СОМНИТЕЛЬНЫЙ «КОНСТРУКТ»
См.: https://starodymov.ru/?p=42285
По телевизору рассказали о выставке в Москве скульптура Вадима Ивановича Космачева. Сейчас весьма успешный художник в Германии. Оказывается, его не понимали в СССР. Свидетельствую – не понимали. Он автор железной инсталляции у библиотеки Карла Маркса – издали похожей на бригантину. Соответственно, кафе в подвале называлось «Бригантина».
Кто только эту «скульптуру» ни хаял! Она просуществовала довольно долго, но, в конце концов, ее снесли.
При этом, действительно, ракурс и светофильтр на фото творят чудеса. На снимке чувствуется при небольшой толике воображения парусник на ослепительно белом фоне далекого здания. Здание – не библиотека, в громаде которой теряется «вмазанная» в нее скульптура. Это виднеется более аккуратное, облицованное светлым, почти белым ракушечником здание какого-то министерства. (Вроде, это здание ВПО «Туркменгаз», если не ошибаюсь, в названии).
На деле – грязно-серый бетон, он не штукатурился по замыслу архитектора, и кубические формы, из которых бьют водяные струи, просто убивают композицию. На мой взгляд, она буквально кричит, что этой скульптуре здесь не место.
В конце концов, даже очень лояльные к скульптурам партийные начальники Туркмении убрали эти трубы. Вроде об этом я читал в воспоминаниях второго секретаря ЦК КПТ Рачкова. Я не о лояльности, а о решении.
Насчет лояльности я нисколько не преувеличиваю. Другое дело, в чем ее причина. На мой взгляд, тут сложилось много всего. Природная деликатность, не свойственная местному менталитету форма, отсутствие исторической традиции и в то же время ограниченность образования и собственный неинтерес к вопросам культуры.
Вот, что о скульптуре сообщает «Википедия»:
«Вадим Иванович Космачёв (Vadim Kosmachof или Kosmatschof род. 4 октября 1938, г. Калуга) — советский, а впоследствии австрийский и немецкий скульптор, график и живописец. На рубеже 1960—1970-х Космачев стал одним из главных проводников модернизма в советской монументальной пластике. В 1979 году Космачев покинул СССР. Его работы немецкого и австрийского периода демонстрируют развитие от жестких геометрических форм индустриального модернизма к пониманию скульптуры как «живой» органической формы, способной меняться в зависимости от множества факторов: смены климата, источника энергии и зрительских реакций».
«В 1974 году Абдулла Ахмедов — главный архитектор города Ашхабада привлекает Космачева к созданию масштабной скульптуры перед фасадом нового здания Государственной республиканской библиотека Туркменской ССР им. Карла Маркса (ныне Культурный центр Республики Туркменистан). Ахмедов, будучи большим поклонником Ле Корбюзье и Кензо Танге, искал скульптора, способного мыслить вне категорий иллюстративной изобразительности, а таковыми в культуре официального и полуофициального искусства тех дней (не говоря уже об апологетах соцреализма) были единицы. Космачев придумал двадцатиметровую вантовую композицию под названием «Музыка в чёрном металле», которую он позднее стал называть «Конструктой». Вместе с Космачевым в Ашхабаде работали Эрнст Неизвестный, Николай Силис, Владимир Лемпорт, Леонид Соков, которые занимались оформлением фасадов и внутреннего двора здания и примыкающих к центру города объектов».
Как написано! Борцы света и добра! А люди? А зачем этих ничтожных существ спрашивать? Будут ходить и восхищаться, а ходили и плевались!
Кстати, смотри фото, скопированное из «Вики». Тоже ведь художественная фотография, а если посмотреть на «Конструкт» в будний ашхабадский день? Как минимум, неоднозначное решение разместить его у здания библиотеки.
.
О культуре и о скульптуре: https://starodymov.ru/?p=15504
К записи "Из почты. Один из самых спорных памятников Ашхабада советской поры. Из архива Сердара Овлякулиева" пока нет комментариев