Александра КОЛЛОНТАЙ:

МЫ МОЛОДЫ, ПОКА НАС ЛЮБЯТ!

К этой женщине можно относиться по-разному. Но отрицать факт, что эта представительница слабого пола зарекомендовала себя отнюдь не слабым человеком, невозможно. Она столько пережила, что хватило бы не на одну судьбу; достигла таких высот, что вряд ли ещё кому под силу. И в то же время навряд ли кто назвал бы её счастливой.

Впрочем, такой парадокс – не редкость в истории.  А с другой стороны, если человек сам избирает себе путь и добивается на нём немыслимых высот – быть может, это тоже своего рода аналог счастья?.. Счастье ведь – такая штука: все его жаждут, да не все могут объяснить, что в это понятие вкладывают…

Ну да ладно, оставим абстракции. Вернёмся к личности женщины, у которой юбилейные даты рождения и ухода из жизни сошлись на этих днях.

Речь идет об Александре Михайловне Коллонтай, урождённой Шурочке Домонтович.

Она появилась на свет полтора столетия назад, 1 апреля 1872 года в семье, которая имела всё: положение в высшем обществе, материальный достаток,  любовь. Её отец, военный историк Михаил Алексеевич Домонтович, занимал высокое положение при императорах Александрах – Втором и Третьем; дослужил до звания генерала от инфантерии. (Заметим в скобках, что  генерал Михаил Драгомиров, характеризуя его, написал в аттестации: «Был конь, да уездился». Столь язвительную оценку можно понять – Иван Драгомиров, его сын, застрелился из-за гипертрофированной любви к Шурочке). Мать нашей героини, Александра Мравинская, происходила из богатой семьи лесопромышленника. Родители дали детям блестящее образование. Александра-младшая говорила на нескольких языках, с детства писала рассказы, которые публиковались, музицировала. И при этом выросла красивой и обаятельной.

В 1890 году Шурочку представили при дворе. И тут она не осталась незамеченной – к ней посватался генерал-лейтенант Иван  Тутолмин, влиятельный военный деятель той поры; всю жизнь он оставался убеждённым холостяком, а тут дрогнуло сердце ветерана. Однако получил решительный отказ – восемнадцатилетняя красавица решила, что  выйдет замуж только по любви.

В жизни любви у неё оказалось много. Счастья – куда меньше. Об этом, впрочем, уже говорилось…

Её мужем стал троюродный брат – Владимир Коллонтай. От этой любви родился сын; однако семья просуществовала недолго – супруги расстались по идейным соображениям. Дочь генерала всерьёз увлеклась социалистическими идеями – на рубеже веков немало жаждавших эмансипации девиц поддалось этому модному в ту пору поветрию. На мой взгляд, это можно расценивать как своеобразный бунт пресыщенной молодёжи против устоявшейся жизни родителей – таких молодёжно-бунтарских вызовов история знает немало.

Уехав в Цюрих, Александра вскоре стала одним из лидеров международного женского движения – за равноправие, что тесно смыкалось с социалистическими лозунгами. Она сдружилась с такой же активисткой, имя которой сегодня широко известно – Инессой Арманд.

Трудно удержаться от реплики: движущей силой борьбы за эмансипацию в абсолютном большинстве выступали как раз дамы, у которых по тем или иным причинам не сложилась личная жизнь. Или тут обратная зависимость? Мол, не сложилась жизнь – иди в революцию…

Да и сейчас – много ли на политическом олимпе увидишь представительниц прекрасного пола, у которых на семейном поприще всё в порядке?.. Равно как и среди бунтарей любых колеров и оттенков, которых нынче расплодилось столько, что и не сосчитать. У верных жён и надёжных матерей – иные приоритеты в жизни, они от социальных бурь стараются держаться в стороне.

Итак, Александра Михайловна между семьёй и эмансипацией выбрала революционное движение.

На поприще революционной деятельности Коллонтай проявила себя истинной валькирией – это не я ей определил такую характеристику, её же современники. Участвовала в революции 1905–1907 годов. В июле 1917-го оказалась под арестом, однако её скоро отпустили – Временное правительство отличалось либерализмом, что его, по большому счёту, и сгубило. Принимала участие в знаменитом заседании ЦК партии большевиков, которое приняло решение о вооруженном выступлении, вошедшем в историю как Великая Октябрьская социалистическая революция. Во главе отряда матросов пыталась захватить Александро-Невскую лавру, что спровоцировало консолидацию верующих против большевиков, и стало одним из поводов для знаменитого «Воззвания» Патриарха Тихона, одобренного Священным Собором РПЦ. В период Гражданской войны возглавляла полиотрганы Красной армии, в частности, на Украине, а затем и в Крыму.

После окончания войны стала инициатором и активным участником формирования ряда советских и международных общественно-политических структур в области столь любезной её душеньке активной эмансипации.

Кредо Александры Михайловны по вопросам семьи и брака звучало вполне недвусмысленно:

«Брак революционизирован! Семья перестала быть необходимой! Она не нужна обществу, ибо отвлекает женщин от полезного государству труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей берёт на себя государство… Мы молоды, пока нас любят».

Она зарекомендовала себя сторонницей пресловутой теории «стакана воды» – сексом (оперируя современными понятиями) человек вправе заниматься с кем и когда возникнет желание, а мораль в этом вопросе является всего лишь буржуазным пережитком.

«Для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь формы длительного оформленного союза или выражается в виде преходящей связи. Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви».

Меня всегда забавляло, что от имени рабочего класса нормы морали прописывали выходцы в абсолютном своём большинстве из среды довольно развращённой интеллигенции царских времён; той самой интеллигенции, которая нередко черпала представления о народе в литературных салонах из умозрительных рассуждений своих же собратьев…

Ну давайте подумаем: что могла знать наша героиня о морально-этических воззрениях рядового труженика на брак и семью?.. Она попросту не знала русского народа – ни в детстве-отрочестве, ни в заграничном турне… Ну а в период революционных бурь народ и вовсе не изучишь…

Однако «пламенные революционеры» искренне верили, что народ хочет того же, о чём они прописали в своих воззваниях.

Как вот в данном случае – свободной любви.

Именно Александра Михайловна выступила инициатором введения в России понятия «гражданский брак», создав первую в стране такую «семью» с знаменитым красным военачальником Павлом Дыбенко – личность этого революционного деятеля заслуживает отдельного разговора, и, на мой взгляд, не слишком приятного (постараюсь со временем к нему вернуться).

Впрочем, это совершенно не отрицает истинные заслуги Александры Михайловны перед простым людом.

Она возглавила Женский отдел в ЦК ВКП(б), и на этой волне стала первым в мире женщиной-министром – Ленин доверил ей пост народного комиссара государственного призрения; в период беспощадной Гражданской войны и сразу после неё данное направление работы имело грандиозное значение. Должность позволила Коллонтай развернуться для реализации собственных представлений о роли и месте женщины в обществе. Стремясь максимально высвободить женщину от «семейного ярма» и направить её энергию на «общественно полезные дела», нарком провела в жизнь несколько законов, которые заложили основу государственной заботы о материнстве и детстве – в значительной степени она действует и поныне. В частности, с лёгкой руки наркома женщина получила право на развод. Равно как и на оплачиваемый декретный отпуск при рождении ребёнка. Всестороннюю охрану материнства Александра Михайловна считала важнейшей функцией государства.

При этом Александра Михайловна повела решительную борьбу с проституцией – «платную любовь» она отрицала.

Свои взгляды по данному вопросу Александра Михайловна изложила в статье «Новая женщина». Очень любопытная публикация – надо сказать. В ней рассказывается о том, какой, по мнению автора, должна стать эта самая «новая женщина»: свободная, самодостаточная, уважающая мужа и заслуживающая уважения с его стороны, сексуальная, но способная контролировать свои сексуальные порывы, отказавшаяся от ревности, принадлежащая обществу, но не мужу и семье… Но самое забавное в статье то, что автор на полном, как говорится, серьёзе советует жёнам подбирать любовниц для мужа, ну а мужьям, соответственно, рекомендовать жёнам «своих товарищей»… Такая вот идиллия…

Впоследствии Александра Коллонтай этой же теме посвятила несколько художественных литературных произведений – о борьбе сторонников традиционной семьи и новых свободных отношений.

В связи с этим Питирим Сорокин назвал революционерку нимфоманкой, которая никак не может пресытиться, и потому числил её среди потенциальных пациентов старины Фрейда.

Ну что ж, поговорили об интимном и личном, вернёмся к вопросам общегосударственным.

В 1922 году  – новый прорыв на ниве эмансипации. Коллонтай с благословения Сталина возглавила торговую миссию в Норвегии. А вскоре назначена послом всё в той же скандинавской стране. Нередко можно встретить утверждение, что Александра Михайловна стала первой в истории женщиной-послом; это не совсем так – ещё при царе Михаиле Фёдоровиче шведское посольство в Москве возглавляла фру Катарина Стопиа. Так что Александру Коллонтай если и можно считать первой женщиной-послом, то только с уточнением: нового времени…

Её успехи на новом поприще иначе как великолепными не назовешь. Главное – «красный дипломат в юбке» сумела растопить лёд в отношении норвежских «верхов» к Советской России. Действовала она самым незамысловатым способом, который в полной мере себя оправдал: обворожительная женщина, Александра Михайловна попросту очаровала горячих норвежских магнатов и политиков, приглашая их на приёмы и вечера. В ходе которых и объясняла выгоды от торговых связей со страной победившего пролетариата. Скандинавские «денежные мешки» просто не могли устоять перед прелестницей.

Знаменитая советская разведчица Зоя Воскресенская обращала внимание на такой нюанс: Коллонтай говорила на скандинавских языках со столь милым акцентом, что её говор сводил собеседников с ума. К тому же Александра Михайловна знала много народных и классических скандинавских стихов и притч, которые умело вставляла в разговор.

Результаты её деятельности впечатляют. В голодающую Россию пошло продовольствие. Позднее Александра Михайловна закупила в Швеции огромную партию племенного скота… Да и вообще она сделала очень много для налаживания экономических контактов между СССР и скандинавскими странами.

В 1940 году она немало сделала для того, чтобы в советско-финляндскую войну не вмешалась Норвегия, да и вообще, чтобы конфликт не разросся и завершился как можно скорее.

…Вечер её жизни оказался печальным. В августе 1942 года, когда Александре Михайловне было уже 70 лет, её разбил паралич, навсегда приковавший женщину к инвалидной коляске. Железная воля и в этом положении позволяла ей напряженно работать еще в течение десятилетия!

Она покинула наш мир в марте 1952 года, за несколько дней до 80-летия.

.

Михаил Драгомиров: http://starodymov.ru/?p=35733

Про барышень, ударившихся в революцию: http://starodymov.ru/?p=37758

Женщина и революция: http://starodymov.ru/?p=37175

Российская интеллигенция и народ – революция: http://starodymov.ru/?p=33074

Советско-финляндская война: http://starodymov.ru/?p=31569

«Гражданский брак»: http://starodymov.ru/?p=28812

Ещё немного о теории «стакана воды»: http://starodymov.ru/?p=39137