10 февраля 1051 года умерла Ингигерда (в миру Ирина, в иночестве Анна) – вдова Ярослава Мудрого

Впрочем, это только одна из вероятных дат её ухода из жизни. Читатели моих обозрений уже предвидят, что я напишу сейчас: главное – не точная привязка к числу, а рассказ о человеке,оставившем след в истории; в конце концов, десятичная система с её юбилеями, равно как и привычный нам календарь, придуманы человеком. Так и не станем к нему настрого привязываться!..

А Ингигерда и в самом деле достойна нашей памяти. И вообще судьба её интересна, благодаря ей мы сейчас можем заглянуть на Русь XI столетия; да и всю Европу мимоходом обозреть.

Ещё раз прошу обратить внимание на то обстоятельство, что в судьбе этой женщины имеется несколько моментов, по которым у историков нет единого мнения. Соответственно, я, ничего не выдумывая, не могу, однако же, ручаться за каждый приведённый тезис.

Дочери правителей нередко оказываются заложницами, платёжным средством, разменными монетами в политических играх сильных мира сего. Выдавая их замуж, отцы если и заботятся о счастье дочери, то отнюдь не в первую очередь – главенствует тут выгода государства… Причём, выгода нередко мнимая, и в подавляющем большинстве случаев, сиюминутная – ибо исторический процесс имеет свои законы, и очень редко формируется на брачном ложе.

Как сложилась бы судьба Ингигерды при другом раскладе?.. Никто на этот вопрос не ответит.

А ведь такой вариант имелся!..

Отцом Ингигерды был король Швеции Олаф – первый монарх-христианин страны. Мать – Эстрид, дочь короля полабских ободритов, то есть, славянка; соответственно, выдана замуж во имя союза двух королевств, разделённых Балтийским морем.

Когда Ингигерда вошла в возраст, её просватали за норвежского короля Олафа II – правителя, весьма почитаемого в Скандинавии и в будущем канонизированного святого. Соответственно, девушке предназначалось скрепить союз двух скандинавских государств.

Однако в представлении её отца о государственных выгодах что-то сдвинулось, и он решил отдать дочь за новгородского князя Ярослава – будущего правителя всей Руси. И Ингигерда, став Ириной (как я стану называть её впредь), оказалась надёжным помощником и сподвижником Ярослава в его деятельности.

Между прочим, в качестве приданного шведская принцесса принесла России территорию, которая получила название Ингерманландия, с центром в крепости, которая сегодня называется Старая Ладога.

Исторические хроники свидетельствуют, что Ирина имела значительное влияние на мужа в вопросах внешней политики. Именно ей приписывается решение вопроса о том, чтобы на Руси укрывались некоторые свергнутые и беглые представители королевских династий – британских и норвежских, всего числом до десяти человек. Среди них оказался и её бывший жених Олаф Норвежский (сплетники приписывали им любовную связь). Она же по мере возможностей способствовала восстановлению прав на престол некоторых из беглецов – авторитет киевского князя в те времена имел в Европе немалый вес.

Именно Ирина основала первый на Руси женский монастырь – располагался он, конечно, в Киеве, и посвящался, опять же, конечно, святой великомученице Ирине Македонской.

После кончины Ярослава Ирина приняла постриг под именем Анна. Именно с неё пошла традиция вдовам великих князей, а впоследствии и царей уходить от мирских треволнений в монастырь.

Известно, что Софийский собор в Новгороде Великом закладывали Ярослав и Ирина… И небесной покровительницей Новгорода стала именно она же, уже схимница Анна.

.

Наверное, было бы неправильно обойти молчанием вот какое обстоятельство. Известно, что Ярослав и Ирина через своих детей породнились со многими монаршими домами Европы. Соответственно, и поныне среди знатнейших родов Старого света проживает немало их потомков. В формировании брачных союзов Ирина принимала самое непосредственное участие.

Женой их сына Владимира стала Ода Штаденская (Штад – городок близ Гамбурга). Впрочем, этот факт некоторые историки оспаривают. После смерти Владимира Ода стала женой его брата Святослава. По одной из версий (также подвергаемой сомнению, однако же и не опровергнутой) рождённая в этом браке дочь вышла замуж в Византию, откуда её похитили сельджуки. Её сын стал султаном по имени Кылыч-Арслан II (дословно имя можно перевести как Меч-Лев), который гордился тем, что является потомком германских крестоносцев.

Изяслав женился на Гертруде – польской княжне, дочери короля Мешко II.

О Святославе уже упоминалось. Он был женат трижды, в том числе на Оде Штаденской. У него родилось пять или шесть законных детей, и четверо или пятеро «на стороне», которых он признал.

Всеволод женился на византийской принцессе именем Анна или Мария; от этого брака родился Владимир Мономах.

С женитьбой Вячеслава не всё ясно; известно только, что он умер рано, и у него осталось двое детей, причём, дочь вышла замуж за Болеслава Смелого – польского князя, а впоследствии короля.

По основной версии (в очередной раз оговоримся, что небесспорной) женой Игоря стала Кунигунда, дочь веймарского герцога Оттона.

Теперь – дочери. С точки зрения летописной тут проще, а вот судьбы у всех сложились по-разному. По каждой можно писать роман с приключениями рыцарскими и любовными

Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда Смелого.

Анастасия стала женой венгерского короля Андраша.

Анна уехала в далёкую Францию, став супругой короля Генриха I.

И только по происхождению и судьбе Агаты имеются разночтения; по основной версии считается, что она вышла замуж за Эдуарда Изгнанника Английского. Её дочь стала королевой Шотландии.

.

Ещё пример того, что цари дочерей выдавали замуж из политических соображений: http://starodymov.ru/?p=35496

Ещё о том, как киевские князья роднились с европейскими монархиями: http://starodymov.ru/?p=22383

Ободриты как первая жертва «Дранг нах Остен»: http://starodymov.ru/?p=36216

Старая Ладога: http://starodymov.ru/?p=35104

Из истории женских монастырей на Руси: http://starodymov.ru/?p=30167

Софийский собор в Новгороде Великом: http://starodymov.ru/?p=34989

Елизавета и Харальд Смелый (или Суровый): http://starodymov.ru/?p=23077

Анна – королева Франции: http://starodymov.ru/?p=33152