«ДОБРЫЕ СЕРДЦА» СТАНИСЛАВА ФЕДОРОВСКОГО

Именно так: во множественном числе. У самого-то Станислава Карповича сердце, как положено, одно – пусть и сильное, и в самом деле доброе. Но теперь он объединил ещё полтора десятка человек, чтобы совместно нести в наш далёкий от идеала мир милосердие и заботу о ближнем.

Ах, как красиво звучит: «нести в мир милосердие» и т.д. Для плаката фраза – в самый раз. А как это выглядит в жизни?

О том и пойдёт речь!

Есть в Володарском районе Донецкой области Украины большое село Старченково. В этом селе на протяжении длительного времени должность председателя Сельсовета занимал Станислав Федоровский. Пришла пора уходить ему на пенсию. Станислав Карпович за должность не держался, тем более, что времена наступали новые, с непривычными хозяйственными взаимоотношениями – короче говоря, решил Федоровский, что пора место уступать молодёжи. Однако через некоторое время приехало к нему районное начальство, и уговорило вернуться на руководящий пост – для управленческой работы в смутные времена требуется опыт и крепкая рука. В самом селе это его возвращение во власть дружно поддержали. И отслужил на новом старом посту Станислав Карпович ещё десять лет.

После чего несколько лет назад ушёл с поста уже окончательно.

Личное хозяйство у Станислава Карповича большое, основательное: и садик, и огород, и птичник многоголосый, да и двор немалый… Только тесно опытному управленцу в этих стенах. Хотя хозяин он – каких поискать, а вот… Тесно!

Обычно про чиновничью административную жилку принято писать с негативной полярностью: мол, ничего не умеет человек, кроме как бумажки перекладывать, вот и держится за свою должность, вот и пересаживается из одного кресла в другое, по принципу «где бы ни работать, лишь бы не работать». Тут – иной случай!

Пост председателя Сельсовета никогда не был синекурой. Поработавший на нём человек такой трудовой университет проходит!.. Если, конечно, человек и в самом деле работает.

Так вот. Ещё в период своего пребывания на посту председателя Сельсовета Станислав Карпович задумал создать в Старченково Дом ветеранов. Присмотрел строение, подходящее для этой цели…

Опять приходится прерваться и отвлечься от основного повествования. Никуда не денешься, хотя разбор проблем украинского села и не входит в цель данной публикации.

Станислав Карпович помнит времена, когда в селе Старченково проживало до десяти тысяч человек. Допустим, что это некоторое преувеличение. Но три с половиной тысячи – это уже и я помню. Это было большое, я бы сказал, добротное село с освещёнными фонарями улицами (не всеми, но всё же), с асфальтированными улицами (тоже не всеми), в котором не увидишь заброшенных усадеб. Тогда в селе действовало два совхоза с многопрофильным хозяйством, которые поставляли городу подсолнечное масло, кукурузу, хлеб, мясо, птицу, молочную продукцию, фрукты, овощи, бахчевые… Земля тут хорошая, вода есть, люди работящие – что ещё надо для процветания села!

Ан нет, оказалось, что только этого недостаточно!

Перестройка и последующие 90-е разрушили весь хозяйственный механизм Советского Союза, Украины, села Старченково. В частности, применительно к данной публикации, в селе резко сократилось число рабочих мест и вдруг мгновенно образовалось множество лишних людей. Кто-то перешёл на натуральное хозяйство, кто-то подался в город, кто-то поддался мягким путам «зелёного змия»… Как бы то ни было, село начало хиреть.

Некоторое оживление пришло, когда Старченково превратилось в Агроцех №20 завода им. Ильича. Что такое агроцеха?.. Суть вопроса – предельно кратко. Одно из крупнейших предприятий Украины, которое приносит в республиканскую казну немалые прибыли, это металлургический комбинат им. Ильича. Лет 15 назад при комбинате была создана целая сеть т.н. «агроцехов» – сельских предприятий, призванных обеспечить рабочих продовольствием. У селян, оказавшихся в данной системе, появился твёрдый заказ и, соответственно, «живые» деньги. Старченково начало приподниматься. Однако что-то в задуманном эксперименте не срослось, и всё рухнуло – период времени подъёма оказался сродни ремиссии у тяжело больного человека.

И сегодня все окружающие Старченково земли отведены под единственную монокультуру – под подсолнечник. Для его посева, сбора и обработки закуплено новейшее высокопроизводительное оборудование. Соответственно, сегодня селу требуется минимальное число рабочих рук. Остальные опять оказались лишними на своей малой родине.

Общеизвестно, что в результате всевозможных социальных и экономических реформ в первую очередь страдают дети и старики. И в дальнейшем речь пойдёт о стариках. Ибо я возвращаюсь на столбовую дорогу данной публикации, и постараюсь больше с неё не съезжать.

Итак, как некогда в Англии овцы съели людей, так нынче в Старченково тем же занимается подсолнечник – просто картинка для фильма ужасов.  Число жителей, и в первую очередь молодёжи, здесь заметно сокращается. Но старики-то, им-то куда деваться?

Вот и задумал несколько лет назад Станислав Карпович Федоровский организовать для них Дом ветеранов. Ещё будучи председателем Сельсовета, подобрал кадры, продумал организацию…

Есть разные теории, почему так происходит, однако каждый из нас знает на собственной практике, что стоит только озаботиться неким вопросом, как тут же вмешивается Его Величество Случай, который либо помогает тебе в его реализации, либо начинает активно вставлять палки в колёса. К Станиславу Карповичу случай благоволил – тоже, быть может, осознал, сколь важное дело затевает энтузиаст. Как-то очень быстро нашлись структуры, благодаря которым вопрос и был решён.

Во время очередного кризиса сельские официальные структуры выставили на продажу некоторое количество строений, в которых больше не нуждались. Один из таких домов под Дом ветеранов приобрёл Федоровский. Средства под это выделила некая американская структура. Грешен: название этой структуры не записал, сфотографировал вывеску, однако прочитать её – разрешения камеры не хватило. Когда уточню, вставлю обязательно – люди того заслужили.

Вообще к помощи, которую оказывают наши американские  друзья, у меня отношение двоякое. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что таковая помощь является частью общей политики США, направленной на приучение народа к заботе «дяди Сэма» и, таким образом, приручение наших государственных деятелей: мол, будете брыкаться – перекроем краник и оставим вас самих разбираться с собственным народом. С другой стороны, если собственное государство не заботится о конкретном человеке, то почему ж не принять протянутую из-за рубежа руку помощи?

В данном конкретном случае вопрос стоял просто: пусть старики умирают без заботы, или принять американскую помощь? Это не выпад в сторону Украины – ни в коем случае: у нас в России сколько угодно можно привести подобных примеров.

Американцы – народ скрупулёзный, деньги просто так давать не приучены. Они познакомились с Станиславом Карповичем, убедились, что человеку можно доверять… Ну а когда есть деньги, когда есть энтузиаст – и дело пойдёт!

И вот сегодня в селе Старченково действует  Дом ветеранов «Добрые сердца» (для простоты дальше стану называть его просто Домом, с большой буквы).

Мы подъехали к Дому, когда день уже клонился к вечеру, фотоаппарата у меня с собой не оказалось – просто не ожидал, что в руки попадёт такая интересная тема. Так что снимал на телефон – качество соответствующее, не взыщи, читатель!

Среди обычных сельских заборов ограда Дома сразу бросается в глаза – она какая-то скорее офисная, чем деревенская. Аккуратные, в бордюрах, дорожки. Электрические фонари.

На огороженной  территории – два строения и большая закрытая беседка, цветник, садик, огород… В большем домике – палаты для подопечных (так тут называют проживающих ветеранов), крохотный кабинетик директора, столовая, санузел. А также котельная – электрическая, понятно, очень аккуратная и чистенькая, но съедающая немалую толику из не столь уж богатого бюджета. Меньший домик приобретён уже позже, присоединён к хозяйству уже существовавшему. Строение новым владельцам досталось совсем разваленное, с просевшим потолком… Всё восстановили, привели в порядок… Теперь здесь располагаются хозяйственные помещения – кухня, склад, прачечная, кабинет медсестры… А также изолятор – в жизни всякое случается, иной раз кто и заболеет, люди всё здесь в возрасте.

В Доме содержится тридцать ветеранов. На них приходится десять человек администрации и обслуживающего персонала, да ещё пять человек подрабатывает на полставки. Станислав Карпович сейчас уже вроде как решил вопрос ещё об одной полуставке – для прачки, потому что постельное бельё и особенно простыни стирать приходится подчас куда чаще, чем раз в неделю (опять же возраст).

Станислав Карпович, его зам. Людмила Гейст (справа) и повар Татьяна Худякова

Напомню: сотрудников Станислав Федоровский подбирал себе сам, заблаговременно. Он называет каждого поимённо, подчёркивает, что положиться можно на любого. Заместитель Людмила Гейст – на неё замыкаются все внутренние хозяйственные хлопоты. Людмила Батычко – медсестра, «в любую пургу придёт, если надо». Младшие медсёстры Тамара Чебурахина и Наталья Попович… Повар Татьяна Худякова…

Кстати, коль уж речь зашла о поварах.

- Кормим мы подопечных – дома так не едим, – отметил Станислав Карпович. И пояснил: – Дома хозяйка кастрюлю  борща сварит – и на три дня. А тут – каждый день новое меню. Питание трёхразовое, плюс полдник.

Подтверждаю: меню и в самом деле разнообразное. И готовят девчата хорошо, вкусно.

Столовая

Однако такое стало возможно в первую очередь благодаря помощи, которую оказывают Дому посторонние люди – как официальные лица, так и простые селяне.

И тут Станислав Карпович вновь начинает сыпать именами – только успевай записывать!

Самые тёплые слова звучат в адрес Героя Украины Александра Рыженкова – генерального директора ПрАО «Донецкуголь» – металлургический завод». По его решению Дом ежемесячно получает 40 кур и 270 куриных яиц… «Нам бы ещё полсотни яиц в месяц у него выпросить!», – мечтательно размышляет Людмила Дмитриевна. Видишь эти цифры, и думаешь: как же это немного с точки зрения экономики, и как же немало для трёх десятков обездоленных стариков!..

Среди остальных добровольных спонсоров Дома Станислав Карпович называет Сергея Тернавского, заместителя генерального директора металлургического комбината им. Ильича, который выделил «Добрым сердцам» пять тысяч гривен (примерно 600 долларов), а также продовольственные наборы каждому подопечному.

А вот имена тех селян, которые приносят и привозят в Дом помощь от личного хозяйства: Михаил Слюсарь, Сергей Темирханов, Владимир Картечев, Александр Велигоненко, Виктор Степанченко, а также глава местной администрации Александр Жуков и председатель ветеранской организации Володарского района Чингал.

…Экий, однако, панегирик получается!.. Нет, братцы, не всё тут просто.

Подобных домов в Донецкой области немало. Станислав Карпович немало их объездил, посмотрел, как и что там делается, что-то перенял, каким-то опытом поделился… Но свидетельствует-то это о беде! О том, что домов много, и, соответственно, слишком много нынче у нас стариков, которые нуждаются в проживании в подобных заведениях. А это уже нехорошо.

Путь в Дом у каждого старика свой. И речь тут не о механизме оформления документов – тут как раз более или менее система отработана. Правда, халтурят иной раз родственники и медики, направляют в Дом людей, которых следовало бы определять в психиатрическую клинику… Но я сейчас не том.

Как ни говори, а в абсолютном большинстве случаев, человек, проживший жизнь,  закат жизни встречает дома, в окружении родственников, в их тепле и заботе. Если такое не случается, значит, в жизни у человека что-то сложилось неправильно. Подчеркну: в абсолютном большинстве случаев, и ни в коем случае не утверждаю, что в этом правиле нет исключений. И всё же общая тенденция просто очевидна: в Доме проживают в основном люди, не имеющие своего жилья, или же те, от кого отказались родственники.

Среди подопечных Станислава Карповича – люди с самыми разными судьбами. И сюда они пришли уже сложившимися людьми, у каждого из которых сложилось прочное представление, что он должен обществу и что общество должно ему. И далеко не всегда эти представления адекватны, а потому зачастую им нелегко уживаться в коллективе таких же личностей. Между тем, габариты помещений не позволяют каждому выделить по отдельной комнате – в иных палатах проживает и по пять старушек.

К слову, Федоровский рассказал, что где-то неподалёку некий бизнесмен строит аналогичный Дом на сорок коек, только для состоятельных клиентов. Там планируется и отдельная палата для каждого, с санузлом и персональной сиделкой… Обойдётся этот комфорт в 1200 долларов в месяц с каждого клиента (точнее, с его богатых родственников).

А здесь – государство выделяет по 1000 гривен на каждого. Как в рекламе: почувствуйте разницу!

Всё это я веду к тому, что все – не все, но многие подопечные воспринимают заботу о себе как обязанность персонала. Лень, в общем, одолевает. Задумал Станислав Карпович разводить бахчевые, а поухаживать за растениями выходят только несколько старичков – остальные просто сидят в курилке и ждут урожая. То же можно сказать и о садике, и цветнике…

- Для себя ведь выращиваете!.. – увещевает Федоровский.

Доходит не до всех.

Сейчас я выскажу мысль, которую Станислав Карпович мне не высказал, но, думается, которая не может не посещать его и его коллег по Дому.

Федоровский – человек состоявшийся во всех отношениях. Он прожил богатую насыщенную жизнь, никогда не лодырничал, и всё, что у него имеется – заслуга его и его семьи. (Заметим в скобках, что заслуги семьи – это тоже его заслуга, но это просто так, реплика в сторону). То же можно сказать о других сотрудниках Дома. Это люди, которым неведомо понятие «лень».

У них в попечении оказались люди, которые в жизни (в большинстве своём!!!) трудились не столь напряжённо, вокруг которых не сложились семьи, взявшие на себя заботу о стариках.

И при этом первые не покладая рук трудятся на благо вторых! Вправе ли они рассчитывать хотя бы на посильную помощь со стороны подопечных? На помощь именно для улучшения условий собственного проживания?.. Вопрос, думается, риторический. А вот ведь, приходится задавать!

…Кто-то уличён в воровстве. Кто-то с кем-то не найдёт общего языка. Кто-то выпивает всё, что содержит хоть толику спирта… Разные все – очень и очень разные!

…Станислав Карпович – человек прямой и откровенный. Поведал он мне о том, на какие ухищрения приходится идти, чтобы решить тот иной вопрос. Но я о том распространяться не стану – зачем людей подводить. Отмечу только, что свой былой административный ресурс и старые связи использует Федоровский на полную катушку. Не в личных интересах – в интересах дела. Подремонтировать что-то в Доме, яму выгребную вычистить, колодец углубить, саженцы яблонек достать – да мало ли ещё что требуется сделать в хозяйстве! А где денег столько взять?.. Связи задействуются, связи…

А уйдёт он – как тогда? Правда, мой личный опыт подсказывает, что так или иначе все проблемы с уходом одного человека решаются, пусть и другими путями. И всё же…

Супруга Станислава Карповича, тётя Тамара сетует:

- Уходил бы он с этой работы! Машины там нет, так он всё на своей – разбил уже всю!..

А сам Станислав Карпович уже и замену себе подобрал.

- Безработица у нас, – рассказывает он. – А я уже пенсию имею, и здесь получку получаю… Надо место уступать, а то нехорошо!

Отмечу: получка не бог весть какая. Однако для села – деньги всё же какие-никакие.

И всё же… Всё же не в деньгах тут, пожалуй, дело. Станислав Карпович, организовав Дом ветеранов «Добрые сердца», сделал огромное дело. Он дал приют трём десяткам обездоленных людей. Он обеспечил работой более десяти односельчан. Он помог другим односельчанам реализовать свою потребность в совершении добрых дел. Конечно же, ему просто по-человечески жаль оставлять сделанное в руки другому человеку! Понять вполне можно!

…Друзья мои, посмотрите на карту СССР и найдите на ней Старченково. Не разглядеть… И даже далеко не на каждой карте Украины отмечено это село. Что такие с точки зрения глобальной Дом ветеранов «Добрые сердца»? Да так, мелочь, заботы и покрупнее имеются.

Только знаете, что я думаю… Если простят нас Господь Бог и высшие силы мирозданья за то, что сотворили мы с данной нам землёй, то не за что иное, а именно за подобные «Добрые сердца», и за то, что среди нас проживают такие люди, как Станислав Карпович Федоровский.

Николай СТАРОДЫМОВ

От автора. Вот перечитал я написанное, и подумал. Здорово, что есть на белом свете такие люди, как Станислав Карпович. Прекрасно, что рождаются на нашей земле «Добрые сердца». И хорошо там, и сыто, и проблем никаких…

Только… Только всё равно, коль уж речь идёт о преклонных годах, нет старости лучше, чем в родной семье, в окружении любящих близких. Эй, кто с этим не согласен?.. Что-то рук не наблюдаю!