30 ноября 1900 года – умер Оскар Уайльд,

британский писатель ирландского происхождения

Когда я читал биографию этого писателя, диву давался, насколько его собственная натура не соответствует морали им же написанных произведений! Не такое уж редкое, конечно, несовпадение, однако оно всякий раз заставляет удивляться… Как это вообще возможно: декларировать одни принципы, а жить по другим?..

И ещё одна предварительная реплика. Финал любой жизни легко вывести от младых ногтей – задним числом вообще всё объяснить нетрудно. Так вот, если говорить об Уайльде, можно сказать, что слишком блестящим у него оказался жизненный старт, и вторую половину своего земного пребывания он испортил сам же, пресытившись счастьем и успехом; другими словами, если принять за аксиому, что человеку предназначено какое-то количество хорошего и плохого, то у нашего героя эти компоненты распределились уж слишком контрастно.

Итак, Оскар Уайльд.

Оскар получил от родителей прекрасные потенциальные данные: образование, воспитание, знание основных европейских языков, умение учиться и усваивать знания, способность очаровывать людей… Добавим к этому критический и острый склад ума, способность мгновенно найти остроумный ответ на самую неожиданную ситуацию, а также, эпатируя окружающих, не переходить грань допустимого… До поры эти его качества играли ему на пользу.

Он вошёл в высшее британское общество как денди в самом блестящем понимании этого слова. Он стал законодателем моды, ему подражали, его остроты мгновенно разносились по умам. Его зазывали в самые популярные салоны, а затем приглашали гостей уже «на этого очаровательного ирландца»…

Его стихи, а затем и прозаические произведения мгновенно становились популярными. Его роман – единственный, как мы знаем задним числом – «Портрет Дориана Грея» пользуется баснословным успехом. Им зачитывались, его обсуждали, о нём спорили…

Уайльд отправлялся в США – и его в порту встречали журналисты. Он выступал с лекцией, на которую шесть десятков молодых людей пришли одетыми в подражание введённой им моде.

Уайльд приезжает в Париж – и с ним заводят знакомства Виктор Гюго, Эмиль Золя, Анатоль Франс…

Уайльд возвращается в Лондон – и продолжает свой триумф: его пьесы, в частности, «Идеальный муж», замечает и высоко оценивает Бернард Шоу.

Казалось, нет силы, которая смогла бы низвергнуть баловня судьбы с вершин, которые покорялись ему легко и без особых усилий…

Однако… Не нами замечено, что ничто не вечно под Луной. И самая блестящая судьба может сломаться, споткнувшись о препятствие, от которого ну никак не ожидал подвоха…

…Так уж устроен человек, что ему всегда хочется чего-то большего; даже на вершине счастья он желает… Ну, не знаю, о чём может мечтать счастливчик, вознесённый на Седьмое Небо – знаю только, что сказать «Мне больше ничего не надо и мечтать не о чем» человек не может.

Оскар Уайльд имел всё для того, чтобы оставаться счастливым. Он вращался в высших кругах британского общества, он занимался любимым делом и имел за это хорошие деньги, его любила жена, родившая двоих сыновей (ещё дочку, но она умерла)… Как говорится, живи – не хочу!..

А его сгубила вспыхнувшая страсть к молодому порочному беспутному мужчине, к тому же даже в своей противоестественной сексуальной направленности оказавшемся непорядочным. Тот и утянул Уайльда в пропасть.

Над нашим героем словно просыпался ящик Пандоры.

Скандалы, финансовые проблемы, абсурдные обвинения, оказавшиеся вдруг обоснованными, шантаж, суды, присяжные, а затем длительный тюремный срок, взъевшийся на «заключённого С-3-3» надзиратель, полученная по неосторожности травма, которая привела к затяжной болезни…

Бонвиван и любимец Света вышел из тюрьмы совершенно сломленным и раздавленным человеком. От него отвернулись почти все; и вряд ли можно слишком уж осуждать этих «почти всех» после грандиозных скандалов вокруг их кумира былых времён…

Не пожелала встречаться с ним и жена – что, в общем-то, тоже можно понять; хотя она материально поддерживала его, лишившегося средств к существованию, что в моих глазах делает ей честь.

…Оскар Уайльд уехал во Францию – по всей видимости, рассчитывая встретить здесь более снисходительное отношение к грешнику. К нему сюда на какое-то время приехал сгубивший его любовник, поживился его деньгами, а когда финансы кончились, исчез – теперь уже навсегда.

Уайльд в добровольном изгнании написал ставшую знаменитой «Поэму о Редингской тюрьме», в которой пересматривал многие свои взгляды молодости – что, наверное, закономерно.

К этому же периоду относится ещё одна его письменная работа, имевшая серьёзные последствия. Вернее, речь идёт о цикле публикаций, в которых автор анализирует положение заключённых в британских тюрьмах. И что бы вы думали?.. Британская Палата общин в 1898 году приняла Акт о тюрьмах, и в этом документе нашли отражение некоторые положения, выдвинутые Уайльдом.

…Умер наш герой 30 ноября 1900 года. Ему исполнилось только 46 лет. Умер, как считается, от последствий той самой травмы, которую получил в тюрьме. Хотя, думается, и моральная составляющая свершившейся в жизни катастрофы сыграла в столь раннем уходе из жизни не последнюю роль.

Незадолго до этого он предрёк, что не переживёт XIX столетия. Математики и астрологи спорят о том, к какому веку относить год с двумя нулями в датировке, но для данного случая – согласимся! – будем считать, что этот замечательный талант так и остался именно в девятнадцатом веке.

…И вы думаете, что на этом можно поставить точку?.. Как бы не так!.. Оскар Уайльд не был бы собой, если бы не продолжил будоражить людские умы и души даже после кончины.

Когда-то, будучи ещё в том возрасте, о котором говорят «Всё ещё впереди», юный бонвиван Оскар провозгласил:

- Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенды. Сквозь них мы можем смутно разглядеть истинное лицо человека…

Фразу можно было бы оставить без внимания, как пример умничания молодого человека, который желает произвести впечатление парадоксальным высказыванием. Если бы не неожиданная легенда, пошедшая гулять по умам парижан после кончины падшего ирландца.

На могиле Уайльда установили изваяние в виде сфинкса. И вдруг в экзальтированных кругах парижского общества появилось поверье, что если поцеловать сфинкса, это станет гарантией успеха в любви. И вскоре изваяние покрылось характерными следами губной помады. Служащие не успевали её смывать; вполне всерьёз едва не на научном уровне обсуждался вопрос о разрушительном воздействии губной помады на изваяние!.. И в конце концов сфинкса пришлось укрывать стеклянным саркофагом!..

…Мои друзья знают, что я высоко ценю повесть Сергея Лукьяненко «Спектр», считаю её разносторонне философским произведением, несмотря на жанр «фэнтези», который я, в общем-то, не слишком жалую. Так вот, в повести по ходу сюжета один весьма эрудированный инопланетянин пытается разобраться, что такое земная фантастическая литература. Главный герой произведения, Мартин, для примера пересказывает своему другу как раз «Портрет Дориана Грея»… Инопланетянин потрясён…

Не сомневаюсь, что если бы Уайльд узнал, что один из популярнейших авторов будущей (для него) России именно его роман изберёт как визитную карточку всей фантастики земной цивилизации для представления инопланетному разуму, ему, любителю эпатажа, это бы понравилось.

***

Дополнения:

О закономерности оценки финала жизни задним числом: http://starodymov.ru/?p=27757

О том, что гений и порядочный человек – не всегда синонимы: http://starodymov.ru/?p=28543

Виктор Гюго: http://starodymov.ru/?p=34494

Эмиль Золя: http://starodymov.ru/?p=32857

О гомосексуализме: http://starodymov.ru/?p=27308

«Спектр» Сергея Лукьяненко: http://starodymov.ru/?p=32035