НАШ ЗАХАР ПРИОБЩИЛСЯ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ
В московском районе Некрасовка есть школа №2051. И при этой школе уже сколько-то лет действует театральная студия, которой руководит Нурия Чавкина. В очередном спектакле, который поставила Нурия Равильевна, принял участие наш внук Захар – это его дебют в серьёзном сценическом искусстве.
(Конечно, можно вспомнить активное участие Захара в сценках, которые ставили в детском саду, но это всё же разные уровни).
Прежде всего – о сюжете постановки. Первым делом скажу: спектакль о войне, о жестокости, о подвиге, о жертвенности, о человечности, о любви… Этот спектакль из тех, которые никого не могут оставить равнодушным.
В истории человечества хранится поистине неисчислимое множество имён выдающихся людей прошлого. Вполне естественно, известность каждого из них разнится. В значительной степени это обстоятельство зависит от того, чтобы в окружении исторического персонажа оказался биограф, который сможет оценить масштаб личности, и достойно описать его. Самый известный в нашей стране пример – это Чапаев; что бы мы знали о нём, если бы не Фурманов?..
После этой преамбулы и начнём.
О человеке, деятельности которого посвящён спектакль, я узнал именно от внука, когда тот рассказал о пьесе, в которой ему предстоит участвовать.
Да, именно так: имя Януш Корчак я впервые услышал именно от внука.
1.
Так кто же он такой – Януш Корчак? Прежде всего, это великий педагог, который создал свою собственную систему воспитания и обучения детей, и воплотил свои идеи в жизнь, создав и возглавив детский дом для сирот. И остался верен своим воспитанникам, да и своим идеям, до последнего мгновения жизни – и это не красивый образ, а суровая действительность.
Вообще-то настоящее имя этого человека Эрш Гольдшмидт. По национальности еврей, он по сути своей проявил себя интернационалистом в самом положительном понимании этого определения. Однако впредь я стану называть его именно Янушем Корчаком, то есть именем, под которым он и вошёл в историю.
Януш родился в 1878 году, в Варшаве. Мы помним, что в ту пору территория Польши входила в состав Российской империи, и что на территории этой провинции активно проявлялись националистические настроения. Эти обстоятельства в немалой степени отразились на мировоззрении нашего героя.
По окончании гимназии, в 1898 году Януш поступил в Варшавский университет на медицинский факультет. Одновременно занимался в подпольном т.н. «Летучем» университете, или «Летучих высших курсах». Это учебное заведение существовало как-то полулегально: официальной лицензии на образовательную деятельность эта структура не имела, однако на «курсах» обучалось множество представителей польской интеллигенции, что не являлось тайной за семью печатями, «университет» не преследовали и не закрывали, и царская администрация попросту закрывала глаза на его деятельность. Почему так – не знаю, просто примем данный факт, не вдаваясь в его подоплёку. Для примера скажу, что слушательницей курсов являлась Мария Складовская-Кюри.
По окончании официального государственного университета Корчак получил медицинский диплом. И в связи с этим участвовал в нескольких войнах именно как военный врач.
Но постепенно его всё больше начала привлекать идея работы с детьми, в первую очередь оставшимися без родителей. В его представлении сформировались взгляды на то, как следует выстраивать педагогический, воспитательный процесс с обездоленными детками, и Корчак желал применить свои воззрения на практике.
По окончании Польско-советской войны 1920 года, в которой ему также довелось участвовать в звании майора медицинской службы, Януш окончательно посвятил себя заботе о детях. Он организовал в Варшаве Дом сирот для еврейских детей, потерявших родителей в лихолетье Первой мировой и последовавшей за ней войн.
Викниксор, Макаренко, Корчак и иже с ними – их можно смело поставить в один ряд: разными методами, они старались воспитать своих подопечных достойными сынами общества, с одной стороны, и людьми, которые смогли бы преуспеть в реальной жизни, с другой.
О методологии деятельности Януша можно рассказывать долго, но это представляется для данной публикации излишним. Корчак свои взгляды изложил в своих книгах, которые издавались огромными тиражами, и получили распространение на многих языках по всему миру. Если коротко, свой Дом сирот он организовал по принципу своего рода коммуны, даже мини-государства, в котором вопросы внутреннего распорядка решали сами же дети. У них действовал собственный парламент, суд с прокурором и адвокатом, творческие кружки и средства массовой информации… Корчак сумел выстроить в коллективе настолько идеальные отношения, что выпускники нередко становились коммунистами, считая, что подобную же совершенную систему можно выстроить в государстве.
Сам Корчак сравнивал коммунистическую идею с чистой дождевой водой: попадая с небес на землю, она загрязняется.
…Ну а потом пришли гитлеровцы… На одежде сотрудников и воспитанников Дома сирот появилась жёлтая «звезда Давида»… А потом их всех, все две сотни человек, загрузили в эшелон, и отправили в лагерь смерти Треблинка. Где на следующий день по прибытии направили в газовую камеру.
История свидетельствует, что у самого Януша Корчака имелась возможность спастись. Ему выправили подложные документы, по которым он мог выехать в Швейцарию. Легенда гласит, что непосредственно перед загрузкой в эшелон немец-комендант предложил ему, педагогу-новатору с мировой известностью, выйти из колонны обречённых и спасаться. Однако Корчак в обоих случаях отказался от возможности спастись.
.
Немного и Захаре: https://starodymov.ru/?p=47573
О роли биографов прославлении исторических деятелей: https://starodymov.ru/?p=24518
Немного о сепаратизме поляков в период Российской империи: https://starodymov.ru/?p=34035
«Республика ШКИД»: https://starodymov.ru/?p=25127
Антон Макаренко: https://starodymov.ru/?p=26584
О коммунистической идее: https://starodymov.ru/?p=36389
Треблинка: https://starodymov.ru/?p=40818
К записи "Школьное искусство. Януш Корчак – великий гуманист, о котором поставили спектакль в шк. №2051. Ч.-1" пока нет комментариев