670 лет со дня рождения Дмитрия Донского

Сложно описывать тот период отечественной истории. Русские князья грызлись за власть – то же происходило и в Орде. Правда, имелась принципиальная разница: ордынские правители (как чингизиды, так и выбившиеся из низов темники) убивали друг друга – князья же губили в усобицах подданных, да выжимали из них соки, чтобы купить у ханов ярлык на великое княжение.

Не было единства и в среде православной церковной верхушки – каждый владыко старался поддержать своего мирского сюзерена.

На этом фоне особенно ярко выделяется митрополит Алексий (тот самый, который отвёл от Руси большую беду, излечив ханшу Тайдуллу), который стремился к единению княжеств под властью Москвы. Именно ему Москва обязана тем, что великим князем стал Дмитрий Иванович – сын Ивана II Красного, племянник Симеона Гордого (к которому я лично питаю самую искреннюю симпатию).

Князь Дмитрий Московский родился 12 октября 1350 года.

Приходится признать, что описать его как положительного героя нашей истории трудновато.

Он пригласил на переговоры тверского князя Михаила, а сам вероломно заточил его самого и его бояр в темницу. Гарантом безопасности гостя выступал всё тот же митрополит Алексий, который потом пальцем не пошевелил, чтобы вызволить поверивших ему людей из узилища – и этот его поступок высокопоставленного священника, на мой взгляд, никак нельзя оправдать никакими государственными интересами…

Однако появились ханские послы – и Дмитрий, исполняя их волю, отпустил Михаила.

Тверской князь, взбешённый случившимся, бросился за заступничеством к Ольгерду Литовскому, который был женат на его сестре. Ну а тому – почему бы и не прогуляться со своей дружиной по просторам Московского княжества!..

О государственной «мудрости» Дмитрия говорит тот факт, что он и предположить не мог подобного поведения оскорблённого тверского князя, а потому литовское нашествие застало его врасплох. Ольгерд огнём и мечом прошёлся по Руси, увёл в полон великое множество народу – обыденное явление для того времени…

Дальнейшее правление Дмитрия можно считать типичным для большинства князей того времени: бесконечные усобицы с соседями, войны и замирения с Литвой… И тут, понятно, у меня особых вопросов к князю не возникает – и в самом деле ведь XIV столетие стояло на дворе: распри и усобицы повсюду.

А вот дальше…

Дмитрий Иванович стал первым московским князем, который устроил показательную казнь в столице – на Кучковом поле (в районе Сретенки) лишились жизни Иван Вельяминов и Некомат, причём бунт подданных, по сути, спровоцировал сам же Дмитрий: он лишил Вельяминова причитавшийся ему по наследству придворный чин тысяцкого… По большому счёту, великий князь вправе так поступить, однако же наш нынешний юбиляр вновь не смог предвидеть, какова окажется реакция богатого и влиятельного боярина на допущенную по отношению к нему (по его мнению) несправедливость.

Победа на Куликовом поле прославила Дмитрия, навеки провозгласив его Донским. Между тем, мы знаем, что слава далеко не всегда воздаётся по справедливости. Это – тот случай. Под ордынские сабли Дмитрий подставил своего родича Бренка, а сам скрылся и пребывал невесть где, объявившись после боя абсолютно невредимым и объявив, что он дрался простым ратником.

Через два года он бросил не только свою столицу с населением, но и укрывшуюся в Москве семью, а сам ускакал прятаться от Тохтамыша в Кострому.

В Москве только погибших от сабель насчитали 24 тысячи человек, не считая сгоревших и утонувших. (Хотя я вполне допускаю, что это число могло оказаться и значительно завышенным).

После этого Дмитрий проявил полную покорность Орде… Впрочем, в этом пункте его вполне можно понять – всё же полтора столетия покорности и дани тоже имеют силу инерции.

Несправедливость по отношению к соратникам, стремление ответственность за свои ошибки перевалить на других, изгнания митрополитов…

Нет людей, а соответственно, и правителей, идеально хороших и абсолютно плохих. Конечно, князь Дмитрий оставался сыном своего времени и действовал так, как считал нужным, исходя из окружавшей его действительности. Да и для Московии сделал что-то хорошее – всё же великий князь, правитель-самодержец…

И всё же как-то не очень он вписывается в образ спасителя Отечества и рыцаря без страха и упрёка, которым его нередко наделяют.

***

Дополнения:

Митрополит Алексий: http://starodymov.ru/?p=26420

Иван Красный: http://starodymov.ru/?p=31160

Симеон Гордый и Иван Красный: http://starodymov.ru/?p=24199

Ольгерд Литовский: http://starodymov.ru/?p=28333

Куликовская битва: http://starodymov.ru/?p=35318

Тохтамыш: http://starodymov.ru/?p=25275