24 сентября 1802 года – покончил с собой Александр Радищев.
Начну с главного: мне от души жаль этого человека – по большому счёту, на мой взгляд, не заслуживавшего столь сурового наказания, и уж тем паче насколько кошмарной кончины. Александра Радищева никак не следует считать врагом России, он не выступал против существующего строя. Он всего лишь пытался указать власть имущим на беды родимого Отечества, подсказать, где и что у нас не так… Самый краеугольный камень бед России он видел в крепостном праве; на него и указывал, за него и порицал, его и считал нужным отменить. А всё остальное – частности.
Он ведь не выдумал своё «Путешествие…», он всего лишь скрупулёзно зафиксировал увиденное. Сгустил краски?.. Возможно!.. Но ведь из самых лучших побуждений: чтобы «верхи» увидели, насколько трудно живётся «низам», и сами исправили положение. Поборник теории Адама Смита, он эволюционист, ни в коем случае не революционер.
Отмена крепостничества «сверху» – это всё, это самая главная цель, которую ставил перед собой Радищев. Укажите хоть на одно место в книжке, которое можно расценивать как призыв к бунту!.. Не увидите.
Кроме неё самой в целом, этой книжки, кроме общей тональности, которой брошюрка пропитана. Но это, повторю, всего лишь социальный – не политический! – протест автора.
Так почему же этой брошюрки настолько испугалась матушка Екатерина?.. Думаю, причина проста: она отдавала себе отчёт, что описанное – правда, но при этом понимала и иное, что исправить жизнь российского крестьянина она не сможет. Захочет или нет – второй вопрос, главное, что не сможет, даже если очень того захочет: она на практике знала, как свергают царей!
Человек более или менее легко может простить другому его неправоту. А вот справедливые упрёки простить намного труднее. Не так разве, дорогой читатель?.. По себе знаю, что так.
Мы знаем, что Екатерина предпринимала несколько путешествий по России, в ходе которых имела возможность увидеть, как живётся её подданным. Историки и публицисты уже на протяжении трёх столетий спорят, строил ли Григорий Иванович «потёмкинские деревни». Она имела возможность видеть то, что ей показывали, общаться с теми, кого к ней подводили…
Просто реплики ради. Каждый из нас, вне зависимости от возраста и продолжительности жизненного опыта, прекрасно знает, как реализуется механизм формирования благостной картинки для глазок Первого лица, как организуется елей, который нежно вливается в его ушки, как формируется пул лиц, допущенных к общению с оным…
Так есть, и так было испокон века…
Так вот, матушка Екатерина – не исключение. Мне почему-то представляется, что она отдавала отчёт, что не всё в государстве настолько благостно, как ей показывают. Быть может, даже по всей видимости, далеко не в полном объёме, но всё же отчёт себе отдавала. Однако ей просто удобнее было делать вид, что принимает всё за чистую монету. Она что-то пыталась сделать для простого люда, подготовила и провела ряд благотворительных законов, но всё это исключительно по частностям, не посягая на систему.
Да и то – кому ж охота рубить ветку, на которой вполне комфортно обустроился? (Не люблю в этой конструкции слово «сук»).
И вдруг – такая книжка! «Это хуже Пугача!», – якобы воскликнула Екатерина, прочитав её.
Так оно ж и в самом деле – хуже. Емельяна можно казнить, его семью сослать на Соловки, его сподвижников – сотнями вздёрнуть на виселицы и справить по Волге на плотах в назидание понизовой вольнице…
Бунт можно раздавить солдатским сапогом, залить кровью, выкосить шрапнелью, выжечь, запустив пал по соломенным крышам… Но как восстановить сформировавшийся в собственном сознании благостный мир, в котором ты, матушка-императрица, являешься истинным благодетелем для подданных?.. Себя-то обмануть – потруднее будет, чем окружающих.
И кто это сделал?.. Кто запустил увесистый булыжник в зеркало, в котором отражался блеск парадных залов мира, построенного Екатериной?.. Сквозь пробитую булыгой брешь в покрытом амальгамой стекле вдруг «матушка» услышала оставшееся на века: «Зверь ты алчный, пиявица ненасытная!.. Что крестьянину ты оставляешь?.. Воздух, один только воздух»!.. Что, чуточку исказил цитату?.. Так ведь только по форме, не по сути её…
Вот чего Екатерина не могла простить автору. Не самой правды, а того, что эту правду приходится признать.
Александр Радищев некогда окончил Пажеский корпус. Получил образование в Лейпциге, где и наглотался вольнодумства, а также веры в то, что просвещённый правитель непременно услышит верноподданного и предпримет все меры для исправления кривды. Там же, в Саксонии, у него приключилась неприятная история, однако обошлась без последствий.
Как бы то ни было, Александр Николаевич, вернувшись в Россию, поступил на службу, имел почти всё для успешной государственной карьеры. Почему почти?.. Дело в том, что он очень плохо знал русский язык – но это, приходится признать, являлось довольно распространённой проблемой. Со временем он научился по-русски и говорить, и писать.
Так вот, повидавший германские сёла и дороги, Радищев пришёл в ужас от увиденного на Родине. И появилось «Путешествие…», над которым он работал едва не целое десятилетие.
Пришедшая в негодование Екатерина приказала арестовать автора. Его отыскали быстро, несмотря на инкогнито… Делом Радищева императрица поручила заниматься лично лейб-кату Степану Шешковскому. Современники свидетельствуют, что узнав об этом, Александр Николаевич от ужаса упал в обморок – такой кошмарной репутацией пользовался «следователь»…
Не дожидаясь «допроса с пристрастием», незадачливый автор не стал ни в чём отпираться, признал вину перед троном, раскаялся, отрёкся от своего произведения… Да и то – сколько бы ни декларировала Екатерина свою приверженность «общечеловеческим ценностям», а только с врагами престола она не особо церемонилась. Тираж издания изъяли и уничтожили – считается, что по разным причинам уцелело около сотни экземпляров. «Путешествие…» оставалось под запретом вплоть до Революции 1905 года. Правда, за рубежом выходило…
Приговор суда оказался вполне ожидаемым: казнь!.. Однако государыня его смягчила – до десяти лет ссылки в Илимском остроге.
Кто знает, выжил бы здесь Радищев – всё же духом его трудновато называть несгибаемым. Но ему покровительствовал Александр Воронцов – президент Коммерц-коллегии. Выскажу предположение, что и сама Екатерина не желала смерти писателю: возможно, признавая в душе некоторую его правоту, или же в стремлении сохранить благостный образ в глазах заграницы.
Жизнь в Сибири у нашего ссыльного оказалась относительно комфортной: оказавшись едва ли не единственным образованным человеком в округе, Александр Николаевич стал помогать людям в качестве лечащего врача, и даже реально спас от неминуемой смерти несколько человек.
Там же он написал философский трактат «О человеке, его смертности, его бессмертии». (NB: нужно будет хотя бы посмотреть – вики об этом произведении отзывается неплохо).
…Ничто не вечно под луной; никто не вечен в нашем мире (Мак-Лауда вспоминать не станем). Пришла пора – и пресёкся земной путь Великой Екатерины. На престол взошёл Павел – самый непонятный и непредсказуемый правитель России (догорбачёвской поры). И принялся массово отменять решения матушки – нередко не задумываясь, насколько это правильно.
Хотя в нашем случае – вопросов нет. Вернул он из ссылки и Радищева, разрешил проживать в наследной усадьбе… А со временем новый царь Александр Павлович определил прощённого ссыльного на государственную службу.
Казалось бы: совершил человек поступок (глупый или героический, каждый вправе решать по-своему), раскаялся (искренне или в страхе перед дыбой, опять же, с точки зрения истории уже не принципиально), понёс наказание… Прощён, возвращён… Что дальше?.. Или продолжай бунтовать, или смирись и трудись потихоньку на благо Отечества с учётом обретённого жутковатого опыта…
Однако наш герой избрал третий путь – и хоть что угодно говори, а я его не понимаю.
Александр Радищев всерьёз уверовал, что свергнувший отца Александр I проведёт реформы на благо народа!.. И когда ему предложили участвовать в редактировании свода российских законов, с энтузиазмом взялся за дело – псевдолиберальную риторику государя он принял за чистую монету.
Он опять повёл речь о необходимости отмены крепостного права.
Между прочим, ещё одна из идей, за которую он ратовал, заключалась в том, что России следует поменьше торговать с заграницей и сделать упор на обеспечение внутреннего потребления – для этого страна, её экономика обладают всем необходимым…
Расплата за либерализм не заставила себя ждать слишком долго. Кто-то из искренне расположенных к Радищеву вельмож дружески предостерёг его: мол, гляди, как бы опять в Сибирь не угодить… Этого оказалось достаточно для того, чтобы сломать человека окончательно: Александр Радищев влил в рот «царскую водку» (смесь соляной и азотной кислот), и умер в жутких муках. Впрочем, существует версия, что это жуткое самоубийство произошло случайно – писатель выпил её по ошибке. Поскольку свидетелей у происшествия не было, о его причине каждый вправе судить по своему представлению о личности. Лично я так с трудом представляю, как могла бы случиться подобная «ошибочка».
…В публикациях, которые я готовлю о людях далёкого прошлого, стараюсь без необходимости не касаться их семейных, и уж тем паче каких-то более интимных вопросов. Но тут – случай, когда необходимость сделать исключение представляется вполне оправданной. Дело в том, что Радищев женился на девице Анне Рубановской, которую долго и искренне любил. Её родители от такого избранника дочери восторга не испытывали – уж кто знает, по каким причинам. Девушка за своё счастье боролась с родителями несколько лет, отказываясь от других партий, и желая соединить свою жизнь именно с Александром Николаевичем. В конце концов родители с выбором смирились… Жили Радищевы в любви… Однако при рождении четвёртого ребёнка Анна умерла. Александр Николаевич тяжело переживал эту кончину… А потом – ссылка… И к нему в ссылку, за тридцать лет до декабристок, отправилась родная сестра умершей, Елизавета, в браке с которой родилось трое детей… Однако и она умерла – не перенесла сибирского климата.
Такая вот лирическая и грустная история.
О детях рассказывать не стану. Отмечу только, что писатель Николай Радищев – его сын, а художник-маринист Алексей Боголюбов – внук.
Ну и в завершение.
В интернете помещено немало портретов Александра Радищева. И вот что обращает на себя внимание. На одних полотнах мы видим волевого трибуна, а на других – мягкого (чтобы не сказать «мягкотелого») интеллигента… Факт, что каждый художник вольно или невольно в портрете передаёт личное отношение к натуре, это общеизвестный факт. На мой взгляд, на данном примере можно оценить воззрение портретиста: как он оценивает личность Александра Радищева – в виде несломленного бунтаря, или же чиновника, покорившегося власти…
В качестве иллюстрации я заимствовал в интернете картину В. Гаврилова «Радищев».
Призадумался: а какой же фразой завершить рассказ об этом известном человеке с биографией, во многом всё же не до конца познанной…
И пришёл к банальному выводу: это моё личное видение личности Александра Николаевича, которое я никому не навязываю, но на которое имею право, признавая право каждого читателя на личную трактовку образа.
.
Александр Радищев: https://starodymov.ru/?p=34857
Екатерина II: https://starodymov.ru/?p=40883
«Потёмкинские деревни»: https://starodymov.ru/?p=26481
Путешествие Екатерины по Волге: https://starodymov.ru/?p=24779
Емельян Пугачёв: http://starodymov.ru/?p=16584
«Путешествие из Петербурга в Москву»: http://starodymov.ru/?p=33654
Александр Воронцов: https://starodymov.ru/?p=38548
Павел I: http://starodymov.ru/?p=37100
Александр I и его первый реформы: http://starodymov.ru/?p=38331
Декабристки: http://starodymov.ru/?p=26758
Любовь к ссыльному: http://starodymov.ru/?p=37963
Алексей Боголюбов (только упоминание, к сожалению): http://starodymov.ru/?p=29766
К записи "Трагедия. 120 лет назад Радищев выпил кислоту: несчастный случай или жуткое самоубийство?" пока нет комментариев