии, князе Угличском, пусть и не признанном Церковью, но всё же Рюриковиче Иоаннова корня. Однако с его нелепой таинственной гибелью данный вариант развития интриги отпал сам собою.

Со смертью Фёдора Иоанновича перед нашей Феей возникла задача, любое решение которой не вписывалось в традиции российской монархии. На Иване Грозном и его сыне прервалась цельная цепочка наследования, шедшая от Рюрика и Владимира через Александра Невского к Даниилу Московскому и Ивану III Великому – цепочка, воспринимавшаяся народом как сакральная…

Первым делом Фея решила попробовать пойти по британскому варианту – возвести на трон женщину, вдову покойного царя. Однако Ирина наотрез отказалась, и удалилась в Новодевичий монастырь. По всей видимости, понимала, что при всём добром к ней отношении царедворцев, с чванливым боярством ей не совладать – задавят дородством своим. Матушку её свёкра, Елену Глинскую, отравили ведь, едва она попыталась проводить свою политику – кто именно отравил, так и не дознались, да только кто-то из ближних бояр…

Таким образом перед нашей Феей предстала дилемма. Первый вариант: вспомнить про поросшее быльём лествичное право и воссадить на трон кого-то из Рюриковичей, высчитав по степенным книгам, кто имеет на это право. Либо же пойти по польскому варианту: провести «демократические» выборы государя. Ни один из них не стал бы оптимальным.

.

Иван Грозный: https://starodymov.ru/?p=39052

Фёдор Иоаннович: http://starodymov.ru/?p=26293

Царевич Дмитрий: http://starodymov.ru/?p=37512

Елена Глинская: https://starodymov.ru/?p=41479

Новодевичий монастырь: http://starodymov.ru/?p=24983