540 лет назад умер епископ Вассаиан Рыло

Немного задумался, с чего начать предлагаемую публикацию. Но потом решил, что следует обозначить позицию и пригасить усмешки, которые могут появиться при виде прозвища человека, о котором пойдёт речь.

Язык, речь, понятийный ряд, представление о том, что считается смешным – всё это со временем трансформируется, изменяется вместе с нацией. То, что вчера считалось обыденным, сегодня может представляться смешным, и неведомо, какой эмоциональный оттенок обретёт завтра…

Когда я четырёхлетнему внуку рассказывал, сколько синонимов в истории русского языка существовало у современных «штанов», его до хохота развеселило слово «ноговицы».

Так вот, мы сегодня не можем не ухмыльнуться (хотя бы мысленно) при виде прозвища (в XV столетии понятие фамилии в современном смысле ещё не сформировалось) «Рыло».

И мы как-то вынуждены преодолевать некоторое предубеждение: ну что такого уж выдающегося может сотворить человек, которого современники наградили подобным реклом?!.

Между тем, Вассиан зарекомендовал себя образованнейшим человеком своего времени. Его «Послание на Угру» можно отнести к шедеврам эпистолярно-публицистического жанра того времени.

Итак, Вассиан, по прозванью Рыло.

Проживал в середине XV столетия. Епископ Русской православной церкви. Архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский. В разное время служил настоятелем монастырей – Троице-Сергиевой лавры и древнейшего кремлёвского Спасо-Преображенского, что на Бору. Участвовал в нескольких теологических диспутах, а также в тяжбах, касающихся юрисдикции монастырей – но это просто так, к слову, лишь для того, чтобы подчеркнуть активную жизненную позицию и эрудированность церковного иерарха.

Если брать его светскую деятельность, Вассиан зарекомендовал себя дипломатом и идеологом объединения России вокруг Москвы; в немалой степени содействовал этому процессу. В составе посольств посетил Киев и Вильно. Человек сам по себе миролюбивый, отличался умением гасить свары между князьями. Был близок ко двору великих князей московских – именно он крестил княжича Василия, будущего великого князя Василия III, сына Ивана III Великого и Софьи Палеолог.

Думаю, что даже по этому поверхностному обзору можно убедиться, что человек это был неординарный.

Главная же заслуга Вассиана перед Россией состоит вот в чём.

Мы помним, что ордынское иго завершилось для Руси знаменитым «стоянием на Угре». И рисуется нам такая картина: жаждавшие освобождения русские полки вышли на берег под командованием решительных князей, и осознавший своё бессилие перед восставшей Россией хан Ахмет ретировался и больше не посягал на обретшее независимость объединённое Московское царство.

Между тем, всё складывалось не так просто.

Иван III вполне естественно колебался, бросая вызов Орде, которая в той или иной мере устанавливала порядки на русской земле на протяжении 250 лет. Считай, семь поколений русичей сменилось при таком положении дел – это обстоятельство не могло набрать своего рода инерцию мышления и восприятия действительности.

К тому же, каждого правителя окружает свита, у каждого имеются советники и советчики – и у каждого своё мнение, своя точка зрения… Иван III не мог стать исключением.

И вокруг него оказывались разные люди, в том числе не только звавшие на освободительную войну, но не желавшие её, которые предпочитали сохранить статус-кво. Причина?.. Да кто ж его знает: быть может, связывали их с Ордой коммерческие интересы, быть может, родственные узы (в Москве служило немало выходцев из Орды), а то и «золотой ключик» к ним подобрали… В конце концов, и поговорка «худой мир лучше доброй драки» не вчера придумана!.. История сохранила имена нескольких «умиротворителей»: Ощера, Мамон и некоторые другие – и я далёк от намерения априори записывать их во враги.

Как положено опытному правителю, Иван Васильевич слушал и тех, и других… Есть основания полагать, даже отправившись в поход он колебался, да так, что даже вступил в переговоры с ханом Ахматом; а переговоры – штука такая, неведомо, куда заведут…

Вот тут-то и появилось «Послание на Угру», которое Вассиан отправил великому князю в район намечавшихся боевых действий. Коротко перескажу Послание, и прошу обратить внимание, насколько умно оно выстроено: с учётом психологии – как человека, так и великого князя…

Начинается послание в духе времени, в соответствии с общественным положением автора и адресата: самоуничижение первого и пафосное возвеличивание второго. И среди этого набора дежурных фраз вдруг проскальзывает: «Нам подобает помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать»…

Вот так: ни больше ни меньше!.. Так и пишет, пусть и между делом: надлежит вам, порфирородным, слушать нас, советников своих!..

А в чём же слушать?..

Автор напоминает, что накануне отъезда на Угру князь Иван приезжал к митрополиту за советом, и Церковь Православная благословила его на борьбу против басурман. Причём, на борьбу решительную и бескомпромиссную…

И тут же упрекает князя: Ахмет-де пришёл в русские княжества, уже на твою вотчину посягает, и губит христиан, «а ты перед ним смиряешься и молишь о мире»…  И за то попрекает, что слушает князь лукавых советчиков…

Мог великий князь вскипеть от таких обвинений?.. Да запросто!.. Однако автор данную линию не продолжает, не доводит до точки кипения, останавливается. И тут следует другой поворот темы – с жёсткого укора в жалостливость! Вассиан вопрошает: подумай, князь, к чему может привести такая твоя политика?.. Сколько душ христианских уже загублено, сколько церквей по всей Руси порушено… Какое твердокаменное сердце нужно иметь, чтобы спокойно воспринимать такое поруганье!..

Это – риторика… А дальше – новый всплеск эмоций.

«Устрашись же и ты, о пастырь – не с тебя ли взыщет Бог кровь их? И куда ты надеешься убежать, и где воцариться, погубив вручённое тебе Богом стадо?»…

У какового богобоязненного монарха, тем более средневекового, не дрогнет сердце от такого пророчества?..

И снова снижение накала… Священник указывает князю-воителю путь к спасению – личному и вручённой ему державы.

«Не слушай же, государь, тех, кто хочет твою честь в бесчестье и славу в бесславье превратить, и чтобы стал ты изгнанником и предателем христиан назывался. Отложи весь страх, будь силён помощью Господа, его властью и силой…».

И указывает князю образцы для подражания: славных князей Игоря, Святослава, Владимира Старого и Владимира Мономаха, а также Дмитрия Донского… Причём, подвигу Дмитрия Ивановича уделяет значительную часть своего письма, воодушевляя на подвиг его потомка: мол, Дмитрий освобождение начал – тебе это священное дело завершать…

Воодушевляя?.. Я бы точнее сказал: не оставляя князю выбора, лишая права на колебание и отступление!

А дальше следует чрезвычайно важный фрагмент, который трудно понять нам, гражданам XXI столетия.

Вассиан предлагает великому князю проигнорировать клятву, которую он давал ордынцам, обещая не воевать против них.

Клятва, данная князем, священна. Конечно, князья нарушали своё слово, и не раз, однако всякий раз старались изыскать предлог для этого, как-то оправдаться за клятвопреступление перед окружением, перед другими правителями, даже перед Богом… Оно ведь как: обманешь сегодня – не поверят завтра!..

Вассиан, епископ, понимая это, данной ему Церковью властью освободил Ивана Васильевича от клятвы, некогда принесённой ордынскому хану. Обоснований он привёл два: прежде всего, клятва объявлялась вынужденной, а потому недействительной, и во-вторых, хан Батый, с которого пошла традиция покорности русских князей, объявлялся человеком не царской крови, а разбойником – соответственно, и его потомки, к которым относился и Ахмат, не являются законными правителями, в то время как Рюриковичи князья природные.

Вывод: нарушение обязательства не бороться за освобождение, вынужденно данное законным правителем своего государства потомку преступника, не является грехом.

Для Средневековья этот аргумент имел принципиальное значение.

Ну и в заключение Послания – снова уничижение в духе эпохи:

«Молю ж твоё царское многоумие и Богом данную тебе премудрость, да не пренебрежёшь ты моим худоумием!»…

Как мы знаем, Послание возымело действие…

Много ещё славных дел совершил Вассиан. Но главное его деяние – то, о котором шла речь выше.

Считается, что Вассиан является одним из соавторов знаменитого литературного памятника той эпохи «Стояние на Угре». Но это произведение настолько широко известно, что останавливаться на нём сейчас нет необходимости.

Ушёл из жизни Вассиан, которого современники наградили столь неблагозвучным с нынешних позиций прозвищем, 23 марта 1481 года.

.

Вассиан Рыло (самая нижняя запись): http://starodymov.ru/?p=21548

«Стояние на Угре»: http://starodymov.ru/?p=35403

Троице-Сергиева лавра: http://starodymov.ru/?p=32117

Иван III: http://starodymov.ru/?p=32204

Василий III: http://starodymov.ru/?p=34338

Святослав: http://starodymov.ru/?p=11671

Владимир Креститель: http://starodymov.ru/?p=29377

Дмитрий Донской: http://starodymov.ru/?p=35342