ЗАЛ СМЕЯЛСЯ… Я ГРУСТИЛ…

ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ… РЕКОМЕНДУЮ…

Сколько ж афоризмов перекочевало в нашу жизнь из кинофильмов! Одним из них мне пришлось руководствоваться в воскресенье вечером. Помните, в прекрасном фильме «Осенний марафон» герой Евгения Леонова произносит: мол, в компании пришёл – с компанией и уйдёшь… Так и мне пришлось уходить из театра именно потому, что пришёл «с компанией».

Так сложилось, что совершенно нежданно-негаданно довелось в театр им. Вахтангова идти именно в коллективе учителей – билеты распространяли в школе. Однако билет мне достался отдельно… Такое тоже случается…

А спектакль назывался «Ветер шумит в тополях». Пьеса, как говорится, из французской жизни. Автор – Жеральд Сиблейрас, постановка – Римас Туминас.

Сюжет предельно прост. В богадельне для ветеранов войны обитают трое старичков, между которыми сложилась своего рода дружба. Они очень разные, настолько, что понимаешь, что в другой обстановке сойтись они никак не смогли бы; однако здесь, в условиях ограниченного пространства и круга общения, именно общение между собой составляет смысл их бытия.

Они – инвалиды. У одного нет ноги, у другого в голове засел осколок и у него случаются обмороки, у третьего не всё в порядке с психикой… И вот они встречаются на террасе, которую считают «своей» – и разговаривают. Вспоминают, рассуждают, спорят, ссорятся… Расходятся… Чтобы снова сойтись вместе… И опять вспоминать, обсуждать что-то, ссориться…

В прекрасно изданной рекламке к спектаклю написано, что пьеса написана на стыке двух жанров: «комедии остроумия» и «драмы безысходности». Должен признаться, что комедии я не разглядел. Зал и в самом деле время от времени разражался смехом… Не знаю, лично мне было не смешно.

Я видел троих ветеранов. Таких же, как я, таких же, как многие мои знакомые. Эти люди, равно как и некоторые другие, о которых они упоминают как об обитателях богадельни, отдали свою молодость, здоровье ради своей страны. И вот они тихо угасают в доме ветеранов.

По ходу пьесы где-то за пределами сцены кто-то из ветеранов застрелился. На троих действующих лиц это производит удручающее впечатление, один даже роняет, что, мол, стреляться – это удел молодых… Но вскоре волна, поднятая тем выстрелом, гасится ряской повседневности, и разговоры возвращаются в своё русло.

Они, персонажи, говорят о смерти. Равно как говорят и о жизни, и о женщинах, и ещё о многом… Но это только разговоры, не более того.

По сути, они просто ждут конца.

Потому мне было грустно.

Мне много раз доводилось бывать в домах престарелых (см.: http://starodymov.ru/?p=19702 ). И в крохотном сельском (см.: http://starodymov.ru/?p=6178 ), и в стационарном благоустроенном… И я прекрасно понимаю, насколько разнится пребывание ветеранов в богадельне благополучной Франции, и в аналогичном заведении нашего Отечества, в котором на старичков никогда не хватает средств. А потому я всё время перекидывал мысленный мосток из Франции полувековой давности в нашу современность.

И мне не хотелось смеяться.

Послевкусие от спектаклей бывает разное. Какой-то хочется посмотреть ещё и ещё (см.: http://starodymov.ru/?p=8262 )… Какой-то и вспоминать не хочется (см.: http://starodymov.ru/?p=17393 )… Какой-то посмотрел разок – и ладно (см.: http://starodymov.ru/?p=20163 )…

Хотел бы я ещё раз посмотреть пьесу «Ветер шумит в тополях»?.. Наверное, всё же нет. Хотя и хочется узнать, чем же там у старичков всё завершилось – напомню, что моим спутникам постановка напрочь не понравилась и в антракте пришлось уходить… Однако, как это ни покажется кому-то странным, я благодарен создателям спектакля за него. Он достоин того, чтобы его смотрели.

Только кто-то видит на сцене действо смешное; мне же виделось только грустное. А главное – достойное того, чтобы об этом думать, чтобы этим троим старичкам сопереживать.

Снова и снова возвращаюсь я к одной и той же мысли.

Люди, которые непосредственно развязывают войны, как правило, в результате остаются в стороне от её тягот. Они не сидят в окопах, не голодают, не надрываются на строительстве оборонительных сооружений… Конечно, случается, что в результате такие политики погибают или вынуждены скрываться в изгнании… Однако они изначально действуют поистине ради своих интересов, и отправляют на смерть полки ради собственных амбиций. Пусть даже и прикрываются при этом лозунгами о геополитических интересах (см.: http://starodymov.ru/?p=22999 ).

Но вот есть простые люди. Ради чего они идут убивать и умирать?..  Что такое «геополитические интересы» в представлении каждого из них?

Как бы сложилась жизнь каждого из героев данной пьесы, если бы им не привелось оказаться на войне?.. Они стали калеками только потому, что где-то далеко некто решил, что для блага его народа требуется покорить народ другой.

Мы жалеем царей и королей, президентов и ещё каких правителей, которые в результате развязанной ими войны лишились жизни ли, свободы ли, венца ли… Но что первично?.. Первичен был манифест о начале войны! Первичен приказ перейти границу и начинать убивать!..

Благо, если страна не оставляет своих ветеранов и обеспечивает их старость хотя бы горячим молоком. Но всегда ли и везде ли складывается так?..

Вот это всё так и этак ворочалось у меня в голове, и в душе, когда я смотрел спектакль.

Право, я рекомендую посмотреть его! Как я уже сказал, многие находят его смешным. Мне было грустно.

Но он глубок. Он заставляет задуматься. Не всех?.. Наверное. Но многих. Во всяком случае, я так думаю!