12 июня 1903 года – загадочно погиб Михаил Филиппов,
учёный-энциклопедист, инженер, писатель, переводчик, популяризатор науки.
В очередной раз приходится начинать публикацию с банальности по поводу того, что многих истинно выдающихся людей мы не запоминаем по причине распространённости фамилии и мягкости буквосочетаний в ней. Михаил Филиппов – из их числа: ну разве ж сразу сообразишь, о ком тут речь идёт!..
Несправедливо это. Таких людей следует помнить, ими Отечество вправе гордиться.
Попробую рассказать об этом человеке так, чтобы и читатели признали правоту утверждения.
…Буквально незадолго до своей безвременной кончины Михаил Михайлович отправил письмо в редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей» (по другой версии, «Русских ведомостей»), что изобрёл способ посредством «миллиметровых электромагнитных волн» целенаправленной передачи энергии взрыва на огромные расстояния: мол, заряд детонирует здесь, а разрушения произойдут, скажем, в Константинополе. Он подчёркивал, что способ этот настолько прост и дёшев, что его очень легко использовать на практике. Соответственно, коль этой возможностью сможет овладеть каждое государство, рассуждал учёный, это станет гарантией, что никто и никогда не отважится применить это изобретение из опасения получить ответный удар. Таким образом сложится своего рода всеобщая круговая порука, которая станет гарантом мира во всём мире. В том же письме учёный обещал вскоре доложить о своём открытии в Академии наук.
И вскоре после этого письма (вроде как едва ли не на следующий день) супруга обнаружила 44-летнего учёного в своей лаборатории умершим неведомо отчего. Вызванная полиция и судмедэксперт констатировали смерть от сердечного приступа… После чего все приборы, наработки и рукописи учёного из лаборатории вывези, в результате чего они впоследствии пропали неведомо куда. Между тем, поиском их уже в советское время занимались всерьёз, и в частности, вопросом озаботился сын учёного, Борис, родившийся буквально за пару месяцев до гибели отца – известный театральный деятель и литератор, служивший в советские времена директором ЦДРИ и ЦДЛ (по каковой причине друзья называли его «домовой»). Так вот, даже он, человек заинтересованный, дотошный и со связями, не смог отыскать никаких следов конфискованных документов.
По общепринятой версии документы сгорели во время пожара, который устроили служащие полицейского архива в 1917 году, в первую очередь, чтобы спасти своих секретных сотрудников и осведомителей от гнева революционеров. Ну а огонь уже не различает, какие документы следует пожрать, а которые следует помиловать – это стихия всеядна и всепожирающа.
Хочу обратить внимание на то, что аналогичными изысканиями примерно в то же время занимался и Никола Тесла…
Впоследствии люди, близко знавшие Филиппова, утверждали, что над данной проблемой инженер начал работать уже давно, в частности, во время краткосрочной высылки из Петербурга по политическим мотивам в финский городок Териоки (ныне это Зеленогорск, курортный городок на берегу Финского залива). Показательно, что с идеей Филиппова ознакомился Дмитрий Менделеев, и считал её вполне осуществимой, высказавшись в том духе, что если волнами передаётся свет и звук, то почему же не может передаваться энергия разрушительной силы…
По сути, как-то сама собой напрашивается параллель с лазерным лучом… Не находите?..
Конечно, я далеко не уверен, что на рубеже XIX и XX веков техника могла бы и в самом деле передать энергию взрыва на тысячи километров. Однако, никому пока не удалось раскрыть механизм научных озарений у гениев – вспомним невероятные технические познания, невесть откуда взявшиеся у Архимеда, Леонардо да-Винчи или Роджера Бэкона… А потому, почему бы не допустить, что Филиппов нащупал какой-то физический закон, который мог в принципе решить задачу, пусть и без технического воплощения, так сказать, «в металле».
Как бы то ни было, а существует достоверный факт, который невозможно опровергнуть, зато толковать можно как угодно – от случайного совпадения векторов до конспирологии.
Инженер революционных взглядов обнародовал информацию, что стоит на пороге создания сверхмощного оружия. После этого он внезапно умирает – в расцвете лет. В одной из публикаций встречается упоминание, что для расследования обстоятельств смерти вместе с полицейскими чинами на квартиру к учёному приезжает представитель Главного артиллерийского управления Русской армии полковник Павел Гельфрейх – казалось бы: с чего бы вдруг такой интерес?.. А бумаги с теоретическими наработками инженера полиция изымает, однако специалистам и не передаёт, а впоследствии они бесследно пропадают.
Есть ведь о чём задуматься, правда?
На мой взгляд, уже одного этого факта достаточно, чтобы вспомнить имя Михаила Филиппова в годовщину его таинственной кончины. Но ведь в его биографии имеется ещё немало достойных внимания страниц.
Упомяну вскользь о родителях человека, о котором идёт речь – человек ведь рождается и воспитывается, формируется в семье. Отец Михаила, тоже Михаил Филиппов, вошёл в историю как автор исторических и фантастических художественных произведений, а также как известный в своё время публицист в области истории юриспруденции. При случае я непременно расскажу о нём. А мать происходила из потомков Богдана Хмельницкого.
Михаил Михайлович знал, помимо русского, ещё пять языков, в том числе латынь и греческий, что позволяло читать произведения на языке оригинала, а также переводить иностранные труды на русский язык, а русские – на иностранные. В частности, именно он первым перевёл основные работы Чарльза Дарвина на родной, а Дмитрия Менделеева – на французский. Прочитав «Капитал» Маркса (на языке оригинала), написал рецензию на 2-й том этого фундаментального произведения – опять же, на мой взгляд, это свидетельство незаурядного ума.
Прекрасно зная философию, разбираясь в ней, Михаил Филиппов написал и издал несколько фундаментальных трудов по этой сфере знаний. Будучи материалистом, полемизировал с маститыми отечественными проповедниками идеалистических воззрений – Владимиром Соловьёвым, Николаем Бердяевым, Сергеем Булгаковым… Я сейчас не рассуждаю о том, кто прав в этом извечном споре о первичности всего сущего, но согласитесь: чтобы полемизировать с этими философами, необходимо обладать соответствующим багажом эрудиции.
…Сейчас, когда у каждого из нас под рукой вся бездонная интернет-база, мы стали забывать о том, как в советские времена гонялись за энциклопедическими словарями – Брокгауза и Эфрона, Владимира Даля, Сергея Ожегова, Дмитрия Ушакова… Между тем, аналогичный словарь подготовил и Михаил Филиппов – он увидел свет в 1901 году. Вновь приглашаю читателей согласиться с бесспорной истиной: чтобы взяться за такой проект и довести его до ума, требуется немалая эрудиция энциклопедического масштаба.
Не акцентируя внимания на ряде менее масштабных работ Филиппова, не могу проигнорировать ещё одну его работу.
Перу Михаила Филиппова принадлежит роман «Осаждённый Севастополь». Так вот, это произведение высоко оценил Лев Толстой, как известно, сам участник обороны этого города, и критик довольно взыскательный. Если уж высказался о произведении положительно, это говорит о многом. Между прочим, в дневниках Льва Николаевича есть упоминание о том, что он спорил с Михаилом Филипповым о вопросах марксизма, и признал убедительность его аргументации. (Прочитав об этом, я подумал: Вот умели же люди спорить когда-то, признавать если не правоту, то хотя бы убедительность собеседника!)…
Ну и коль уж речь зашла о великих…
Считается, что некоторые работы Филиппова читал и Владимир Ильич Ленин. Более того, опять-таки, имеются основания полагать, что знаменитая формула «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны!» родилась после того, как вождь мировой пролетариата прочитал публикацию Михаила Михайловича о неисчерпаемом энергетическом потенциале электронов и других элементарных частиц, о перспективах использования его.
Но и это ещё не всё.
Тут следует рассказать ещё об одной сфере деятельности Михаила Филиппова. Он на протяжении ряда лет издавал журнал «Научное обозрение». На его страницах увидели свет многие публикации, предопределившие ход научного и технического развития человечества; в числе его авторов можно назвать имена многих выдающихся учёных той поры: Дмитрий Менделеев, Владимир Бехтерев, Пётр Лесгафт, Николай Бекетов, Александр Глинка, Сергей Глазенап, а также Ленин, Плеханов, Коллонтай… Особо следует отметить, что именно в этом издании впервые представлены статьи Константина Циолковского, навсегда закрепив за нашей страной приоритет в теоретическом обосновании закономерностей исследований космического пространства. Научная прозорливость Михаила Филиппова открыла перед калужским учителем путь к известности.
…Разговор о том, какой замечательный учёный и инженер погиб 120 лет назад, можно продолжать. Только считаю нужным непременно оговориться: в публикациях о Михаиле Михайловиче Филиппове слишком много допущений и предположений. В том числе – не скрою – и в предлагаемой публикации имеются таковые. Причина очевидна: документы пропали, а воспоминания – они и есть воспоминания, и человек может ошибиться, и предложить желаемое за свершившееся.
Например, лет двадцать спустя Максим Горький рассказывал, что Филиппов некими лучами вызывал свечение электрических лампочек с расстояния в несколько километров. В общем-то, Алексей Максимович – человек добросовестный, в плутовстве не замеченный, но только кто бы позволил материалисту революционных взглядов проводить такие эксперименты во дворце Царского села?.. Или всё же позволили?.. Темна вода…
Как бы то ни было, много позже французский историк одесского происхождения, известный как Жак Бержье, в гибели инженера и уничтожении его работ обвинял лично Николая II, считая, что царь опасался, что тайна кошмарного оружия попадёт в руки врагам – что государственным, что политическим. Не скрою: при моём не слишком лестном отношении к «святому царю», не думаю, чтобы он отдал такое распоряжение. Но это не значит, что вероятность сознательного убийства великого учёного я отрицаю напрочь.
…Ну и в завершение – ещё несколько строк, относительно завершения жизненного пути учёного.
Умер он в доме, расположенном в Санкт-Петербурге на улице Жуковского. Увидев это название, я встрепенулся, полагая, что речь идёт о знаменитом нашем теоретике авиастроения… Однако тут же и осознал свою ошибку – датировка никак не бьёт. Проверил: и в самом деле, улица Жуковского названа в честь нашего великого поэта Василия Андреевича (до 1902 года она называлась Малой Итальянской). Сам же дом принадлежал вдове другого нашего великого литератора, Михаила Салтыкова-Щедрина. И прах Филиппова захоронен на Литературных мостках Волковского кладбища, неподалёку от могил, опять же, литераторов Виссариона Белинского и Николая Добролюбова… Так вот сложилось – инженер и учёный на финише жизни оказался в окружении литературных имён.
…Не думаю, что тайна смерти Михаила Филиппова когда-то будет раскрыта. А вот суть его изобретения – реальная или фантастическая – возможно, и станет достоянием гласности. Только станет ли это благом для человечества?.. Возможно, об этом и следует порассуждать. Но только в другой публикации.
.
Немного о фамилиях, которые не запоминаются: https://starodymov.ru/?p=42955
Технический прогресс остановить невозможно, даже если он грозит человечеству бедами: https://starodymov.ru/?p=29776
ЦДРИ: https://starodymov.ru/?p=42359
ЦДЛ: https://starodymov.ru/?p=42473
Никола Тесла: http://starodymov.ru/?p=23274
Дмитрий Менделеев: http://starodymov.ru/?p=28956
Архимед: http://starodymov.ru/?p=41522
Леонардо да-Винчи: http://starodymov.ru/?p=29583
Роджер Бэкон: http://starodymov.ru/?p=29835
Чарльз Дарвин: http://starodymov.ru/?p=34106
Карл Маркс: http://starodymov.ru/?p=27348
Николай Бердяев: https://starodymov.ru/?p=41470
Сергей Ожегов: https://starodymov.ru/?p=35109
Дмитрий Ушаков: https://starodymov.ru/?p=40370
Владимир Даль: https://starodymov.ru/?p=39241
Лев Толстой: https://starodymov.ru/?p=42982
Владимир Ленин: http://starodymov.ru/?p=33074
План ГОЭЛРО: https://starodymov.ru/?p=38950
Владимир Бехтерев: https://starodymov.ru/?p=37153
Пётр Лесгафт (о нём у меня публикации нет, но вот любопытный факт из биографии): https://starodymov.ru/?p=40867
Георгий Плеханов: https://starodymov.ru/?p=30074
Александра Коллонтай: https://starodymov.ru/?p=40147
Константин Циолковский: https://starodymov.ru/?p=25589
Максим Горький: https://starodymov.ru/?p=36550
Николай II: https://starodymov.ru/?p=27351
Василий Жуковский: https://starodymov.ru/?p=40199
Николай Жуковский: https://starodymov.ru/?p=36908
Михаил Салтыков-Щедрин: https://starodymov.ru/?p=38791
Виссарион Белинский: https://starodymov.ru/?p=37745
К записи "Память. Могут ли “лучи смерти” спасти человечество?.. 120 лет назад таинственно погиб Михаил Филиппов" пока нет комментариев