К ЛИЦУ ЛИ ЛОРДАМ КРИВЛЯТЬСЯ…

Наверное, я театрал излишне привередливый. У меня давно сложилось персональное представление об уровне истинного сценического искусства, и всё, что ниже этой планки, мне не нравится. Аргументация из серии «автор так видит» на меня не действует: если я вижу халтуру, низкопробность, или несовпадение того, что ожидал увидеть с увиденным наяву – своё мнение подстраивать под мнение кого бы то ни было не считаю нужным. Пусть они, авторы, видят что и как угодно – мне довольно того, что вижу сам.

На новогодних каникулах сын пригласил нас на спектакль «Идеальный муж» по знаменитой пьесе Оскара Уайльда. Пьеса идёт в Театре Комедии на Беговой, и режиссёр-постановщик сего действа Олег Тополянский. Прошу обратить внимание на приведённое уточнение, а также на мою рекомендацию: ни в коем случае не ходите на эту белиберду! Билеты там дорогие, так что раскошелиться придётся на представление, которое того и близко не стоит.

Конечно же, признаю, что это моё личное мнение, которое я не считаю единственно верным, однако имею право его высказать, поскольку постараюсь обосновать.

Итак…

Конечно, многие из читающих эти строки смотрели великолепный советский фильм «Идеальный муж» с прекрасным актёрским составом. Соответственно, я направлялся на данное представление, имея в виду ту картину… В общем-то, я не слишком большой любитель смотреть сценические повторения экранных шедевров, но коль уж так получилось…

Вспомнил же я фильм по единственной причине: там действительно мы видели истинных леди и джентльменов, высший лондонский свет в его классическом рафинированном воплощении. Реально британский истеблишмент далеко не всегда соответствует тому, как мы его привыкли видеть?.. Так никто ж и не спорит! Речь идёт лишь об одном: экранный антураж картины «Идеальный муж» эталонно соответствует реализации замысла создателей фильма.

Чего отнюдь не скажешь о сценическом воплощении того же сюжета в Театре Комедии на Беговой.

В фильме мы видели актёров классической школы, которые не играли аристократов, а воплощали их образы в реальность. В театре на сцене кривлялись плебеи, которые тщились одновременно и сыграть знать, и непонятно с какой целью высмеять её. И я не могу сказать, что конкретно тому виной: бесталанность лицедеев, или убогость представления режиссёра о том, что он попытался нам представить.

Говорить глупости и кривляться – это не значит шутить. Этому я сейчас стараюсь учить своего пятилетнего внука; и жаль, что эту истину никто не объяснил режиссёру данной постановки.

Вот после этого предварительного рассуждения – коротко по образам, которые предстали перед нами.

Сэр Роберт в исполнении Александра Пашкова абсолютно не соответствует традиционному образу джентльмена, которому на рубеже XIX–ХХ столетий предлагают портфель министра. Это сегодня британская премьер-министерская чехарда карикатурных персонажей стала притчей во языцех, во времена оны отбор производился куда строже. Сэр Роберт блёкл и неубедителен во всех без исключения сценах, где появляется. Не тянет он на некогда оступившегося и дорожащего своей репутацией политика высокого полёта; его уровень – трясущийся за своё кресло клерк среднего звена.

Его супруга Гертруда (Наталия Антонова) – единственный персонаж на сцене, актёрское исполнение которого тянет хоть на сколь-нибудь положительную оценку; она единственная более или менее соответствует образу. Она тоже несколько раз демонстрировала кокетливые ужимки, которые несколько не вписывались в общую манеру её исполнения роли леди, и тут у меня не возникает сомнения, что это всё же «находки» режиссёра.

Лорд Горинг (Александр Бобров) вообще больше похож на неотёсанного провинциала, чем на утончённого ироничного бонвивана, который рисовался в моём воображении. Ну согласитесь: когда британский лорд в присутствии дамы ложится животом на стол и болтает в воздухе ножками, когда он шутит по поводу объёмного женского бюста в просторном декольте, когда бесцеремонно перелезает через спинку скамейки, чтобы втиснуться между своим отцом и будущей невестой, распихивая их своими ягодицами – впору вспомнить нашего незабвенного классика и воскликнуть: «Ну хоть что угодно со мной делайте – не верю!»…

А душка мисс Мейбл (Виктория Шашкова)!.. Случайно усевшись на обронённую брошь, она укалывается о заколку как раз тем самым местом, на которое, по общепринятому мнению, и приходится львиная доля приключений. Вскрикнув и подскочив, юница предоставляет возможность Горингу в подробностях рассмотреть уколотое место, что же это у неё там колется… Представляете картинку, как юная британская леди демонстрирует лорду красоту своих ягодиц , пусть даже и сокрытых под юбкой?.. В фильме мисс Мейбл – обаятельная непосредственность, здесь – недалёкая пустышка.

Ну и граф Кавершем в исполнении Сергея Варчука. Какое-то время он ещё продержался на своей аристократической внешности, и я успел подумать: ну хоть кто-то на сцене соответствует образу. Но когда он начал торопливыми глотками допивать коньяк, уходя со сцены… Право, у меня сложилось впечатление, что ему и в самом деле налили что-то спиртное – вот и выпал русский человек из британского образа. Ну не может граф, вхожий к премьер-министру, дохлёбывать дармовую выпивку как забулдыга в подворотне!.. Ну а когда он начал тросточкой похлопывать сыночка по ягодицам, и этот образ окончательно рассыпался вдребезги.

Присутствие на сцене леди Маркби (Наталья Хорохорина, ЗА РФ) вообще видится несколько искусственным, ну да ладно, она общей картины не испортила – и на том спасибо.

Ну и жемчужина спектакля – миссис Чивли (Юлия Куварзина). Это вовсе нечто несусветное. Вы помните, что по сюжету некогда она училась в школе в одном классе с Гертрудой, то есть, делаем вывод, происходила не из плебейской семьи. А тут на сцене мы видим натуральную хабалку в самом классическом варианте – что по одёжке, что по замашкам. Когда она в присутствии всё того же Горинга шарит рукой в своём смелом декольте под необъятной грудью в поисках компрометирующего письма («мокрого от пота» – уточняется по ходу), оказываешься в тупике: как эту мелкую спекулянтку можно всерьёз принимать за международную аферистку?.. Нет-нет, гадость подстроить она может запросто – тут вопросов нет, но на опытную интриганку она никак не тянет, равно как и на любовницу лордов и баронов…

Вот на такую компашку сомнительных лордов и ледей довелось мне посмотреть в Театре Комедии. Можно, конечно, сказать, что, мол, понадёргал из спектакля неудачных фрагментов, и на них построил свой отклик. Да нет же, друзья, это и в самом деле провал для театра.

Сын, между прочим, рассказал, что незадолго до того смотрел здесь же с супругой «Пигмалиона», и остались от спектакля в полном восторге. А тут – извинялся, что так промахнулся с приглашением. На что я ему вполне искренне ответил: хотя постановка мне не понравилась, что увидеть версию постановки, альтернативную виденной ранее, всегда полезно.

…На афишке спектакля значится, что это действо относится к жанру комедии. Не сомневаюсь, что Талия – муза этой сферы сценического искусства – не в особом восторге от того, что данная постановка приписывается её покровительству. (Ну как удержаться: список постановок, от которых Талия с радостью отреклась бы, скопился уже огромный, и продолжает неудержимо разрастаться). Конечно, в зале нет-нет да и раздавались смешки – когда звучали парадоксальные высказывания Уайльда, или же когда из уст актёров раздавались откровенные отсылы к современности – намёки на ограничения поцелуев, например…

Друзья мои, в завершение повторю мысль, которую привёл в начале публикации. Я понимаю и признаю, что моё личное восприятие постановки не является истиной в последней инстанции, что каждый человек видит спектакль по-своему, и что кому-то данная версия «Идеального мужа» могла и понравится. Особенно из числа тех, кто не смотрел одноимённый фильм.

Однако удержаться от столь резкой оценки не смог.

Так что запомните: Театр Комедии на Беговой, спектакль «Идеальный муж», режиссёр Олег Тополянский. Не ходите, не тратьте деньги! На них можно посмотреть куда более достойные спектакли!

.

Оскар Уайльд: http://starodymov.ru/?p=35833

Людмила Гурченко (в фильме играла роль миссис Чивли): http://starodymov.ru/?p=37023

Елена Коренева (в фильме – мисс Мейбл): http://starodymov.ru/?p=33152

Альберт Филозов (секретарь сэра Роберта): http://starodymov.ru/?p=22323

Борис Химичев (секретарь мисси Чивли): https://starodymov.ru/?p=31991

О том, что прошлое тянется за нами всю жизнь: http://starodymov.ru/?p=31566