ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

Начало подборки: http://starodymov.ru/?p=39384

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39443

Выше уже говорилось, насколько большое значение придавал Александр Сергеевич консолидации международных антифашистских сил. Первым проявлением его идеологических усилий на данном поприще можно считать участие в Международном конгрессе писателей в защиту культуры (другое название: «…в защиту культуры от фашистского варварства»), который проходил в 1935 году в Париже. Об уровне форума говорит хотя бы тот факт, что его инициаторами стали всемирно известные писатели Луи Арагон, Анри Барбюс, Ромен Ролан (Франция) при поддержке Томаса Манна и Лиона Фейхтвангера (Германия), Карела Чапека (Чехословакия), Шервуда Андерсена (США)  и других литераторов.

Всего на Конгресс собралось 230 писателей из 35 стран.

Советскую делегацию возглавлял Александр Щербаков – вместо болевшего Максима Горького (жить которому оставалось всего год). В её состав входили два десятка литераторов, в числе которых Исаак Бабель, Якуб Колас, Всеволод Иванов, Михаил Кольцов, Александр Корнейчук, Борис Пастернак, Илья Эренбург и другие.

На Конгрессе сформирована Международная ассоциация писателей. Её руководящим органом стало Бюро в количестве 112 человек, двенадцать из которых – представители Союза писателей СССР. Это ли не показатель авторитета нашей Родины на мировой арене той поры!..

Между прочим, по итогам Конгресса Томас Манн прозорливо написал своему брату: «Я тем временем думаю про себя, что без русской поддержки Западной Европе – конец».

Дальше.

В своих публикациях я стараюсь избегать использования превосходных степеней. Хотя, конечно же, изредка делаю исключение – когда считаю, что без этого никак не обойтись. На мой взгляд, если самым тяжёлым периодом Великой Отечественной войны в военном отношении стал оборонительный этап Сталинградской битвы, то в моральном отношении – период, когда осенью 1941 года судьба Москвы зависла буквально на волоске.

Так вот, в этот период, когда, казалось бы, нужно все возможные силы, каждого человека, способного держать винтовку, направить на фронт, в окопы, Щербаков своими действиями работал на далёкую победную перспективу. Напомню, что в этот период он возглавлял партийную организацию столицы, и нёс полную ответственность за её оборону. Между тем, практика показывает, что Александр Сергеевич, не забывая о настоящем, заботится и о будущем.

Взять, к примеру, деятельность т.н. «Комиссии Минца».

Советский историк Исаак Минц выступил с инициативой начать сбор воспоминаний бойцов и командиров Красной армии о подвигах, совершаемых непосредственно на поле боя. Минц стучался во многие кабинеты, но от его предложения повсюду отмахивались: не до тебя сейчас!..

Именно Щербаков оценил потенциал идеи, и поддержал начинание; заручившись одобрением Сталина, сам позвонил Минцу, пригласил его к себе, чтобы оговорить механизм деятельности Комиссии.

Комиссию сформировали осенью 1941 года; и её сотрудники постоянно выезжали в Действующую армию, где собирали-стенографировали рассказы непосредственных участников боёв. Многие тысячи таких рассказов сохранились для истории благодаря деятельности Исаака Израилевича и его коллег, в основном, женщин.

Будучи руководителем Совинформбюро, Щербаков активно использовал поступавшие по линии «комиссии Минца» материалы – они стали для него одним из источников информации при подготовке сводок. А позднее, став Начальником Главного политического управления РККА, Щербаков распорядился, чтобы Члены Военных советов фронтов и других воинских формирований, начальники политотделов соединений самостоятельно организовали сбор таких материалов и присылали их Минцу. О скольких подвигах страна узнала благодаря этой структуре!..

Комиссия действовала до самого окончания войны. Собранный ею архив – огромен!.. Приходится констатировать, что впоследствии собранные материалы оказались слишком слабо востребованными – однако Щербаков их использовал в своей деятельности весьма активно.

…Война – это всегда смерти и разрушения. Война, которую вела фашистская Германия против СССР, оказалась поистине войной на истребление даже не страны, а всего народа, его культуры, его цивилизационных основ.

Буквально с первых дней войны в руках Щербакова стало появляться всё больше документов, свидетельствовавших о бесчеловечной политике оккупантов. Со временем стало очевидно, что необходимо сформировать некий орган, который бы вплотную занялся сбором и систематизацией материалов для будущего трибунала над военными преступниками. Заметим мимоходом, что впервые вопрос о непременном послевоенном суде над гитлеровским режимом поднял Сталин ещё 1 октября 1941 года, на переговорах с англо-американской делегации о поставках по ленд-лизу…

И такой орган в конце концов появился. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба советским гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) сформирована 2 ноября 1942 года. Формально Щербаков в её состав не входил, однако, как начальник Главного политического управления РККА активно содействовал её работе, а как руководитель Совинформбюро, использовал полученные материалы в пропагандистской работе.

…Роль Александра Сергеевича Щербакова в создании Гимна СССР чрезвычайно велика. Работа началась в 1942 году. Именно Щербаков пригласил к себе группу поэтов и композиторов, предложив им принять участие в конкурсе на написание стихов и музыки Гимна, подчеркнув в беседе с представителями творческой элиты, что произведение создаётся на десятилетия, а то и на века – сегодня мы имеем возможность оценить его прозорливость, во всяком случае, по части музыки…

По результатам предварительного рассмотрения Щербаков докладывал в специальной записке Сталину, что на конкурс представлено 27 вариантов текстов 19 авторов. Музыкальных вариантов композиторы представили только восемь. Хор им. Александрова разучил все (все!) предложенные варианты, и специально сформированная комиссия все их прослушала и…  все забраковала. Конкурс продолжился. Впоследствии вал вариантов – музыки и текстов – нарастал стремительно; достаточно сказать, что полсотни поэтов представили 87 вариантов текста, а 42 композитора предложили 55 вариантов музыки…

И как результат этой многоплановой работы родился тот вариант Гимна Советского Союза, который все мы помним. Вся деятельность по его созданию проводилась под патронажем Щербакова.

…Следует вспомнить ещё об одном важнейшем идеологическом событии, которое произошло во время войны, и к которому оказался причастен Александр Щербаков. Речь идёт о восстановлении Патриаршества в нашей стране.

Тема «Советская власть и Церковь в годы войны» слишком непроста и обширна, чтобы осветить её хотя бы кратко. А потому только отметим сам факт. Идеологические и пропагандистские структуры, которые возглавлял на тот момент Щербаков, уже по факту своей деятельности не могли обойти вниманием этот грандиозный прорыв в духовной жизни советского общества.

…И снова о международном сотрудничестве.

В 1944 году посольство США в Москве выступило с инициативой выпуска для граждан Советского Союза иллюстрированного журнала «Америка». Предложение через Наркоминдел поступило Щербакову. Александр Сергеевич идею оценил, и поддержал. В результате с апреля 1945 года журнал «Америка» начал поступать в СССР.

…Список вопросов, которые довелось решать Щербакову в годы войны, можно продолжать и продолжать. Не забывая при этом, что у него имелись и повседневные обязанности, от которых его никто не освобождал, по руководству  Советским информационным бюро, Главным Политическим управлением РККА, а также секретаря ЦК ВКП(б).

.

Максим Горький: http://starodymov.ru/?p=26750

Исаак Бабель: http://starodymov.ru/?p=31864

Борис Пастернак: http://starodymov.ru/?p=28140

Михаил Кольцов: http://starodymov.ru/?p=27159

Илья Эренбург: http://starodymov.ru/?p=25296

Лион Фейхтвангер: http://starodymov.ru/?p=28543

Карел Чапек: http://starodymov.ru/?p=28543

Первым о грядущем суде над гитлеровским фашизмом заговорил Сталин: http://starodymov.ru/?p=23239

Восстановление Патриаршества: http://starodymov.ru/?p=33423