ЩЕРБАКОВ И ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Начало публикаций: http://starodymov.ru/?p=39384
Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39439
На протяжении войны Александр Щербаков стал инициатором и принимал участие в работе многих мероприятий самого различного уровня – в данный момент я имею в виду идеологических. Рассказать обо всех попросту невозможно. Однако заострить внимание на некоторых представляется всё же необходимым.
Тема Совещания по вопросам истории, проходившего летом 1944 года до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии среди специалистов. Оно ведь и в самом деле: идёт война, которая всасывает огромное количество человеческих жизней и материальных средств, линия фронта отползает на запад, оставляя после себя поистине выжженную землю, народ изнемогает под бременем, имя которого «Все для фронта, всё для Победы!»…
Какая тут история?.. С действительностью бы разобраться, о будущем подумать!.. А с историей уж как-нибудь потом…
И при этом Совещание закрытое, едва не секретное.
Однако же мы знаем, что Сталин ничего не делал зря, никогда не принимал столь масштабных решений вдруг, не продумав задачу заранее.
Так зачем понадобилось Совещание? И какая роль в его работе отводилась Александру Щербакову?
Великая Отечественная война вынудила Сталина пересмотреть многие собственные воззрения предвоенного периода. И не только собственно напрямую касающихся вопросов обороны. О некоторых, например, о потенциале славянизма, уже шла речь выше…
А вот теперь дошла очередь и до исторической науки.
Подготовка к Совещанию осуществлялась заблаговременно. Основной тягловой лошадкой в этом нелёгком деле и стал Александр Сергеевич. Он провёл всю организаторскую работу по его подготовке; он же выступал в роли сопредседателя Совещания. Согласимся, что для того, чтобы руководить подобным форумом амбициозных учёных, которые ещё задолго до открытия Совещания начали отчаянную грызню между собой по вопросам как принципиальным, так и сугубо конъюнктурно-межличностным, от председателя требовалось владеть ситуацией, хотя бы в общих чертах разбираться в рассматриваемых исторических вопросах. Напомню, что Щербаков окончил Институт красной профессуры, так что высшее образование имел – пусть не фундаментальное, пусть идеологизированное, но всё же позволявшее ориентироваться в ходе полемики.
При этом требуется особо подчеркнуть, что Совещание проходило в течение двух месяцев, так что совмещать председательство на нём с напряжённой повседневной работой на других участках, от которых его никто не освобождал, Щербакову было непросто.
Однако отметим мимоходом: если руководитель правильно организует работу, она продолжается и в его отсутствие…
Так вернёмся к вопросу: зачем потребовалось проведение Совещания?.. У учёных историков имеются различные версии ответа на этот вопрос. Выскажу свою точку зрения и я.
Прежде всего, летом 1944 года исход Великой войны уже не вызывал сомнения. Пришла пора подумать, каким сложится послевоенный мир?.. Какими последствиями чревата перекройка государственных границ и переформатирование сфер влияния в Европе, да и в остальном мире?.. Какими могут стать последствия крушения колониальной системы?..
Помочь ответить на эти вопросы мог анализ аналогичных социальных катаклизмов минувших веков.
События ближайшего прошлого (на тот момент) показывали, что категорическое отрицание достижений истории России, в том числе и царского периода – неправильно. Историкам предлагалось критическим оком оценить, что из наследия былых времён следует задействовать в пути к светлому будущему, а от чего следует и в самом деле напрочь отказаться.
И как продолжение, вытекающее из сказанного… Образы и примеры кого из деятелей дореволюционной России могли бы использоваться в идеологической работе современности, а к каким следует обращаться лишь в качестве примеров отрицательного порядка. Имена Александра Невского, Александра Суворова, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого, Фёдора Ушакова, Павла Нахимова, некоторых других военных деятелей уже извлекли из запасников истории; а кого следовало бы вспомнить ещё?..
Особое место занимал на Совещании национальный вопрос. То, что именно Россия и русский народ вынесли на своих плечах основную тяжесть войны – эта тема уже начала подниматься в прессе; и не у всех это вызывало понимание и одобрение. Так вот, вопросы великодержавного шовинизма, антисемитизма, отношения к немецкой нации – обсуждались и они.
Мы помним, что на излёте Брежневской эпохи всерьёз поднимался вопрос о том, что пора отказаться от национальности и принять формулу «новая историческая общность людей – советской народ». Однако едва СССР шатнулся, тут и оказалось, что у этой эффектной формулировки реального наполнения нет.
Наверное, Сталин также испытал шок, когда стало известно, что из многочисленных экс-советских граждан гитлеровские генералы сумели сформировать целые добровольческие национальные соединения. В этих условиях требовалось осмысление (или точнее сказать, переосмысление) длившегося века процесса формирования Российской империи с точки зрения присоединения этносов и взаимоотношений их с русской нацией.
…Совещание получилось бурным, и – увы! – малоэффективным. Учёные больше ссорились и навешивали друг на друга ярлыки, чем искали соприкосновения точек зрения. Причём, нередко ярлыки использовались такие, за которые оппонентов могли бы в духе времени и отправить из академических кабинетов прямиком на «стройки народного хозяйства»…
Неправда, что истина рождается в споре. Нет такого спора, который породил бы истину!.. Истина возможна только там, где её ищут, а не доказывают.
Потому материалы Совещания в полном объёме не получили распространения. Во всяком случае, в ту пору, когда форум историков проходил.
.
Александр Невский: http://starodymov.ru/?p=37629
Александр Суворов: http://starodymov.ru/?p=36011
Дмитрий Донской: http://starodymov.ru/?p=35318
Михаил Кутузов: http://starodymov.ru/?p=29377
Богдан Хмельницкий: http://starodymov.ru/?p=26842
Фёдор Ушаков: http://starodymov.ru/?p=34207
Павел Нахимов: http://starodymov.ru/?p=25770
«Новая историческая общность людей – советский народ»: http://starodymov.ru/?p=24600
К записи "Историческая наука. Александр Щербаков. Ч.-7. Совещание о том, каким стать послевоенному миру" пока нет комментариев