Щербаков и международное антифашистское движение

Первая публикация: http://starodymov.ru/?p=39384

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39436

Рассказывая о деятельности Александра Сергеевича Щербакова, считаю необходимым особо остановиться на одном пункте, значение которого, на мой взгляд, здорово недооценивают политики на всём протяжении развития нашей державы, начиная с Екатерины Великой. А именно: поговорить о славянстве как уникальном явлении на этнической карте человечества.

Конечно, я понимаю, что знатоки истории тут же могут попенять: мол, как это недооценивали, коль мы Архипелагские экспедиции отправляли, и славянские Балканы освободили от османского владычества?.. Отвечаю: во-первых, этот пример – только разовая акция со стороны России, а во-вторых, чего уж тут лукавить самим себе, программой-максимум мы имели в виду прорыв к Проливам, ослабление Османской империи, а потом уж освобождение братских народов, как следствие решения глобальной задачи…

Как известно, интернациональная идея, под знаменем которой свершился Октябрь 1917 года, мировая революция, во имя которой на просторах России бушевала Гражданская война – эти лозунги показали свою недееспособность. Осознав эту истину, Сталин перенаправил политику в русло опоры на собственные силы; основой её стала совокупность народов Советского Союза, без выделения какой-либо одной национальности.

Таким образом, центр славянского движения оказался выдавленным за границу, в эмигрантские круги. Мощные диаспоры со славянскими скрепами сформировались в результате в Соединённых Штатах Америки и Канаде, в Латинской Америке, в Китае, даже в Австралии…

Такая картина сохранялась вплоть до начала Второй мировой войны, и до её кульминации – Великой Отечественной войны советского народа. В результате бесчеловечной политики Гитлера и его клики славяне стали одним из самых гонимых этносов. Что заставило многие из них сплотиться ради общего отпора очередной волне «дранг нах остен».

История безжалостно свидетельствует, что мы, славяне, далеко не всегда являем миру пример единства и способности к совместному противоборству вражеским нашествиям. Слишком часто внутренние дрязги оказываются сильнее осознания столь очевидной, казалось бы, истины, что только вместе мы можем противостоять нашествию любой силы – тевтонской, англо-саксонской, крестоносной, ордынской, общеевропейской, общеазиатской…

Древний иезуитский лозунг «Разделяй и властвуй!», который умело используют наши иноземные партнёры, подобно рже разъедает славянское единство… Да что там разъедает – почти что вообще уже разъел.

Я не утверждаю, что славянское братство в силах сегодня противостоять могучему напору вражеских сил. Но зато утверждаю другое: потенциал этого славянского братства наши правители не используют и в малой степени. А оно могло бы оказать содействие России в нынешних условиях, если бы пользовалось со стороны России хоть малейшей поддержкой.

В ближайшее время планируется проведение очередного Всеславянского съезда. Россия на государственном уровне в этом не участвует. Нынешние правители не понимают – по всей видимости, не желают понимать – перспективы ставки на славянство как на действенную силу.

Зато мгновенно понял и оценил её Сталин, когда в июле 1941 года к нему с докладом пришёл Александр Щербаков, который предложил сформировать всемирную антифашистскую организацию – Всеславянский комитет.

Предыстория у этой идеи такова.

Уже 25 июня 1941 года в американском промышленном центре Питтсбург прошло массовое многотысячное выступление рабочих славянских национальностей в поддержку Советскому Союзу. Об этом факте стало известно Щербакову, в ведомство которого стекалась вся политическая информация из-за рубежа. Александр Сергеевич сразу оценил перспективу данной акции. Доложив свои предложения по данному вопросу Сталину, Щербаков получил одобрение, и приступил к их реализации. По его поручению конкретный план действий по развёртыванию кампании «Славяне едины в борьбе с немецким фашизмом» подготовил Яков Хавинсон, сотрудник Совинформбюро, известный журналист (псевдоним М. Маринин), будущий главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения».

Первой масштабной акцией международной кампании стал Всеславянский радиомитинг, который проходил 10 и 11 августа 1941 года. Среди десятков выступавших (проект курировал лично Щербаков) – представители Советского Союза, Польши, Чехословакии, Югославии, Болгарии…

Радиомитинг транслировался на ряд стран, материалы его перевели на основные мировые языки и распространили по каналам Совинформбюро по всему миру. Опубликованы материалы в центральных советских газетах, а также в журнале «Вестник АН СССР», в журнале «Большевик» и ряде других изданий.

Первое, учредительное заседание Комитета состоялось 5 октября 1941 года; этот день считается днём рождения организации.

Председателем Комитета стал Александр Гундоров, генерал-лейтенант инженерных войск, на тот момент начальник Военно-инженерной академии им. Куйбышева, а впоследствии командующий сапёрными армиями… Получив такое предложение, Александр Семёнович попытался отказаться, однако лично Щербаков отговорил его от такого шага.

Чем руководствовался Сталин, делая такое назначение, и кто стал его инициатором, трудно сказать. По одной из версий решающим фактором при выборе стала фамилия генерала: гундоры – это одна из болгарских народностей; соответственно, в Болгарии, официально, на государственном уровне, на тот момент поддерживавшей Гитлера, в которой и так были сильны пророссийские симпатии, появится ещё группа сторонников СССР… Версия хлипкая, да только другой нет.

Александр Семёнович на тот момент находился с академией в городе Фрунзе, потом на фронте… Таким образом, вся основная нагрузка по руководству Комитетом легла на плечи Щербакова – так случается слишком часто: кто выступил с инициативой, тот её и воплощает…

Среди организаторов Комитета можно назвать следующих политических и общественных деятелей: Зденек Неедлы и Марек Чулен (Чехословакия), Димитрий Влахов (Болгария), Ванда Василевская и Ондра Лысогорский (Польша), Иван Локота (Закарпатье), Божидар Масларич (Югославия) и другие. Советский Союз представляли, помимо уже упомянутых товарищей: Александр Фадеев, Александр Корнейчук, Борис Лавренёв, Янка Купала, Алексей Толстой…

Главная задача, которая стояла в период войны перед Комитетом, это продвижение идеи совместной борьбы с фашизмом на всех фронтах: военном, идеологическом, культурном… По линии Комитета по всему миру распространялись публикации, документы, идеологические материалы соответствующей этой идее тональности. Соответственно, и сторонники пан-славянизма всего мира теперь имели возможность продвигать свои идеи в жизнь, зная, что Всеславянский комитет в своей деятельности опирается на всю мощь страны, государствообразующей нацией которого является союз славянских народов.

После окончания войны и кончины Щербакова деятельность Комитета резко снизила свою активность. Александр Гундоров не имел того авторитета, как его столь внезапно ушедший из жизни куратор, его наследникам идея славянского братства стала неинтересной… Потому Гундоров не мог противостоять процессу умирания структуры, которую он возглавлял. И в 1961 году Комитет тихо и незаметно прекратил своё существование.

Следует также отметить, что в период войны у Комитета имелся свой печатный орган – международный ежемесячный журнал «Славяне». Он выходил тиражом до семи тысяч экземпляров и распространялся по всему миру – за это государство платило звонкой монетой, и это в условиях, когда каждая валютная копейка была на счету. Показательный факт: даже в опереточную враждебную СССР «империю» Маньчжоу-Го, в которой обосновалось сколько-то эмигрантов из России, направлялось пять экземпляров журнала.

Всего же в годы войны в Советском Союзе сформировано четыре международных антифашистских организации. Это названный Всеславянский комитет, а также Еврейский антифашистский комитет, Антифашистский комитет советской молодёжи, Антифашистский комитет советских женщин. Хотя приходится признать, что активность АКСМ и АКСЖ заметно уступали активности Славянского и Еврейского антифашистских комитетов – как ни говори, а общественные структуры сильны в первую очередь своими лидерами.

Но деятельность каждого курировал Щербаков.

Забавное уточнение. Когда в 1947 году поставили вопрос о необходимости закрытия Еврейского антифашистского комитета, государственные функционеры Георгий Александров и Михаил Суслов уточняли, что ЕАК создан в апреле 1942 года на основании личного распоряжения Щербакова, без официального решения советских органов.

О деятельности Александра Сергеевича по каждому направлению можно было бы рассказать немало. Но в данном тексте просто констатируем: работа проводилась весьма и весьма немалая.

.

О современном славянском движении: http://starodymov.ru/?p=35039

Александр Фадеев: http://starodymov.ru/?p=39244

Борис Лавренёв: http://starodymov.ru/?p=26491

Маньчжоу-Го: http://starodymov.ru/?p=37159