Сто лет назад умер Николай Жуковский
Составлять сравнительные таблицы, кто персонально сделал наибольший вклад в развитие отечественной авиации, дело навряд ли перспективное – таких людей немало. И всё же если бы кто задался этой целью, имя Николая Егоровича несомненно оказалось бы на первых позициях.
Судите сами!
Именно Жуковский считается основоположником отечественной, и одним из основоположников общемировой гидро- и аэродинамики. Будучи прекрасным математиком, он выводил математические законы движения тел – жидких и твёрдых, в различных средах – жидких и воздушных. Выведенными им закономерностями по сей день по всему миру пользуются все без исключения конструкторы, создающие аппараты для движения в воздухе и в воде. Это не байка из серии «Россия – родина слонов», это факт, в котором нет ничего уничижительного для кого бы то ни было: в науке и технике каждый теоретик опирается на идеи других…
В 1892 году он рассчитал центр тяжести для воздухоплавательных снарядов (думаю, что с точки зрения инженера эта фраза некорректна, однако для нас, обывателей, думаю, понятна). А вёл он эти расчёты на основании наблюдений за полётом и парением птиц.
В 1989 году Николай Жуковский объяснил причины, по которым происходили аварии на Московском водопроводе, сделал доклад о явлении гидравлического удара, вывел направление для работ по устранению этого явления.
Николай Жуковский руководил постройкой аэродинамической трубы в Московском университете.
Николай Жуковский в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт в подмосковном Кучино (наверное, следует отметить, что создан он на частные средства промышленника и мецената Дмитрия Рябушинского).
В том же 1904 году Николай Жуковский вывел формулу, которая позволяла рассчитывать подъёмную силу крыла. Между прочим, он же теоретически смог доказать возможность выполнения летательным аппаратом «мёртвой петли» («петли Нестерова») – за двадцать лет до её реального осуществления.
Параллельно на протяжении многих лет он работал над теоретическими расчётами винта. В 1916 году он вывел закон, по которому по сей день рассчитываются форма и все параметры вращения винта.
Николай Жуковский в 1908 году при Московском высшем техническом училище (в будущем им. Николая Баумана), в котором преподавал много лет, создал Воздухоплавательный кружок, из которого вышла плеяда выдающихся отечественных авиаконструкторов, самый известный из которых – Андрей Туполев.
Годом позже в этом же учебном заведении создана аэродинамическая лаборатория, которую возглавил, конечно же, Николай Егорович.
В 1916 году при этой лаборатории открыто расчётно-испытательное бюро, целью которого стали расчёты прочности летательных аппаратов – его также возглавил Николай Жуковский.
Николай Жуковский стоял у истоков всей системы инженерно-авиационного обучения в стране. Именно он создал сначала Краткие теоретические курсы авиации (1913 год), затем на их базе – Московский авиационный техникум (1919), из которого со временем выросла Военно-воздушная академия.
Именно Николай Жуковский создал Центральный аэрогидродинамический институт – легендарный ЦАГИ с общемировой известностью.
…И это – только предельно краткая выборка достижений, которыми мы обязаны гению Николая Жуковского.
Сейчас не принято говорить ничего доброго в адрес большевиков и лично их лидера Ленина. Однако я – за объективность: за грехи пусть отвечают, а за добро пусть им воздастся!..
Владимир Ильич высоко ценил деятельность Жуковского. В 1920 году по его инициативе была учреждена премия им. Жуковского за достижения в области математики и механики. Тогда принято решение об издании трудов выдающегося учёного. Ну и материальная помощь, льготы ему и его семье.
Да вот только попользоваться лаврами Николаю Егоровичу уже не довелось: тяжело к тому времени больной, он ушёл из жизни 17 марта 1921 года.
Между прочим, Николай Егорович не принял теорию относительности Эйнштейна. Чтобы не ещё больше не погрязнуть в репутации профана, оговорюсь, что о физической сущности теории судить не берусь. А вот в философско-бытовом смысле отрицать формулу «всё в жизни – относительно» навряд ли кто станет.
.
Ещё о Николае Жуковском: http://starodymov.ru/?p=24011
Немного о городе имени Жуковского: http://starodymov.ru/?p=8252
О Чаплыгине – ученике и соратнике Жуковского: http://starodymov.ru/?p=36531
Московское общество воздухоплавания: http://starodymov.ru/?p=32792
Факт о Московском водопроводе (запись от 19 октября): http://starodymov.ru/?p=25863
Факт из истории МВТУ: http://starodymov.ru/?p=125
Андрей Туполев: http://starodymov.ru/?p=28333
«Петля Нестерова»: http://starodymov.ru/?p=24199
Военно-воздушная инженерная академия: http://starodymov.ru/?p=35706
ЦАГИ: http://starodymov.ru/?p=26569
Эйнштейн и его теория (запись от 7 июня): http://starodymov.ru/?p=22715
К записи "Гордость Отечества. Николай Жуковский" пока нет комментариев