«ДЕНЬ ВОЙНЫ»

13 июня 1942 года 160 кинооператоров по всей стране снимали хронику

для картины с таким названием

Вновь и вновь не могу удержаться, чтобы не выразить недоумение по поводу того, что некоторые эпизоды Великой Отечественной войны, которые могли бы стать знаковыми, по неведомой причине остаются в забвении. Ну ладно, не в забвении, а как-то в затемнении…

В данном случае – а о чём речь, сказано в заголовке – могу предположить, что причина в том, что разговор пойдёт не собственно о войне, а об идеологии. А нынче у нас принято советскую идеологию демонизировать, роль идеологических органов в годы войны игнорировать, а все начинания, которые исходили от Главного Политического управления Красной армии, предавать анафеме. В оценке деятельности политорганов в годы Великой Отечественной войны единственно правильной определена оценка Маршала Георгия Жукова – а это фигура сакральная, и его точка зрения сомнению не подлежит.

Между тем, на мой взгляд, ни одно направление деятельности Партии и Правительства во имя Победы недооценивать неправильно. И деятельность политорганов – в том числе.

После сей преамбулы и поведу речь о событии, о юбилее которого хочется поговорить.

Итак, 13 июня 1942 года в историографии Великой Отечественной войны стало днём особым, но забытым. О событиях этого дня снят документальный фильм, который впоследствии демонстрировался не только в нашей стране, но и прошёл – где в полном варианте, где в сокращённом виде – по экранам ряда стран мира.

Между прочим, премьерный показ в Великобритании состоялся в день рождения Сталина, 21 декабря того же года.

Кто персонально предложил столь широкомасштабную акцию, доподлинно неизвестно. Но очевидно, что без одобрения Сталина её навряд ли смогли осуществить с таким размахом.

Кто-то вспомнил, что подобную идею ещё в начале 30-х высказали Максим Горький с Михаилом Кольцовым: снять документальный фильм «День мира» – показать размах всесоюзного созидательного труда. Но тогда что-то не срослось, потом Горький умер, Кольцова (нашёл, с кем роман крутить!) расстреляли, и идея тихо заползла под сукно – от греха подальше. А теперь вот выглянула из своего убежища: как, мол, может, пришла пора воспользоваться?.. Ан и пришлась ко двору.

Удивительное совпадение – думаю, что это и в самом деле всего лишь совпадение, на которые столь щедра матушка-История. Дело в том, что буквально накануне, 12 июня 1942 года с поста начальника Главного Политического управления Красной армии был снят недоброй памяти корпусной комиссар Лев Мехлис, и на эту должность назначен Александр Щербаков. Напомню, что Александр Сергеевич на тот момент исполнял обязанности секретаря ЦК ВКП(б) по идеологии, первого секретаря Московского городского и областного обкома партии, председателя Совинформбюро, и занимал ещё ряд важных постов, каждый из которых требовал времени и внимания. А теперь вот ещё и ГлавПУр…

Так вот, вполне очевидно, что Щербаков за сутки при всём желании не успел бы осуществить такой грандиозный проект. Вконец дискредитировавший себя Мехлис, только что вернувшийся с южного фланга фронта, где Красная армия потерпела разгромное поражение, также явно не имел прямого отношения к идеологической операции.

Тем не менее, она состоялась. Если кто подскажет автора идеи и координатора её реализации, буду признателен. Конечно, можно предположить, что им был всё же Щербаков, но навряд ли у руководителя Совинформбюро хватило бы полномочий на такой масштаб.

…Работа операторов-хроникёров на фронте всегда была опасной. Где блеснёт линза объектива – противник тут же решит, что снайпер притаился… Я встречал информацию, что из всех кинодокументалистов на фронте погиб каждый четвёртый. Верю…

А камеры-то какие были!.. Пружинные. Одного завода хватало на 30 секунд работы – правда, зимой, летом, когда тепло, чуть дольше. Отснял – и меняй позицию, чтобы не засекли. На каждую съёмку составлялся формуляр: где снимал, в какое время, кто запечатлён… Учёт старались вести строгий…

…Итак, 160 операторов с помощниками заблаговременно отправились на выполнение задания. От линии фронта до Дальнего Востока, от Заполярья до Средней Азии… От кремлёвских кабинетов до партизанского отряда, кабины самолёта на боевом задании, угольного забоя, рыболовецкого траулера, кабины хлебоуборочного комбайна… И никаких постановочных съёмок – всё натуральное!..

Право, если бы я был вхож в архив кинофотодокументов, постарался бы поискать имена, пусть не всех, но хотя бы некоторых операторов – кто персонально какие конкретные съёмки произвёл. Но нет в открытом доступе таких раскадровок, буквально единицы.

А что есть?.. Вот некоторые сюжеты.

Съёмки в Москве: памятники, аэростаты, патруль, колонна красноармейцев (в «сопроводиловке» уточняется: десантников) по Большому Москворецкому мосту шагает на фронт…

Заполярье: съёмки на поле боя, спасение раненого, эвакуация тела погибшего в разведке политрука…

Севастополь: город ещё держится; и никто не знает, что совсем скоро командование эвакуируют на подводной лодке, а десятки тысяч бойцов останутся брошенными на милость судьбы – кто на смерть, кто на плен, и только кому очень повезёт, на партизанство…

Где-то на Северо-Западе: оператору удалось заснять огневой налёт нашей артиллерии на гитлеровский опорный пункт. Кто знает, быть может, специально устроили показные стрельбы – чтобы знали родные там, в тылу: спасибо за снаряды, мы дерёмся, и пусть Гитлер не надеется на спокойную жизнь.

А вот фрагмент передышки между боями на одном из участков Западного фронта… Признаться, я доподлинно не знаю, как в годы войны рядовые бойцы относились к боевым листкам и стенгазетам. Думаю, что к их изготовлению – без энтузиазма. Но в музеях я видел реальные боевые листки, фронтовые… Значит, хранили их бойцы, носили в своих «сидорах», чтобы потом, по возвращении домой, в родной хате в «красный угол» на стенку повесить… Так вот, в сюжете – бойцы готовят стенгазету про подвиги двух человек: комиссара, который лично трижды водил подчинённых в штыковую, и про товарища-разведчика…

Следующий сюжет – тоже показательный. На фронтовом аэродроме выступает пианист Эмиль Гилельс, исполняет произведение Рахманинова. Сидят и слушают бойцы… А тут на посадку заходит наш истребитель – с задания вернулся Пётр Ерёменко, один из множества «сталинских соколов», воздушных тружеников войны. В другом сюжете перед бойцами выступает певица Лариса Александровская… Сколько их насчитывалось – концертных бригад, ездивших по фронтам!..

Отправка транспортного самолёта с продуктами для осаждённого Ленинграда. И панорама самого города на Неве с борта самолёта – полетел оператор, не убоялся опасности. Заседание Военного совета Ленинградского фронта: Андрей Жданов, генерал Леонид Говоров, Алексей Кузнецов… Передний край Ленинградского фронта – где-то здесь, быть может, даже запечатлелся в кадре, воевал мой дед, ещё не посечённый осколками… Знаменитый снайпер Дошибай Одинов убивает 104-го гитлеровца; и ещё девушки-снайперы. А потом – жуткие кадры: разбитый прямым попаданием детский садик, погибшая девочка; похороны… Спасибо оператору за столь пронзительный сюжет!..

А теперь – Баренцево море: оператор с подводной лодкой уходит на боевое задание. Фамилия его известна – скорее всего, зафиксирована в приказе на боевой поход: Михаил Ошурков. Командир подводной лодки – Герой Советского Союза Иван Колышкин.

Следующий сюжет снят, по всей видимости, бортовой камерой. Лётчик-истребитель Пётр Сбигнев сбил «мессер».

Сюжет о действиях партизан – съёмки реальные, несколько операторов и к партизанам доставляли. Бой с фашистской венгерской частью, убито 102 оккупанта, освобождённое село… И суд над местным предателем; приговор тут же приводится в исполнение.

И опять авиация. Похороны погибшего лётчика; и – как месть – бомбёжка гитлеровского военного аэродрома. Оператор снимает разрывы внизу с борта бомбардировщика.

Немного официоза. Вячеслав Молотов после знаменитого визита на бомбардировщике в США. Михаил Калинин подписывает телеграмму британскому королю Георгу VI. Алексей Бадаев вручает Золотые звёзды Героев…

Кадры самоотверженно работающего тыла: оружейники, шахтёры, нефтяники, хлеборобы, рыбаки, рабочие Челябинского тракторного…

И сразу вспоминается… Мой папа в ту пору был ещё мальчишкой, а работал в поле – всё для Победы. В угольных шахтах Кузбасса горный инженер Юрий Волков, сын безвинно расстрелянного Николая Николаевича Волкова (о судьбе которого я сейчас работаю книгу), именно в тот год предложил принципиально новый, «сухой» способ обогащения угля, позволивший значительно повысить добычу «чёрного золота», за что, подпадая под категорию “сын врагов народа”, удостоен ордена Ленина.

…Друг мой читатель! Ну согласись, что одно лишь перечисление сюжетов (беглое неполное перечисление) заставляет впечатлиться фильмом!..

Ну а теперь – несколько реплик уже за рамками собственно картины.

Автором сценарного плана картины стал Алексей Каплер – тот самый, который дорого расплатился за роман со Светланой Сталиной.

Режиссёр картины – Михаил Слуцкий. Через год его арестуют, «до кучи» с Каплером.

Вот фамилии некоторых операторов (нашёл в одном из источников): Соломон Коган, Николай Подгорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман…

Текст читал, конечно же, Юрий Левитан.

…Что к этому добавить?.. Конечно, фильм – агитка. На момент его съёмок никто в Советском Союза и предположить не мог, какие кошмарные события уже начались на южном фланге фронта, но ещё не проявились в полной мере; масштаб трагедии 2-й Ударной армии ещё не определился, да и судьба генерала Власова тоже…

И всё же… А кто сказал, что в годину тяжких испытаний не нужны фильмы-агитки?.. Нужны, даже необходимы!.. Они подкрепляют веру в победу у крепких духом, пробуждают надежду на лучшее у тех, кто пожиже, поддерживают слабых… Если предельно коротко, суть фильма можно выразить словами: МЫ СРАЖАЕМСЯ, И СДАВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕМСЯ!..

.

Александр Щербаков: http://starodymov.ru/?p=39462

Георгий Жуков: http://starodymov.ru/?p=36334

О фронтовых журналистах: http://starodymov.ru/?p=39277

Оборона Севастополя: http://starodymov.ru/?p=40607

Фронтовые концертные бригады: http://starodymov.ru/?p=40186

Осаждённый Ленинград боролся: http://starodymov.ru/?p=39158

Андрей Жданов: http://starodymov.ru/?p=30952

Мой дедушка Пётр Евсеевич Лобач на Ленинградском фронте: http://starodymov.ru/?p=27325

Мой отец Александр Васильевич: http://starodymov.ru/?p=1943

Николай Николаевич Волков: http://starodymov.ru/?p=32319

Юрий Левитан: http://starodymov.ru/?p=39425

Михаил Кольцов: http://starodymov.ru/?p=27159

А вообще-то журналистов на боевые задания фронтовики брать не любили: http://starodymov.ru/?p=23014