Русские соколы в небе Поднебесной

Николай СТАРОДЫМОВ

Два десятка лет назад, еще во времена Советского Союза, в столице Туркменистана Ашхабаде я был знаком с удивительным человеком. Его звали Виктор Павлович Швейкин. О жизни и судьбе Виктора Павловича можно было бы рассказывать долго, снимать не фильм – целый сериал. Он был журналистом, писателем, художником, принимал непосредственное участие в создании первого туркменского мультфильма, много сделал для развития туркменского документального кино, внес немало новаций в развитие туркменской национальной художественной культуры.

Виктор Павлович принимал непосредственное участие в становлении Китайской Народной Армии и, опосредованно, в Корейской войне. В свое время он издал книгу «Чудеса Поднебесной» (Изд. Туркменистан – 1989). На презентацию (говоря современным языком) этой книги приезжали представители официальных властей Китая: представители мэрии г. Ланчжоу У Юань-чин, Юй Ли-хан и Ши Гуан-шен, при которых переводчицей состояла представительница Общества культурных связей с заграницей провинции Урунча Лао Гуан-цю.

Виктор Павлович служил в авиационном полку, который дислоцировался на территории Китая, и самолеты которого участвовали в воздушных боях, происходивших в небе Кореи. Был он авиационным техником, а потому и события тех лет воспринимал с точки зрения рядового солдата. Тем не менее, думается, и его воспоминания представляют интерес для нас, людей поколения, для которых та война является лишь строкой в истории.

1 октября 1949 года в Пекине на площади Таньаньмэнь Мао Цзе-дун огласил Декларацию об образовании КНР. Первым государством, который признал Китайскую Народную республику стал Советский Союз. Вскоре, 14 февраля 1950 года был подписан Договор о дружбе и взаимной помощи между этими странами. Тогда же в Китай были направлены советские авиационные части. Задачей наших специалистов было обучить китайцев летному делу, передать им самолеты… Именно они, летчики-китайцы, обученные советскими специалистами, воевали в небе Кореи.

В числе специалистов-инструкторов находился и Виктор Павлович. К этому времени он уже шесть лет отслужил в авиации и считался высококвалифицированным специалистом.

В октябре 1950 года воинская часть, в которой служил Швейкин, отправилась от станции Отпор и оказался в Китае, на КЧЖД – Китайско-Чанчуньской железной дороге (бывшая КВЖД, построенная Россией на территории Китая еще в царские времена). Первое впечатление от общения с китайцами, которые помогали грузить технику и другие грузы: все они знали нашу песню «Катюша» и легко усваивали разговор при помощи русского мата. К слову, американцы поначалу именно по этой языковой особенности определяли, когда в небе Кореи против них воюют летчики из СССР.

Другое впечатление: нищета народа. Советские солдаты делились с местным населением своим пайком. В результате местное население очень хорошо относилось к нашим военным. Однако со временем такая помощь от души стала восприниматься как должное, как нечто само собой разумеющееся – вроде как не от души, а так положено.

Неизгладимое впечатление на Виктора Павловича произвел такой факт. В Манчжурии он увидел кладбище, где были похоронены русские солдаты, погибшие во время войны 1904-05 гг. Кладбище находилось на территории, на которой в течение многих лет хозяйничали японцы – и ни одна могила здесь не была осквернена. На мемориальной доске на этом погосте были высечено:

Воинам, жизнь свою положившим

За Веру, Царя и Отечество

В русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

Поначалу часть, в которой служил Виктор Павлович, была вооружена самолетами МиГ-9. На армейском жаргоне их из-за своеобразного внешнего вида именовали «беременными буренками». Самолеты были явно несовершенными – что и вполне понятно, если учесть, что они были в числе самых первых. И только когда на вооружение стали поступать машины нового поколения, МиГ-15, эффективность их боевого применения заметно повысилась. Теперь, как наши, так и китайские, летчики получили возможность драться с американцами в корейском небе на равных.

Надо отметить, что и наши летчики не всегда сразу осваивали технику управления реактивным самолетом. Да, опыта у них было, как правило, немало – ну да только опыта полетов на винтовых машинах. Так что «МиГ осваивался не в миг». Ну а что говорить о китайцах? У них-то опыта полетов и на поршневых самолетах практически не было! Как их обучать сразу не реактивных?

Бывали и трагедии. Виктор Павлович с болью вспоминал эпизод, которому был свидетелем. Что-то случилось с самолетом, на котором совершал учебный полет китайский летчик. По всем правилам, по всем законам пилот обязан был катапультироваться. Однако руководитель полетами, офицер-китаец, сказал ему по рации: «Попробуй вывести машину! Их у нас мало…» И тот ответил: «Машину не брошу, буду спасать до последнего. За свободу всех одной жизни не жалко!». Они оба погибли – летчик и машина, которую он пытался спасти.

(2003 год)