15 октября 1941 года – умерла Надежда Ламанова,

известнейший модельер и художник театрального костюма.

Право, кто знает, вполне возможно, что если бы дата смерти не пришлась на день, когда Советское правительство официально объявило об эвакуации Москвы, по всей видимости, я бы не обратил внимания на данную фамилию, которая мне ничего не говорила. А вот зацепился… И сколько же узнал!..

А вот теперь спешу поделиться прочитанным и с вами.

…Вот ведь как… На фронтах и на оккупированной территории тогда погибали тысячи и миллионы человек. И когда читаешь, что человек в те страшные дни просто сам умер в Москве своей смертью, становится как-то странно.

А с другой стороны, сказать, что Надежда Петровна «просто умерла своей смертью», тоже не совсем правильно. Да, её убила не поля, не осколок; однако и она стала жертвой войны… Женщину подкосило известие, что коллектив МХАТ, в котором она трудилась, эвакуировался, не взяв её с собой…

Да что там «не взяв»!.. Бросив старушку на произвол судьбы…

На Москву накатывалась гитлеровская волна, столицу охватила паника, старались сбежать многие… И в этой суматохе возрастную костюмершу не то забыли, не то не стали разыскивать, не то для неё просто в транспорте не оказалось места… Осколок ушедшей эпохи – она оказалась театру не нужна.

Между тем, имя Надежды Ламановой в минувшие времена знала не только вся Россия, но вся Европа!

Она родилась в декабре 1861 года – так что до своего восьмидесятилетия не дожила пару месяцев… И имя себе сделала до 1917 года.

Поставщик Двора сразу двух особ царствующего дама: Елизаветы Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Не шутка!..

Есть такая фраза: человек сделал себя сам… К Надежде Петровне это определение относится в полной мере.

Если коротко…

Отец её служил в армии, имел чин полковника в заштатном гарнизоне Нижегородской губернии. Военные в России никогда не жировали, те из них, кто не имел своей деревеньки, жили на одно жалование… В общем, перечитайте купринский «Поединок», там описана эпоха, когда Надежда вступала в возраст. Кроме неё в семье родилось ещё четыре девочки… Попробуй их поднять и выучить, пусть даже и полковничий оклад!..

Так что тотчас по окончании гимназии Надежда покинула семью и начала самостоятельную жизнь.

И вот тут выяснилось, что у неё истинный талант модельера!.. Как, впрочем, и у её сестёр, только поднялась она выше всех.

Надежда поработала в доме моделей одном, потом другом… Поднабралась опыта…

А затем открыла собственную мастерскую, которая скоро обрела популярность. Сохранился адрес, где она располагалась: Большая Дмитровка,11. Злые языки приписывали происхождению средств на мастерскую какой-то некрасивой истории, однако что в ней правда, а что вымысел, мусолить не станем – мало ли сплетен рождается вокруг успешных людей.

К тому времена она уже замужем – супругом её стал Андрей Каютов, со временем ставший известным юристом, а на тот момент популярный актёр-любитель; этот человек уже сам по себе заслуживает отдельного рассказа, да уж ладно, как-то в другой раз. Скажу только, что брак оказался счастливым, хотя и бездетным – насколько возможно семейное счастье без деток…

В период актёрской юности муж приятельствовал с Константином Алексеевым – тем самым, который впоследствии стал Станиславским. Эта дружба со временем ещё сыграет свою благую роль.

Повторю сказанное выше: у Надежды Петровны проявился истинный талант, как к созданию моделей, так и к предпринимательству – в её мастерской со временем считает за счастье шить платье вся московская знать. Она уже не следовала моде – она формировала её!..

Наверное, тут можно провести параллель с её знаменитой французской коллегой, которая жила и работала веком ранее, и сделала аналогичную карьеру, с Розой Бертен – личной швеёй королевы Марии-Антуанетты. Удивительно схожие судьбы.

Между прочим, в Париж учиться и перенимать тенденции моды Надежда Петровна ездила не раз… Мировую столицу моды она посещала регулярно, содержала там квартиру… И организовала поставки в Москву необходимой для своего ремесла всякой всячины…

Платья от мастерской м-м Ломановой-Каютовой стоили очень дорого – от восьмисот рублей за простое платьице, а уж о верхней планке история умалчивает… А очередь на заказы не иссякала.

Своим работницам она платила по московским меркам неплохо, однако и спрашивала очень строго – не забалуешь.

И вот что угодно со мной делайте, а только я как никогда не понимал, так и не пойму, почему одно и то же платье, пошитое в известном доме моделей должно стоить на порядок дороже, чем мастерицей без звонкого имени. Ведь по всем законам логики качество должно превалировать над «брендом»!.. Но то – по логике, а она в жизни встречается нечасто.

Впрочем, чего уж тут – как говорила мудрая птица Куруш, люди отличаются непоследовательностью.

В начале ХХ столетия у Надежды Петровны – собственный Дом моделей на Тверской; здание по её заказу специально спроектировал и построил модный архитектор Никита Лазарев. Как уже говорилось, её заказчицы – самые состоятельные дамы Первопрестольной. Она сотрудничает с Московским художественным театром, создавая костюмы для наиболее популярных спектаклей – они с Константином Сергеевичем Станиславским поддерживают старую дружбу.

И всё-то шло прекрасно.

…Ну а потом на эту успешную во всех отношениях даму обрушился всесокрушающий 1917 год…

При подготовке подобных биографических публикаций мне частенько приходится рассказывать о судьбах людей, жизнь которых пришлась на период социальных катаклизмов. И не поверите, я в эти мгновения словно слышу, чувствую ужас, растерянность, подавленность людей, которые сами, своим трудом поднялись из народных низов, и вдруг в одночасье всего лишились… Я не стану сейчас перечислять имена первейших богатеев России, у которых новая власть всё национализировала, а их самых в идеальном случае вышвырнула на улицу.

Я не знаю о политических воззрениях Надежды Петровны накануне Февраля и уж подано Октября 17-го. Но вполне допускаю, что она в преддверии революции предполагала, что на обломках рухнувшей выгнившей монархии расцветут пресловутые Свобода, Равенство и Братство, а также Право и Счастье производительного созидательного труда.

Кто из рядовых разрушителей Страны Советов мог предвидеть кошмарные девяностые?!. Люди, расшатывающие устои государства не думают о том, что оно, рухнув, может подмять и их самих…

Ничуть не сомневаюсь, что не раз впоследствии Надежда Петровна корила себя, что не продала весь свой бизнес году эдак в 1915-м, и не уехала в хотя бы в тот же любезный Париж…

Не уехала.

Её арестовали сразу, уже в 19-м… Как чуждый элемент – «поставщица Двора», как-никак… Однако, судя по всему, интереса у ВЧК к ней особого не проявилось – по ходатайству Алексея Максимовича Горького её освободили… И пришлось вчерашней законодательнице мод империи трудиться рядовым костюмером в театре – как раз образовался Вахтанговский. Параллельно разрабатывала модели одежды для простого народа…

Когда я читал об этом периоде биографии Надежды Петровны, вспомнил сериал «Красная королева», в одном из эпизодов которого происходит полемика по поводу того, что в платье «высокой моды» котлеты не пожаришь; или прекрасный фильм «Живёт такой парень», где в далёкое село привезли новые модели одежды… И хотя описанные сцены происходили позже, а только иллюстрируют они, над чем пришлось теперь работать вчерашней «поставщице Двора», которой одна только графиня Брасова так и осталась должна двадцать тысяч полновесных царских рублей…

Могла бы женщина сломаться?.. Вполне. Думаю, что не сломалась во многом благодаря тому, что в этих условиях оказалась не одна. Рядом оставался любящий и любимый муж, Андрей Павлович Каютов. Его, как чиновника царской поры, также арестовывали, причём, дважды. Горькая ухмылка истории: его забирали в здание на Лубянке, в котором до недавнего времени располагалось Правление Страхового общества «Россия», Московским отделением которого он управлял… В биографии Каютова чекисты тоже ничего крамольного не нашли, и его тоже отпустили в миром. А затем он поступил на работу в Госстрах – здесь требовались не умеющие произносить звонкие фразы краснобаи, но опытные специалисты.

Вот вдвоём они и пережили самые трудные времена.

…Сама же Надежда Петровна впоследствии трудилась вместе с Верой Мухиной – той самой, знаменитой. Ламанова принимала участие в создании той самой знаменитой коллекции одежды «а-ля рюсс», которая произвела фурор в Париже в 1925 году. Впоследствии она работала уже самостоятельно; и её работы представлялись на Лейпцигской ярмарке, в Нью-Йорке… Ещё одна гримаса эпохи: ей разрешали выезжать за границу как художнику, но лишили избирательных прав как кустаря, имевшего наёмных рабочих…

Ну и ещё об одном факте нельзя умолчать.

Именно Надежда Петровна принимала участие в разработке костюмов для фильмов «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита»…

Что ещё сказать?..

У каждого художника есть ученики. Почти у каждого. Надежда Ламанова при своём доме моделей открыла бесплатную школу, в которой обучалось много девочек. В частности, эту школу окончила Надежда Макарова-Маслова, которая впоследствии стала художественным руководителем первого советского Дома моды, который располагался на Сретенке.

И вообще Надежда Петровна активно занималась благотворительностью. Насколько она взвинчивала цены на свою продукцию для «Высшего света» и нуворишей, настолько щедро жертвовала на добрые дела.

…Данная публикация посвящена 80-летию дня, когда перестало биться изношенное сердце женщины. Десять лет, как умер её муж, и теперь её некому оказалось поддержать. Рядом оказалась только сестра – почти ровесница…

Я сейчас готовлю большую публикацию о том, что творилось в Москве во второй половине октября 1941 года. В какой-то момент город охватила паника – никто не мог поручиться, удастся ли её отстоять. Где-то эвакуация учреждений происходила организованно, а где-то – именно панически. Гитлеровские войска ломились в советскую столицу в лоб; параллельно двумя хищными клиньями с севера и с юга старались охватить город в кольцо…

Утром 14 октября Надежда Петровна приехала к зданию МХАТ, и вдруг узнала, что эвакуация театра уже завершилась, что все уехали… Что она больше не нужна… Такого удара восьмидесятилетняя старушка не пережила… И на следующий день душа её отлетела.

Такая вот жизнь…

Право, я просто не знаю, какие слова написать в заключение. По-моему, всё и без того ясно.

.

Предыдущая публикация о событиях октября 1941 года: http://starodymov.ru/?p=38882

МХАТ: http://starodymov.ru/?p=28098

Елизавета Фёдоровна: http://starodymov.ru/?p=32955

О материальном положении офицеров царской армии: http://starodymov.ru/?p=24543

«Поединок», повесть Александра Куприна: http://starodymov.ru/?p=14355

Константин Станиславский: http://starodymov.ru/?p=24724

О национализации: http://starodymov.ru/?p=33141

О демократах, раскачивающих государственность: http://starodymov.ru/?p=38048

Страховое дело в Советской России: http://starodymov.ru/?p=28313

Вера Мухина: http://starodymov.ru/?p=11138

Пользуясь случаем – о театре Вахтангова: http://starodymov.ru/?p=26427