Я Б В СТРОИТЕЛИ ПОШЁЛ…
Мы часто произносим банальности. Причём, едва ли не самые банальные среди всех банальностей, это рассуждения по поводу воспитания детей. Что, де, это самое сложное дело, которым мы, однако же, занимаемся спонтанно, по наитию, между тем, как воспитание это происходит само собой, помимо нашего активного участия, а в основном на уровне личного примера… Ну и так далее – каждый легко может продолжить этот перечень.
Ну а теперь – по сути.
…Когда мне поручают кого-то из внуков, стараюсь отнестись к делу с максимальной ответственностью. В ряде случаев сознательно поступаю так, как считаю нужным, иной раз срываюсь в неправоту, терзаясь впоследствии совестью… Тут – всё понятно.
Но иной раз просто не знаешь, как правильно поступить.
Нашему внуку Захару сейчас пять лет и четыре месяца. Мальчик активный, иногда идеальный, иногда безобразничает, иногда ласковый, иной раз обидчивый, то дуркует, то радует… Ребёнок, в общем.
Но вот какая у него особенность.
Любит стройку, земляные работы, соответствующую технику, и всё, связанное с данной сферой деятельности. Ну а поскольку в Москве сейчас нескончаемый ремонтно-строительный бум, внуку есть где приложить свою энергию. И всюду сразу находит общий язык с рабочими, в том числе с гастарбайтерами.
Как-то около трёх часов трудился с рабочими, которые готовили съезд с дороги к гаражному комплексу. Своей пластмассовой лопаткой пытался копать грунт, потом ровнял дно траншеи… Помогал протаскивать по трубе под асфальтом гофрированную трубу, сквозь которую, в свою очередь протаскивали кабель… Пытался долбить ломом асфальт; не получилось, конечно, силёнок пока маловато… Тогда принялся помогать устанавливать бордюры; пришлось показывать что такое и как пользоваться монтажным уровнем (который пузырьком воздуха в запаянной ампуле показывает горизонталь)… Загружал грунт в тачку, выравнивал песочную подушку, рассыпал щебень… Да и много чего проделал.
Конечно, строителям он больше мешал, чем помогал. Однако они воспринимали его с весёлой благожелательностью. Надели на внука оранжевую робу-жилетку; а когда пришла-таки пора уходить, её ему же и подарили. Теперь он в ней часто щеголяет; я ему пришил кнопку-застёжку у шеи, чтобы жилетка не спадала…
…Если где поблизости ломают или укладывают асфальт, Захар бежит туда – помогать.
…Где требуется рассыпать щебень, или, напротив, собирать ломанный асфальт в кучи, Захар бежит туда – помогать.
…Коряга перегородила дорогу – тут же начинает её убирать; ещё и командует: «Помогай, дед!»…
…Обрезанные ветки дерева завалили тротуар – не упокоился, пока сволок их с прохожей части, расчистил проход, ещё и лопаткой сгрёб опавшие листья и крылатые семена.
…Строители укладывали асфальт, а потом бросили недостеленную дорожку в нескольких метрах от канавки, оставленной для установки бордюра. Захар натаскал песка, устроил пандус для съезда с асфальта на грунт – песок оказался с примесью не то глины, не то цемента, и съезд, затвердев, служил велосипедистам несколько месяцев. Через канавку примости доску – для тех же велосипедов и самокатов.
И подобных примеров можно привести – массу.
Вот и не знаешь, как тут быть. С одной стороны, это ж здорово, что мальчишка настолько искренне старается помогать людям, освобождать дорожки и устраивать пандусы. А с другой… Работают огромные камнедробилки и экскаваторы, загружаются многотонные самосвалы… И Захар тянется сюда, чтобы своей пластмассовой лопаткой помочь исполину экскаватору. Да и люди ведь разные встречаются, все по-разному реагируют на активного мальца, который мешается со своим игрушечным инструментом…
Ведь не объяснишь же внуку, в каких случаях следует вмешиваться, а в каких нет; где проходит грань похвального и раздражающего…
Опять же…
Абсолютное большинство детей возятся, бегают, катаются на детской площадке. Ну, самокатчики гоняют по дорожкам… Это как-то естественно, нормально и по возрасту закономерно.
И только наш внук всё время тянется к ломанному асфальту, к кучам щебня и песка, к ревущей и грохочущей дорожной технике…
Я решил занять выжидательную позицию. Не поощряю это его увлечение, но и не запрещаю. Только стараюсь всё время держаться рядом: и его страховать, и смотреть, чтобы всё же рабочим не слишком мешал. А дальше – дальше видно будет.
.
Захар и ЖКХ: http://starodymov.ru/?p=36894
Захар и снежная городка: http://starodymov.ru/?p=36309
Захар и полиция: http://starodymov.ru/?p=40666
Захар и память о Победе: http://starodymov.ru/?p=40508
Захар и театр: http://starodymov.ru/?p=40190
Захар и круиз: http://starodymov.ru/?p=38393
Захар и автобусная остановка: http://starodymov.ru/?p=38264
Захар и трамвай в Нижнем Новгороде: http://starodymov.ru/?p=38169
Захар и фонтан: http://starodymov.ru/?p=37806
Захар и строительство трубопровода: http://starodymov.ru/?p=37702
Захар и кинотеатр «Слава»: http://starodymov.ru/?p=37517
Захар и шарик: http://starodymov.ru/?p=36602
Здравствуй, Николай.
Интересная сейчас жизнь у твоего внука. Я считаю, что это просто отлично, когда человек может получать удовольствие от физической работы. И не просто удовольствие, а испытывать интерес и удовлетворение от содеянного. Это же настоящий процесс творчества и созидания. Человек не может и не должен жить без посильного физического труда, чем бы он ни занимался, какой бы профессией ни владел. Все мы помним со школы, что физический труд благотворно влияет на работу мозга и в определённой степени развивает его. Сейчас у Захара счастливый период, он постигает мир, делает свои детские открытия. Представляю, как он счастлив, когда ощущает, что вписывается в этот огромный мир со своей маленькой лопаткой и приносит этому миру пользу. Он строит жизнь! Конечно со временем, он увидит и осознает, как много и других дел, в которых можно активно участвовать. Он насытится камнями, ветками, гравием и палками и расширит свои трудовые горизонты не только доя физического, но и для умственного труда. Главное, что видно из рассказа о Захаре, – ему необходимо творческое познание и творческое взаимодействие с окружающим миром.
Думаю, что это естественно, когда мальчика тянет к таким физическим занятиям. Сейчас ему необходимо в них наиграться и реализовать себя в этой игре, в этом труде, в этом серьёзном, настоящем детском деле. Тогда можно переходить к новым делам, свершениям, открытиям!
С уважением и лучшими пожеланиями,
Светлана