КРУИЗ-2020

ОЛОНЕЦ

Городок Олонец – один из древнейших населённых пунктов на севере Европейской части России. И – такова судьба многих исторических центров, и не только в нашей стране – к сегодняшнему дню превратился в тихий уютный провинциальный городок, отлежащий от торных путей современных коммуникативных маршрутов. Благо, хоть турфирмы не забывают, и экскурсии сюда нет-нет, да и организуют, а то, кто знает, вообще бы позабыли его…

Мне уже довелось побывать в этом городке. И вот в этот круиз опять появилась возможность, каковой я с удовольствием и воспользовался.

…Так уж устроен человек, что он лучше познаёт места, в которых ему довелось побывать, а не те, о которых только читал. Даже Жак Паганель, досконально изучивший по карте и книгам всю географию – и тот, помните, какую ошибку допустил?.. А уж что говорить о простых смертных, типа меня?..

Про Олонецкий край я, по всей видимости, впервые прочитал в одной из книг Валентина Иванова… У Алексея Толстого в «Петре Первом»… У Юрия Германа он упоминается в дилогии «Россия молодая»… Интересно описание путешествия через Олонецкий край Николая Волкова – чиновника по особым поручениям, сопровождавшего в начале ХХ столетия французского посла мсьё Бомпара, пожелавшего посетить Соловецкий архипелаг…

Но это всё – отвлечённо. Когда видишь местность воочию, и воспринимаешь по-другому.

Итак, Олонец. Правильно ударение ставить на средний слог, на второе «О». Однако русский язык, как и любой другой государственный, старается подмять произношение местных наречий под свой манер, так что сплошь, как говорится, и рядом мы слышим ударение на «Е» – даже иные поэты занимаются тем же, в угоду рифме подлаживая название под оценочное «молодец»…

А вообще название городка происходит от имени речки, и переводится с финно-угорского как «паводковые воды». Что, в общем-то, вполне закономерно для Карельского края – где воды хоть упейся, а камней – хоть убейся…

Возник городок у слияния речек Олонки и Мегреги. Обратил внимание на такой момент. Вода в речках коричневая – всё же течёт из болот, в которых много железа, однако чистая и прозрачная, не замутнённая.

По разным данным Олонец впервые упоминается не то в XI, не то в XIII столетии; патриоты края, впрочем, отодвигают его рождение на значительно более раннюю эпоху. Тут проявляется диалектические единство и борьба противоположностей: каждый человек желает оставаться молодым, но проживать в населённом пункте возрастом подревнее.

Как уже сказано выше, изначально тут проживали народы финно-угорской группы, славяне пришли позднее. Как известно, народы разных корней уживаются между собой только при условии, если у них разнится, да простится мне столь грубая формулировка, кормовая база. Аборигены жили, в основном, рыбным промыслом, пришлые принесли земледелие и охотились – не став друг другу конкурентами, они между собой уживались, торговали, и постепенно смешивались… Однако ж корней своих не теряли: славяне, вепсы, карелы по сей день чётко знают, кто они, сколько бы кровей в них не подмешалось. Впрочем, национальность человека определяется по внутреннему осознанию человека, а не по физиологии.

Итак, Олонецкий острог возник у слияния двух речушек. Ров, соединивший их для защиты крепостцы, замкнул водный абрис, образовав остров, именуемый Мариама. Сегодня на острове стоит храм, к которому ведёт опирающийся на бревенчатые «быки»  мостик.

А раньше тут располагалась крепость о 16 башнях. Не раз крепость штурмовали, не раз горела, не раз, соответственно, меняла конфигурацию стен и количество башен… Однако всякий раз возрождалась, и вновь поднималась… Причина проста: для времён Новгородской республики положение Олонецкого острога, который служил форпостом её на северо-западе, расположение торговой фактории оказалось очень выгодным. Да и в последующие времена тоже.

При Петре, скажем, тут процветало железоделательное производство – сырьём ему служила болотная руда…

В Олонце действует местный краеведческий музей, носящий имя Н.Г. Прилукина. В музее много рассказывают об истории края, тут имеется макет крепости, много других экспонатов…

А один зал в музее отведён для экспозиции ёлочных игрушек. Их тут несчётное множество. Как подметила наша гид, по ним, по игрушкам, можно проследить историю нашей страны на протяжении ХХ столетия и по сегодняшний день.

Я уже не раз писал, что для популяризации населённого пункта, и, соответственно, для роста его доходов, важно уметь найти или придумать какую-то фишку. Как вот – самый, на мой взгляд, яркий и наглядный пример – Мышкин: вон как «раскрутили» город из-за одного лишь названия. Понятно, что он стоит на Волге, и у него имеется изначальная солидная фора относительно того же Олонца. И всё же…

Придумали олончане проводить у себя в городке ежегодный фестиваль Дедов Морозов. И уже на протяжении многих лет собираются здесь новогодние волшебники разных народов: и Санта-Клаус, и Пэр-Ноэль, и Бефана, и Йолупукки, и Паккайне, и Мунь Каллса, и Йушто Кугыза, и все, все, все… Несколько лет назад с ними случился курьёз: они все собрались на подвесном мостике, чтобы сфотографироваться, а тот не выдержал, да и рухнул… Завершилось всё благополучно – дружным хохотом.

Правда, в этом году от празднества пришлось отказаться – по известным причинам: новогодние персонажи, конечно, существа сказочные, да только вирус действует и на них…

Направление и расстояние до резиденций Дедов Морозов

А ещё в Олонце проводят фестиваль Бурёнок. Но тут я ничего рассказать не могу…

В исторической части городка много достопримечательностей.

В общем, там есть что посмотреть.

Я в нём побывал дважды. Но если появится возможность, ещё побываю непременно.

***

Предыдущая публикация про Олонец: http://starodymov.ru/?p=31148

О творчестве Юрия Германа: http://starodymov.ru/?p=23987

Эпизод из истории Соловецкой обители: http://starodymov.ru/?p=27179

О городе Мышкине: http://starodymov.ru/?p=34406