280 лет назад Антон Брауншвейгский стал российским генералиссимусом

Должен признаться, что, узнав об этом факте отечественной истории, я испытал искреннюю неловкость. В самом деле: в России генералиссимусов имелось-то всего раз-два – и обчёлся; на одной руке пальцев хватит пересчитать. И вот оказалось, что в их число входил этот несчастный, я вообще ничегошеньки не знал!

…В том, что чего-то не знаю, в молодости я комплексовал; ну а с возрастом понял, что эрудиции без прорех не бывает, и что в самом по себе незнании ничего постыдного нет, главное, что есть стремление пробелы восполнить.

Итак, герцог Антон Ульрих Брауншвейгский.

Как уже неоднократно отмечалось, российская императрица Анна Иоанновна презирала всё русское, окружив себя в основном приближёнными немцами. К тому же налицо имелся династический кризис: ни одного потомка Ивана Великого мужеска пола не осталось, так что теперь трон наследовать оказалось попросту некому, кроме только Елизаветы.

Чтобы не допустить восшествие «дщери Петровой» на престол, Анна Иоанновна затеяла многоходовую комбинацию. Она сделала ставку на свою племянницу, со временем вошедшую в русскую историю как Анна Леопольдовна – естественно, немку. Её срочно обручили с юным герцогом Антоном Ульрихом Брауншвейг-Беверн-Люнебургским, а когда юные наследники вошли в возраст, хотя молодые, как считается, не слишком-то глянулись друг другу, их поженили. А когда у молодой четы 23 августа 1740 года родился сын Иван, именно младенца провозгласили преемником российской короны.

Кто знает, как бы потекла дальше наша история, однако Анна Иоанновна внезапно заболела и умерла, успев провозгласить регентом над младенцем-императором своего любимца Эрнста Иоганна Бирона. Это переполнило чашу терпения царедворцев – против ненавистного Бирона ополчились все, в том числе и придворные немцы. В результате заговора, организованного Бурхардом Кристофом Минихом, 8 ноября 1740 года Бирона арестовали и отправили в ссылку, а регентом царя Ивана VI Антоновича стала Анна Леопольдовна.

Вот тут-то, 11 ноября, новоиспечённая регентша и назначила своего супруга генералиссимусом. Вообще-то это назначение больше походило на издёвку над столь высоким званием: Антон Ульрих совершенно не пользовался авторитетом ни при Дворе, ни уж подавно в армии, вид имел женоподобный, к тому же заикался, и отличался робостью… Следует подчеркнуть, что знаменитый прусский полководец того времени Фердинанд Брауншвейгский приходился родным братом нашему герою, однако Антон Ульрих решительно не обладал никакими объективными данными ни для того, чтобы руководить страной, ни командовать всеми вооружёнными силами России… Ни вообще руководить хоть чем-то…

Диву даёшься, насколько далеко может зайти самомнение человеческое, когда отрывается от действительности!..

Ну а дальше – переворот, совершённый гвардией в декабре следующего года, восшествие на престол Елизаветы, арест и заключение в крепость Антона Ульриха, Анны Леопольдовны и их детей, ссылка…

Семейство герцогов Брауншвейгских проживало под строгим надзором в Холмогорах. У супругов, помимо несчастного «императора Ивана», родилось ещё четверо детей – по двое мальчиков и девочек. При родах последнего ребёнка Анна Леопольдовна скончалась. А третий по счёту российский генералиссимус (после Шеина и Меншикова) так и окончил свою жизнь 4 мая 1774 года в ссылке, в конце дней своих совершенно ослепнув.

Судьба Ивана VI Антоновича общеизвестна…

Следует заметить, что Екатерина II, вступив на престол, предложила престарелому герцогу отправиться на родину, оставив в Холмогорах детей, однако несчастный отец уезжать без своих чад отказался. После его смерти Екатерина разрешила-таки детям уехать в Данию к родне, положив им солидное содержание до конца жизни, что было выполнено…

Вот такая грустная история про гротескно пародийного российского генералиссимуса.

…Ну и справки ради…

Отечественная история знает всего несколько генералиссимусов.

Это боярин Алексей Шеин – о его назначении на должность Алексей Толстой в романе «Пётр Первый» отзывается довольно пренебрежительно.

Это светлейший князь Александр Меншиков – на мой взгляд, несмотря на многочисленные грехи Данилыча, звания он удостоен заслуженно.

В некоторых источниках упоминается присвоение звания князю Михаилу Черкасскому, боярину времён Петра Великого, однако бесспорных свидетельств тому не сохранилось. Михаил Алегукович пользовался полным доверием Петра и часто оставался за него в Москве «на хозяйстве» во время отлучек царя, так что подобное назначение, в принципе, могло бы и состояться.

Об Антоне Брауншвейгском шла речь выше.

Великий полководец Александр Васильевич Суворов – тут и сомнений быть не может.

Ну и Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин – это звание присвоено советскому вождю по предложению Константина Рокоссовского 26 июня 1945 года.

Согласимся, что герой предложенной заметки – самая сомнительная фигура в этом пантеоне…

***

Дополнения:

Анна Иоанновна: http://starodymov.ru/?p=32233

Анна Леопольдовна: http://starodymov.ru/?p=28519

Иван Антонович: http://starodymov.ru/?p=34497

Бирон: http://starodymov.ru/?p=35642

Миних: http://starodymov.ru/?p=26933

Елизавета Петровна: http://starodymov.ru/?p=27581

Екатерина II: http://starodymov.ru/?p=29626

Алексей Шеин: http://starodymov.ru/?p=32237

Александр Меншиков: http://starodymov.ru/?p=31160

Александр Суворов: http://starodymov.ru/?p=33418

Сталину присвоено звание генералиссимус: http://starodymov.ru/?p=34041