30 января 1872 года – родился Глеб Котельников,

человек, своим изобретением спасший столько жизней, что невозможно подсчитать.

Наверное, большинство читающих эти строки изначально знает, чем знаменит этот человек. Он изобрёл самый первый в мире пригодный к реальной эксплуатации парашют – все существующие нынче парашюты можно считать потомками того, который Глеб Евгеньевич явил миру 110 лет назад, в 1912–1913 годах. Причём, «явил миру» – это не просто эффектный словесный оборот: первый прыжок реального человека с РК-1 («Ранцевый, иначе Русский, Котельникова – модель первая») состоялся во Франции в городе Руане, с 60-метрового моста через Сену. Но не спешите нашего соотечественника обвинять в отсутствии патриотизма: изобретение Котельникова ранее прошло предварительные испытания в России, однако признания не получило. Почему?.. Расскажу ниже.

А пока – о самом изобретателе.

Глеб Котельников родился ровно полтора века назад. С малолетства он зарекомендовал себя разносторонне одарённым творческим ребёнком: техника и конструирование, театр, музыка (неплохо играл на нескольких инструментах), литература, фотография… Причём, фотокамеру мальчик сконструировал сам, раздобыв где-то старый объектив; а к велосипеду приладил парус, помогавший ему в путешествиях, (впрочем, мне представляется, что навряд ли очень уж помогал, но зато сам придумал и соорудил конструкцию).

Однако после смерти отца, служившего по линии народного образования, пришлось поступать на службу – сначала военную, затем штатскую… Согласимся, что в службе контролёра акцизного ведомства места для творчества не так чтобы слишком много. Глеб Евгеньевич старался компенсировать рутинную прозу службы выступлениями в театре. Что вызывало недовольство его руководства. Потому, едва выслужив минимальную пенсию, Котельников уволился, переехал с семьёй в Петербург и поступил на работу в Народный дом – своего рода Дом культуры тех лет. Случилось это в 1910 году.

Вот с этой даты и начинается собственно биография изобретателя – описанное в двух предыдущих абзацах можно считать только предварительной подготовкой к дальнейшей судьбе.

Год 1910-й в судьбе России имеет особое значение – это год рождения отечественной авиации. Именно в тот год первый русский лётчик получил диплом пилота, состоялись первые показательные полёты на аэропланах, установлены первые рекорды в воздухоплавании… И первая авиакатастрофа произошла также в 1910 году – во время показательных выступлений 24 сентября на глазах у множества зрителей разбился Лев Мациевич. Среди тех, кто видел, как из перевернувшегося аэроплана падал пилот, оказался и Глеб Котельников – его случившееся потрясло.

И он решил создать приспособление, которое позволит лётчику спастись в случае, если что-то случиться с аэропланом. В кратких справках об изобретении подчёркивается, что его совершил актёр; как мы знаем, это верно лишь отчасти – конструированием и рационализацией Глеб Евгеньевич занимался постоянно.

Над созданием системы для спасения воздухоплавателей тогда работал не он один – работы велись во многих странах. Вот только разработка Глеба Евгеньевича оказалась самой удачной…

Тут хочется подчеркнуть самое главное, о чём мы редко задумываемся. Для нас, людей информационной эпохи, устройство и внешний вид многих предметов очевидны и не вызывают вопросов. Да и интернет имеется, в котором можно подсмотреть подсказки и идеи… Но попытаемся представить себе человека, который взялся придумать вещь, которой природа до сих пор не знала!..

Тот же парашют… Кто-то предложил крепить к борту аэроплана гигантский сложенный зонтик; в случае чего, пилот выбирается из кабины, цепляется к конструкции, отсоединяет её, раскрывает купол… Логика подсказывает, что существовали и другие предложения, информацию о которых я просто не встречал. Но они имелись – потому что возник спрос, и пытливые умы бились над его удовлетворением.

Как-то Глеб Евгеньевич увидел, как коллега-актриса в гримёрной достала из небольшого ридикюля просторную шёлковую пелерину… И понял, из чего следует изготавливать парашют. Но куда складывать шёлковый купол?.. К идее ранца пришёл не сразу; поначалу планировал укладывать его в лётном шлеме (видели же на картинках, яйцеобразные такие), но, посчитав площадь полотнища, от данного замысла отказался – не поместится, тем более, со стропами. И так прикинул, и этак… В конце концов остановился на варианте ранца – поначалу металлического, из которого купол выбрасывался пружинами. Опять же, понял, что стропы следует крепить к двум точкам, а не к одной, как намеревался поначалу, разделив их поровну… Как ремнями крепить конструкцию к телу, как устроить открывание контейнера (в двух вариантах: ручное и автоматическое) – всего этого ранее не придумал никто, до всего этого додумался сам Котельников.

Все его работы требовали свободного времени и денег. Изобретатель влез в долги, но продолжал работать. Ему несказанно повезло – его жена, Юлия, художник, сама оказалась увлечённой натурой, и к страсти мужа отнеслась не только с пониманием, но и помогала ему во всём. Между прочим, её отец – художник-передвижник Василий Волков, автор известной картины «Пётр Великий посещает в каземате Петропавловской крепости гетмана Павла Полуботка в 1724 году»…

Счастлив творческий человек, чьи увлечения разделяют или хотя бы понимают близкие!..

Следует отметить, что Котельников проводил предварительные испытания в секрете, опасаясь, как оказалось, совершенно справедливо, что идею у него могут банально украсть – те же самые иностранцы, честностью которых уже не один век заискивающе восхищается наша интеллигенция. Для сохранения своей тайны он выезжал в Нижний Новгород, где сбрасывал манекен с воздушного змея, которого сам же и построил.

И только добившись безукоризненной работы конструкции, вернулся в Петербург и начал обивать пороги высоких кабинетов, доказывая военному чиновничеству необходимость своего изобретения. Это оказалось очень нелегко: замшелые руководители Комитета по изобретениям, от которого требовалось поддерживать новое и полезное, в реальности от нового открещивались, а к полезности относились с позиции «как бы чего ни вышло»…

Однако ж таки достучался. Назначили парашюту испытания. Посмотреть на которые собралось немало народа.

На глазах у многочисленной публики парашют с манекеном несколько сбрасывали с монгольфьера… А впоследствии и с самолёта. Он блестяще выдержал экзамен, ни разу не подвёл изобретателя, вызвал одобрительные отзывы, со временем автору даже выдали патент…

И тем отечественное военное ведомство ограничилось – в производство изобретение так и не запустили с резолюцией «За ненадобностью». История сохранила реплику большого начальника от авиации – представителя царствовавшей династии: мол, если каждого пилота снабдить парашютом, при малейшей опасности он попытается спастись сам, и не станет спасать дорогостоящую машину…

Как тут ни вспомнить  пресловутое: «Людишек бабы ещё нарожают, а лошадок жалко»…

Вот и оказался Глеб Котельников во Франции, где в январе 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые в мире прыгнул с парашютом – пусть и с моста. (Оцените курьёз: средство спасения аэронавтов миру явили актёр и музыкант!). Заграница изобретение оценила: на лету перехватив идею, иностранные предприниматели в своих странах поставили производство спасательных средств на поток.

…Сколько раз уже приходилось в публикациях заострять внимание на том обстоятельстве, что царские чиновники преклонялись перед всем иноземным, и с пренебрежением относились к разработкам собственных талантов. У меня по этому поводу есть отдельная публикация, так что приведу только одно дополнение, о котором в ней речи не шло. В 1870 году датский офицер Мадс Линнеманн запатентовал, сначала у себя на родине, а затем в Австро-Венгрии, малую пехотную лопату (у нас её принято именовать малой сапёрной). Вещь для солдата необходимая, так что за идею ухватились все государства – войны становились всё более массовыми, и всё больше линии фронта закапывались в землю. Идея выглядела настолько простой, что все подряд её попросту заимствовали, не посчитав нужным поделиться доходами с изобретателем. И только Россия – единственная! – купила патент официально, и расплатилась с Линнеманном звонкой монетой… И при этом можно привести сколько угодно примеров того, как отечественные идеи уплывали за границу…

Первая мировая война перевернула всю систему взглядов на войну. Противоборствовавшие блоки применили друг против друга множество новинок в деле уничтожения себе подобных; что, конечно, вызвало и поиски ответных контрновинок. В частности, все воевавшие страны начали использовать авиацию, против которой появились средства ПВО… Аэропланы начали падать, потери среди лётчиков росли… В том числе случались катастрофы и с многомоторными монстрами, изобретёнными Игорем Сикорским. Парашюты, закупленные у Франции, себя не оправдали – оказались слишком ненадёжными.

Тут-то военный пилот Глеб Алеханович и вспомнил о том, что в довоенную пору на Гатчинском аэродроме испытывали средство спасения лётчиков… Кинулись искать изобретателя. А он служил в железнодорожных частях… Пока разыскали, пока оформили перевод, пока подготовили базу и изыскали средства, пока Котельников наладил производство… Всего и успел-то изготовить 75 парашютов – да и те остались невостребованными…

А тут – и революция. Потом Гражданская война.

В отличие от царских чиновников, руководители нарождавшегося Красного Военно-воздушного флота оценили необходимость парашютов. Теперь идеи Котельникова не просто находили государственную поддержку – их опробовали в ЦАГИ, и занимался этим лично Николай Жуковский.

Глеб Котельников продолжал работать над усовершенствованием своего детища даже в самые тяжёлые годы послевоенной разрухи. Если первые ранцы его разработок были металлическими, в 1924 году Глеб Евгеньевич создал парашют РК-3 в мягком ранце – то есть в привычном нам виде. В те же годы он пошёл ещё дальше: разработал и парашютную систему с гондолой для выброски грузов – первоначально до трёхсот килограммов.

Хочется отметить ещё один факт, который, на мой взгляд, заслуживает внимания. В разные годы Глеб Евгеньевич высказал две идеи, одна из которых уже реализована, а вторая – активно обсуждается как перспективная, но пока не воплощённая. Именно Котельников когда-то предложил использование тормозного парашюта для сокращения пробега самолёта при посадке. И он же высказал идею создания в самолёте спасательной капсулы, в которой могли бы всё на том же парашюте эвакуироваться экипаж и пассажиры аварийного самолёта.

За свои работы в деле создания парашютных систем Глеб Котельников награждён орденом Красной Звезды. Откровенно говоря, считаю, что это явно заниженная награда, он достоин большего. Мог бы Вождь и на Сталинскую премию расщедриться. Особенно если учесть, что с возрастом, почувствовав, что у него садится зрение, Глеб Евгеньевич подарил все свои изобретения и разработки государству. Правда, в декабре 1941 года Котельникова эвакуировали из блокадного Ленинграда, хоть и в возрасте уже, и больного, а вот не забыли же…

Погодите-ка: а как же творчество?..

Все эти годы, параллельно с изобретательством, Глеб Котельников продолжал играть в театре. Среди ролей, которые он воплотил на сцене, Сатин («На дне»), Свидригайлов («Преступление и наказание»), Волоков («Обрыв»)… Он выступал как драматург и как театральный режиссёр… А затем и как писатель, оставив нам несколько книг; сын Анатолий также стал драматургом и писателем.

Ну и чтобы объединить техническое и творческое начало…

Глеб Котельников, помимо парашютов и отдельных составляющих их, придумал ещё ряд изобретений, причём, некоторые совершенно неожиданные. Вот некоторые из них.

Несколько изобретений и усовершенствований для трамваев и железнодорожных путей… Машинку для нанесения сургучных печатей на пакеты, для штемпелевания пакетов различной толщины, для пломбирования… Приспособления для нормирования подачи жидкой смолы… И некоторые другие из самых разных областей применения: от систем экстренного торможения вагонов, технологии бурения скважин и до безопасной варки олифы.

Правда, впечатляет разброс конструкторской мысли?..

…Когда я изучал биографию Глеба Котельникова, вспомнил конструктора-авиатора Гроховского, показанного в несколько гротескном виде в сериале про Валерия Чкалова. Кипение, бурление, напор… И как результат – продавливание изобретений, нередко нелепых, бесполезных, а то и вовсе вредных… И как вторичный результат – известность в истории. У Котельникова не наблюдалось такого бурления – он тихо и последовательно делал своё дело.

А вот поди ж ты! Могила его на Новодевичьем кладбище стала местом, к которому никогда не зарастает тропа, протоптанная парашютистами.

Вот такому человеку и исполняется полтора века.

Он ушёл из жизни в конце 1944 года. Великая война ещё продолжалась, хотя исход её уже ни у кого не вызывал сомнения. И уже после того, как на территорию Западной Европы состоялись массовые воздушные десанты союзного Второго фронта. Думаю, что Глеб Евгеньевич не мог не испытывать удовлетворения от осознания того факта, что во Франции и в Италии парашюты его конструкции помогают его Родине, Красной армии скорее справиться с врагом.

Ну а о том, что главное изобретение его жизни послужит ещё и для посадки космических аппаратов, и не только на Земле – думал ли он об этом, нам не узнать. Хотя… Наверное, всё же не мог не размышлять, ибо он на деле доказал, что мысль его умела воспарить над обыденностью, над повседневностью, над привычностью и сиюминутностью…

.

Рождение российской авиации: http://starodymov.ru/?p=859

Лев Мациевич, судьба лётчика: http://starodymov.ru/?p=35148

Немного о изобретательстве: http://starodymov.ru/?p=38743

Об изобретениях, «ушедших» за границу: http://starodymov.ru/?p=25539

О том, что царские чиновники не ценили своих изобретателей: http://starodymov.ru/?p=37374

Рождение войск ПВО: http://starodymov.ru/?p=17884

О спасении самолёта и лётчика: http://starodymov.ru/?p=956

Глеб Алеханович, судьба лётчика: http://starodymov.ru/?p=28313

Николай Жуковский и ЦАГИ: http://starodymov.ru/?p=36908

Орден Красной Звезды: http://starodymov.ru/?p=32995

Эвакуация из блокадного Ленинграда: http://starodymov.ru/?p=38491

Павел Гроховский: http://starodymov.ru/?p=29109

Валерий Чкалов: http://starodymov.ru/?p=28531

Новодевичье кладбище: http://starodymov.ru/?p=27635

Второй фронт: http://starodymov.ru/?p=29844