11 июля 1831 года – умер Василий Головнин,

вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций.

Как-то эта фамилия проходила мимо моего внимания. Обратил на неё внимание довольно случайно. А как полез в источники (в частности, биографический справочник «Арктика – мой дом»), и подосадовал: как же это человека с такой необычной судьбой – и история вниманием обделила?..

И сколько у нас в истории людей достойных, но по каким-то причинам малоизвестных!..

Ну и ещё одна догадка… Некоторые обстоятельства жизни Василия Головнина позволяют сделать осторожное предположение, что во время своих путешествий он выполнял не только исследовательские, но разведывательные задачи. Что, впрочем, отнюдь не исключает друг друга.

Василий Михайлович происходил из древнего дворянского рода, известного с XIV столетия. Рано потерял родителей. Учился в Морском кадетском корпусе. В ранге гардемарина участвовал в Русско-шведской войне 1788-1790 годов – в Красногорском и Выборгском морских сражениях. В 1799 году участвовал в совместной Англо-российской военной экспедиции в Голландии. В звании мичмана командирован в Англию, где также служил на флоте, как я понял, стажировался, под командованием, в частности, адмирала Горацио Нельсона. По возвращении в Россию составил справочник по морским сигналам, подаваемым как в дневное, так и в ночное время, которым на флоте пользовались четверть века.

А вот дальше происходит несколько непонятная история – во всяком случае, таковой она смотрится из дня нынешнего. Которая, впрочем, в конечном итоге завершилась благополучно.

Лейтенанту Головнину поручается переоборудовать судно-лесовоз «Диана» в шлюп, способный совершить кругосветное путешествие. На мой взгляд, странное поручение: как будто для столь длительного плавания через три океана во всём флоте не нашлось готового корабля. Опять же, неужто на флоте, в Адмиралтействе не нашлось для руководства перестройкой судна более опытного корабела, чем пусть уже набравшийся опыта, но всё же ещё довольно молодой офицер?.. И его же, не имевшего ни опыта самостоятельного командования судами, ни опыта дальних походов, назначают капитаном переоборудованного транспорта и отправляют в плавание к далёкой Камчатке. Лично мне это не совсем понятно.

Однако ж приказ есть приказ… Да и какому лейтенанту не лестно выполнить именно такой приказ – самостоятельно обогнуть Земной шар?..

Бывший транспорт-лесовоз перестраивают в трёхмачтовый шлюп на Олонецкой верфи.

И 25 июня 1807 года он отправляется в путь. И снова маршрут его вызывает вопросы, ну да тут уж – кто знает, по какой причине «Диана» сначала отправилась к южноамериканскому Магелланову проливу, а потом развернулась в сторону Индийского океана.

Между тем, пока длилось плавание, началась Русско-английская война 1807-1812 годов. Шлюп «Диана», в апреле 1808 года войдя в порт в Южной Африке, оказывается арестованным стоявшим здесь британским флотом. Гражданское научное судно, абсолютно не военное, имеющее официальное разрешение английских властей на плавание, пусть и полученное до войны… Британский адмирал попросту не знал, как поступить с российским кораблём. А потому, когда через некоторое время «Диана» на глазах у всех распушила паруса и демонстративно покинула порт, не стал этому препятствовать.

И «Диана» отправилась в Петропавловск-Камчатский.

Здесь Головнин занялся изучением окрестностей островов Сахалин и Курильских…

Однако через какое-то время с ним приключился новый казус. Возле острова Кунашир Василий Михайлович с несколькими помощниками оказались в плену у японцев, которые обвинили россиян в нарушении их территориальных вод. В неволе они провели два года. В конце концов отпустили.

…В 1817-1819 годах Головнин на специально построенном шлюпе «Камчатка» совершил уже истинно кругосветное путешествие: отправившись из Кронштадта, обогнул Южную Америку, поднялся вдоль западного побережья Нового Света до экватора, затем открытым океаном добрался до Камчатки, вернулся к Америке, теперь уже Северной (вспомним, что Русскую Америку к тому времени никто продавать ещё не собирался), а затем, обогнув Евразию и Африку, взял курс на север, в родную Балтику… Вместе с Головниным путешествие совершили прославленные в будущем мореплаватели Фердинанд Врангель, Фёдор Литке, Фёдор Матюшкин.

Следует добавить, что о некоторых своих приключениях Василий Головнин рассказал в нескольких изданных книгах; причём, некоторые публиковались и за рубежом.

Всего же Василий Михайлович подготовил не менее 205 томов книг по географии и морскому делу. Это не опечатка – 205!..

…Вскоре по возвращении на Родину адмирал Головнин получил назначение на пост генерал-интенданта флота. В его функции входило, в частности, строительство новых судов. И с этой задачей Василий Михайлович блестяще справился: в бытность его на посту построено более двух сотен кораблей различного класса, в том числе линкоров, фрегатов, а также (прошу обратить особое внимание!) первые десять отечественных пароходов!

…А умер Василий Михайлович Головнин 11 августа 1831 года во время эпидемии холеры…

Такая вот насыщенная жизнь…

.

Русско-шведская война 1788-1790 гг.: http://starodymov.ru/?p=34609

Красногорское сражение: http://starodymov.ru/?p=33619

Голландская экспедиция: http://starodymov.ru/?p=15370

Олонец: http://starodymov.ru/?p=34921

Петропавловск-Камчатский: http://starodymov.ru/?p=35398

Фердинанд Врангель: http://starodymov.ru/?p=33672

Фёдор Литке: http://starodymov.ru/?p=36343

Ещё об одной жертве той же эпидемии холеры 1831 года: http://starodymov.ru/?p=29377