3 июля 1871 года – умер Михаил Бестужев,

декабрист.

Один из тех «каторзан», кто дожил до амнистии.

…О декабристах, о своём отношении к этой группе людей я уже писал. И вновь тему поднимать не стану.

Только несколько фактов их жизни Михаила Бестужева.

Отец Михаила, подпоручик Александр Федосеевич, во время Русско-шведской войны 1788-1790 гг. получил тяжёлое ранение в голову. Выходили его крепостной слуга, а также девушка-простолюдинка… На которой юный офицер и женился. Впоследствии из-за последствий ранения с военной службы ему пришлось уволиться. Однако, будучи человеком чрезвычайно одарённым и широко образованным, он сделал неплохую – и вполне заслуженную! – карьеру на гражданском поприще, дослужив до чина статского советника; правитель канцелярии Российской Академии художеств. Дом Александра Бестужева считался одним из главных культурных центров донаполеоновского Санкт-Петербурга.

Немаловажный факт, который имеет отношение к нашему рассказу. Александр Федосеевич считал необходимой кардинальную реформу образования, в основу которой, по его мнению, требовалось положить идеи известного в те времена чешского педагога-гуманиста Яна Коменского. Свои мысли Бестужев изложил в книге «О воспитании»; и восьмерых детей своих воспитывал как раз сообразно своим педагогическим представлениям.

В результате четверо из пятерых его сыновей оказались в стане декабристов, а про пятого сказано, что-де его участие в тайных обществах не доказано. Сёстры же, когда со временем вышло послабление для ссыльных братьев, продали родительское именьице и отправились в Сибирь, в городок Селенгинск, на добровольное поселение, чтобы поддержать их.

Ну а теперь – о Михаиле.

Поручик лейб-гвардии Московского полка Михаил Бестужев лично привёл на Сенатскую площадь роту. То есть участие в восстании – самое непосредственное: о не только сам выступил, но и подставил под картечь людей, которые навряд ли сами бы на это решились…

Его и арестовали тут же, на площади.

Известно, что в период следствия руководителей восстания содержали в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Все – в одиночках, без возможности встречаться и общаться между собой.

Так вот, именно Михаил Бестужев разработал «тюремную азбуку», которой сквозь стены перестукивались между собой, обмениваясь информацией, заключённые. Несколько со временем видоизменяясь, «азбука» просуществовала как минимум полтора столетия – ею пользовались политзаключённые даже в сталинские времена. Знаменитая террористка-народоволка Вера Фигнер вспоминала, какой для неё стало радостью, когда она освоила этот способ общения и стала перестукиваться с самим Николаем Морозовым!..

О пребывании братьев Бестужевых на каторге, в Читинском остроге, а затем в Петровском заводе, рассказывается в знаменитом романе-эссе Владимира Чивилихина «Память» – книге, которая в своё время стала для меня подлинных открытием.

Михаил Бестужев всю жизнь оставался чрезвычайно любознательным человеком. Только один факт: именно на каторге и последующей ссылке он взялся за изучение языков. Освоил он также целый ряд профессий, необходимых в условиях натурального хозяйства.

Каторга и последующая ссылка стала истинным испытанием для декабристов. Слабые духом не выдержали такого изменения в своём положении… А вот те, кто покрепче, как-то приспособились… Михаил Бестужев – как раз оказался из их числа; кто знает, в какой степени этому способствовали система воспитания отца и мещанское происхождение матери…

В упомянутой уже книге «Память» автор с особой теплотой отзывается о местных женщинах, которые выходили замуж за «секлетных» ссыльных. Одной из них стала Мария Селиванова, сестра местного казачьего есаула. У них родилось четверо детей, однако долгой жизни никому из них не досталось…

Михаил занимался сельским хозяйством. В частности, акклиматизацией культурных растений в местности, отведённой ему для поселения. Сконструировал конный экипаж. Писал; публиковался в местных газетах.

Увлёкся буддизмом, написал книгу об этой религии, а точнее сказать, о космогонии её. К сожалению, рукопись её затерялась.

(Как тут не вспомнить творчество ещё одного декабриста – Павла Дунцова, также в суровых условиях ссылки размышлявшего о вселенского масштаба вопросах!)…

…Михаил Александрович Бестужев уехал из Селенгинска в 1867 году, только после того, как у него там не осталось никого из близких. Похоронил всех детей, жену, брата Николая, друга Константина Торсона…

В Москве проживал в 7-м Ростовском переулке (до сих пор я и не слыхал о таком: между Плющихой и Москва-рекой). Умер во время эпидемии холеры. Похоронен на Ваганьковском кладбище…

Вот и оценивай жизнь такого человека!.. Как это сделать, по какой шкале?.. Несомненно, грандиозный потенциал, заложенный отцом и матерью… А на что он растрачен?.. На выживание в ссылке.

А с другой стороны, всё тот же глубоко мною чтимый Владимир Чивилихин целую главу в своём романе посвятил вопросу о том, какой грандиозный вклад сделали декабристы в развитие Забайкальского края… Выходит, что о нерациональном использовании потенциала – зря я это…

Так что каждый вправе судить по-своему.

.

О «каторзанах»: http://starodymov.ru/?p=30828

Ещё об одном участнике восстания: http://starodymov.ru/?p=37615

Моё отношение к декабристам: http://starodymov.ru/?p=26758

Николай Морозов: http://starodymov.ru/?p=33501

Владимир Чивилихин и его «Память»: http://starodymov.ru/?p=11058

О «декабристках»: http://starodymov.ru/?p=24961

О Павле Дунцове: http://starodymov.ru/?p=11073

Декабристы в Забайкалье: http://starodymov.ru/?p=19765