ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: МАРТ-2017

Март нынешнего года также не особо изобилует юбилейными датами. Ну что ж, поговорим о тех, о которых сообщает мой любимый информатор по данному вопросу – сайт calend.ru.

А начну вот с чего.

Пару лет назад меня пригласили в Государственную думу на мероприятие, на котором обсуждались вопросы литературы. Состоялось оно аккурат 3 марта. Ораторы, многие из которых имеют самое непосредственное отношение к писательству, выступали один за другим… И никто даже не вспомнил, что именно в этот день празднуется Всемирный день писателя.

Я уже писал об этой дате в минувшие годы, и не хочу возвращаться, что пережёвывать одни и те же мысли и суждения в очередной раз. http://starodymov.ru/?p=17277 Буквально несколько слов добавлю…

Пусть спорят схоласты, пусть спорят демагоги, пусть спорят кадровики – кого персонально считать писателем. Во все остальные дни года и я при случае могу высказать свою точку зрения по этому вопросу. Но 3 марта я от души поздравляю с праздником каждого человека, который СЧИТАЕТ себя писателем – вне зависимости от того, имеется ли у него в душе соответствующая Искра Дарования. От души желаю каждому – благодарного читателя!

Через три дня после этой даты исполняется 90 лет человеку, чей писательский талант вряд ли хоть у кого-то вызывает сомнение. 6 марта 1927 года родился Габриэль Гарсия Маркес – известнейший колумбийский прозаик, Нобелевский лауреат. У многих литературоведов присуждение «Нобелевки» нередко вызывает по меньшей мере вопросы, однако в данном случае таковые навряд ли возникали: достоин!

Мне довелось когда-то смотреть спектакль «Сто лет одиночества» – по книге Маркеса. Это случилось в те незапамятные времена, когда ещё не существовало интернета, и я, соответственно, не делился с человечеством своими впечатлениями об увиденном. Я тогда только приехал из Средней Азии, и едва открывал для себя новые пласты мировой культуры. Хотя спектакль, помнится, играли по-авангардному, актёры карабкались по возведённым на сцене лесам, наподобие строительных, и в целом я от него остался не в восторге, однако исходным произведением заинтересовался… И с тех пор являюсь искренним поклонником таланта Маркеса.

Я вообще в своих обзорах редко обращаюсь к юбилейным датам, связанными с зарубежными авторами. Но для Маркеса сделал исключение…

Ну а теперь – на Родину!

Впрочем, получается, что и не совсем на Родину… 10 марта исполняется 80 лет, как из жизни ушёл Евгений Замятин. А оставил он наш бренный свет, будучи в эмиграции, в Париже, в 1937 года.

А согласитесь, друзья мои, что когда видишь год смерти человека 1937-й, тут же возникает вполне определённая ассоциация?.. Так вот тут она не срабатывает: Евгений Иванович завершил свой непростой, извилистый жизненный путь без, так сказать, постороннего содействия.

Следует отметить, что начинал свою литературную деятельность Евгений Замятин, будучи на социалистических позициях, своим творчеством он всемерно содействовал подготовке народных масс к революции. Его первые произведения, которые увидели свет в 1908-1911 годах, обращают на себя внимание демократической критики, в том числе и Максима Горького. Замятина несколько раз арестовывают, ссылают, некоторое время он проживает на нелегальном положении…  В годы Первой мировой войны он выступает с антивоенных позиций…

Знаете, когда читаешь о том, что происходило в России накануне Февральской революции, иной раз чувствуешь себя просто в каком-то тупике непонимания ситуации. http://starodymov.ru/?p=23997 В 1916 году неоднократно судимого и антиправительственно настроенного инженера Замятина вдруг командируют в Англию для контроля за строительством кораблей для России. На Родину он возвращается перед самым Октябрём. Британия наложила отпечаток что на внешность писателя, что на его мировоззрение: с тех пор он старается по-западному щёгольски выглядеть, однако противопоставляет духовность России механистичному Западу.

Большевистский вариант социализма он не приемлет. Замятин пишет произведения, которые не устраивают новую власть. Его арестовывают, однако выпускают – памятуя о былых заслугах во-первым, и сочтя лишь заблуждающимся во-вторых. Однако через какое-то время он обращается лично к Сталину с просьбой отпустить его за границу – и оказывается в Париже. Однако – новый парадокс того времени! – через некоторое время Евгения Замятина, эмигранта, принимают в Союз писателей СССР, и даже именно ему в 1935 году доверяют присутствовать на антифашистском международном Конгрессе писателей в защиту культуры в составе советской делегации.

Наиболее известным произведением, которое написал Евгений Замятин, стал его роман-антиутопия «Мы». А вообще он является автором двух романов, шести повестей и нескольких десятков рассказов.

В общем, про извилистую тропу жизни Евгения Замятина сказано отнюдь не случайно.

Но самым известным юбиляром марта в этом году является, несомненно, Валентин Распутин. 15 марта ему исполнилось бы 80 лет – Валентин Григорьевич родился в 1937 году. Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии… Он был талантливым писателем, активным общественным деятелем, по достоинству оценённым и читателем, и властями. О нём, и как о человеке, и как о литераторе, тепло отзываются все, кто был с ним знаком лично – не так часто, откровенно говоря, такое встречается. Среди таковых: Иван Переверзин http://starodymov.ru/?p=23336 , Владимир Середин http://starodymov.ru/?p=19711 , Эдуард Анашкин  http://starodymov.ru/?p=24158 … Много доброго о писателе довелось услышать и во время командировки в Забайкалье http://starodymov.ru/?p=19774 .

Особенно мне запомнился рассказ Эдуарда Константиновича Анашкина о дальнейшей судьбе учительницы из знаменитого рассказа «Урок французского» – очень интересной сложилась та судьба. Я хорошо помню впечатление от фильма, поставленного по данному произведению. Я сам ещё был мальчишкой, когда задумался, посмотрев картину, права ли учительница в своей настолько нежной опеке мальчишки. И до сих пор не знаю ответа на этот вопрос.

Равно как нет у меня однозначного ответа и на проблему водохранилищ и затопленных земель.  http://starodymov.ru/?p=15981 Все мы хотели бы жить, имея все блага цивилизации, но чтобы при этом природа оставалась девственной. Однако так ведь не бывает – вот в чём беда. И где та грань, до которой курочить планету под свои нужды допустимо, а за какой предел переходить уже нельзя?..

Валентин Распутин в своём творчестве абсолютно прав. Однако его правда является только одной гранью бытия. У энергетика, скажем, – своя правда. И у директора школы-интерната с преподаванием французского – своя… Нет единой универсальной правды на любой случай жизни.

Был у меня товарищ, Сергей Пашаев http://starodymov.ru/?p=2151 . От него я услышал притчу, моралью которой стараюсь руководствоваться в реальной жизни.

Султан разбирает тяжбу двумя судящимися. Один рассказал о происшедшем. «Ты прав!» – сказал султан. Второй рассказал. «И ты прав!» – сказал султан. Визирь ему шепчет сзади: «Государь, но ведь так не бывает, чтобы оба были правы!». «И ты прав!» – сказал султан.

Мудро ведь, правда?

И всё же…

Как-то, я был ещё совсем мальчишкой, мы с папой ехали в телеге по донской степи, и на берегу одного пруда в балке увидели кучку деревьев.

- Тут хутор был, – показал мне папа.

- А куда он подевался?.. – не понял я.

- В станицу перенесли…

Я тогда ещё не знал о программе укрупнения сёл. http://starodymov.ru/?p=9244

Так вот, я очень жалею, что не дано мне написать о том, как переселяли тот хутор. Тоже ведь людская драма!..

День франкофонии празднуется 20 марта. Так сложилось, что я о нём рассказываю уже на протяжении нескольких лет.  http://starodymov.ru/?p=13818 Поглядим, чем нас в честь него порадуют в этом году. Напомню, к слову, что в марте 1942 года, т.е. 75 лет назад, в СССР прибыли первые лётчики будущей эскадрильи, а затем полка «Нормандия-Неман». Об этой авиационной части и книга написана, и фильм поставлен… И песня имеется – «в небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых…». Хотя следует ответить, что в исторических материалах встречаются и другие даты, связанные с началом формирования легендарной части. В конце концов, разве для Памяти конкретная дата имеет принципиальное значение?

Впрочем, не станем устраивать забеги впереди паровоза! Любители французской литературы сами сделают свой выбор. N’est-ce pas?

И в тот же день исполняется 120 лет со дня, как ушёл из жизни Аполлон Майков.

Тоже состоявшаяся судьба – талантливый поэт, признанный читателем, обласканный властью, достигший на служебном поприще довольно высокого положения.

Аполлон Майков писал стихи. И параллельно служил цензором. К слову, я уже писал, и не раз, что не считаю цензуру как таковую злом – как для государства, так и для культуры. Главное – чтобы в ней не возникало перекосов, а разумные ограничения в творчестве необходимы! http://starodymov.ru/?p=17870

Майков переводил на русский язык «Апокалипсис» и «Слово о полку Игореве», а также произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Адама Мицкевича, являясь при этом председателем Центрального комитета иностранной цензуры. Он являлся членом Совета Русского литературного общества, а также почётным членом Постоянной комиссии по устройству народных чтений Санкт-Петербурга…

Аполлон Майков ушёл из жизни 8(20) марта 1897 года в возрасте 75 лет.

21 марта у нас Всемирный день поэзии. А также Новруз-байрам – Новый год то есть. Об остальных праздниках, пришедшихся на этот день, говорить сейчас ни к чему.

Ну и в завершение обзора вспомним об Алексее Новикове-Прибой, который родился 24 марта 1877 года, то есть 140 лет назад.

Замечательную книгу этого автора «Цусима» я помню с детства. Я её прочитал просто залпом, как говорили в наше время, «проглотил» ей. Много позже пришло некоторое переосмысление прочитанного.

Алексей служил на флоте на Балтике. За революционную деятельность оказался на броненосце «Орёл», который отправился в трагический поход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Участвовал в Цусимском сражении http://starodymov.ru/?p=17601 , попал в японский плен. Тогда у него и появилась задумка написать об этой трагедии книгу. Он начал собирать воспоминания участников похода и сражения…

Впрочем, собственно к книге он приступил много позже, уже в 20-е годы.

Вернувшись из плена домой, Алексей написал два очерка о пережитом, и после этого вынужден был скрываться за границей, где его взял под опеку Максим Горький. Именно его Новиков (позднее Новиков-Прибой) назовёт своим литературным учителем. Обратили внимание, что только в одном этом обзоре имя Буревестника Революции встречается уже не в первый раз?..

Новиков-Прибой за свою творческую жизнь написал немало. Однако главным его творением остаётся «Цусима». Роман написан простым языком, и держит в напряжении на протяжении всего повествования.

Однако перечитывая роман уже в более зрелом возрасте, я воспринял его уже без былого восторга. Переоценка ценностей с возрастом – обычное дело!

Роман написан простым матросом – и это просто сквозит сквозь текст. Он написан на рубеже 20-30-х годов – и в нём сквозит классовый взгляд на описываемые события. Я уже приводил пример, что на те же события может существовать и иной взгляд, как, например, у Валентина Пикуля: http://starodymov.ru/?p=933 . Но это отнюдь не умаляет значение и заслуги Алексея Новикова-Прибоя.

Вот такой он – март литературный образца 2017 года.