10 июня отмечается Всемирный день модерна
(World Art Nouveau Day).
Праздник был учреждён в 2013 году по инициативе венгерского журнала Szecessziós Magazin и проведён в Музее прикладного искусства там же, в Будапеште.
Эта инициатива была поддержана европейским движением Réseau Art Nouveau Network в Брюсселе (Бельгия) и Art Nouveau European Route в Барселоне (Испания).
Организаторы праздника не случайно выбрали в качестве даты его празднования день 10 июня Эта дата символична как день памяти двух ушедших великих архитекторов эпохи модерна: Эдёна Лехнера и Антонио Гауди. К слову Лехнер был архитектором того самого Музея прикладного искусства в Будапеште, построенного в конце 19 века по его проекту, где в 2013 году впервые и был проведён Всемирный день модерна. День памяти этих двух замечательных архитекторов стал для организаторов праздника символом и послужил основной его цели – сохранению памяти культурного наследия эпохи модерна.
Уход от интерпретаций художественных стилей прошлых исторических эпох, а также попытка соединить практичное мировосприятие в эпоху индустриализма с символизмом и романтизмом привели к рождению в конце 19 века нового художественного стиля, получившего название «Модерн».
Стоит упомянуть о том, что в разных странах этот стиль именовался по-разному: Аrt Nouveau – во Франции, Jugendstil – в Германии, Modernismo – в Испании, Modern Style – в Англии, Secession – в Австро-Венгрии, Модерн – в России и т.д. Разное звучание названия стиля, по сути своей, означало с небольшими расхождениями основную суть стиля – новый, современный, молодой, отдельный или особый. Основным стремлением модерна стала попытка примирить практицизм и функциональность с эстетическим восприятием мира, с природой и её красотой.
Работая в этом направлении, многие архитекторы с интересом и успешно внедряли в практику использование новых строительных материалов и технологий (сталь, бетон), стремясь уходить от прямых линий и углов, симметрии, отдавая предпочтение плавным изгибам, линиям, орнаментам. Эти же черты были присущи в эпоху модерна и творчеству скульпторов, живописцев, графиков, ювелиров.
Зародившееся в Европе в 1999 году движение Reseau Art Nouveau объединило архитекторов, искусствоведов, культурологов, деятелей культуры и искусства, работников музеев, реставраторов с целью изучения развития стиля Модерн, а также сохранения его наследия и памяти.
Празднование Всемирного дня модерна, как правило, носит тематический характер. Каждый год мероприятия посвящены тем или иным элементам архитектуры, скульптуры, созданным по канонам стиля модерн. Ежегодно в большинстве стран Европы с этой целью они проводят фотоконкурсы, выставки, экскурсии и семинары, издают книги и работают над документальными фильмами, посвящая их уникальному феномену в истории культуры и искусства – стилю Модерн.
(Сайт calend.ru )
.
Забавно, но в СССР этот стиль был утверждён как приоритетный в 1955 году Постановлением ЦК КПСС, осуждавшем излишества в архитектуре – так называемый сталинский ампир.
На смену ему пришёл новый стиль, известный в мировой практике как модернизм, и его ответвление брутализм (от франц. «необработанный бетон»).
Жилые «хрущёвки»-скороспелки также относятся к этому стилю. По этому поводу я уже высказывался: конечно, жить в этих маломерках было не слишком удобно, однако именно таким образом в стране решалась острейшая жилищная проблема: http://starodymov.ru/?p=20663 .
Вот такой вот парадокс: стилю полтора столетия, а празднику его – только десять лет!
Примеры удачного советского модернизма:
Кремлёвский дворец съездов: http://starodymov.ru/?p=38942
Останкинская телебашня: http://starodymov.ru/?p=34747
Здание СЭВ («книжка» на Арбате; между прочим, это здание построено на месте располагавшейся здесь до революции крупнейшей Новинской женской тюрьмы):
Кинотеатр «Россия»:
Ансамбль на Поклонной горе: http://starodymov.ru/?p=26379
Гостиница «Космос»:
Здание Курского вокзала: http://starodymov.ru/?p=37709
Здание библиотеки им. Карла Маркса в Ашхабаде: http://starodymov.ru/?p=42301
Областной театр в Житомире: http://starodymov.ru/?p=27705
.
Некоторые имена наиболее известных представителей стиля:
Ле Корбюзье: http://starodymov.ru/?p=36266
Оскар Нимейер:
Вальтер Гропиус:
Михаил Посохин:
Виктор Егерев:
.
Впрочем, архитектура всё же не моя тема. Просто факт заинтересовал.
К записи "“Шик-модерн”, – говорили в моё время о чём-то прекрасном. Так вот, сегодня – юбилей модерна!" пока нет комментариев