11 мая 1720 года – родился Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен,

барон, всемирно известный рассказчик

Вот уж поистине удивительная судьба!

У каждого человека есть репутация. Практически всегда она в большей или меньшей степени соответствует натуре своего носителя. Конечно, людская молва может что-то приписать лишнее – иногда положительные качества, чаще негативные… Однако в целом репутацию всё же можно считать зеркалом человека, пусть и зачастую несколько искривлённым…(Я об этом уже как-то рассуждал: http://starodymov.ru/?p=31566 )

И исключительно редко случается, когда людская память формирует о человеке образ, абсолютно не соответствующий действительности. Когда от реального человека остаётся только имя – остальное всё сплошная развесистая клюква.

Таких примеров в литературе можно привести очень ограниченное количество примеров.

И самый, наверное, яркий из них – барон Мюнхгаузен.

Прежде всего, его реальная внешность совершенно не соответствует привычному образу, знакомому нам по книжным иллюстрациям, по экранному воплощению. Дело в том, что Мюнхгаузен служил в российском лейб-гвардии кирасирском полку, в котором носить усы не полагались; что же касается бородки а-ля Наполеон III, они ни в России, ни в Пруссии популярностью не пользовались, и уж во всяком случае, в первой половине XVIII столетия.

Теперь – главное. Вернувшись на родину после службы в России, барон и в самом деле любил посидеть в окружении приятелей и соседей, рассказывая о своих приключениях. Вот только абсолютно неизвестно, что он рассказывал на самом деле! Известно зато, что самая первая книжка, описывающая его приключения, вышла в свет, барон, с которым описание его похождений автор не счёл нужным согласовать, пришёл в ярость.

Однако книга мгновенно обрела популярность. Она быстро завоевала всю Европу, о приключениях барона-бахвала писали многие авторы, и они, эти приключения, стремительно разрастались и расширяли географию… Так что теперь и вовсе неведомо, что на самом деле рассказывал отставной кирасир-гвардеец, а что ему приписали. Хотя сомнения в том, что приврать он был мастером, тут сомнений нет.

Показательно, что на русском языке первое издание приключений барона Мюнхгаузена вышло в переводе Николая Осипова, и назвалось «Не любо – не слушай, а лгать не мешай!». Ну, чтобы завершить тему, добавлю, что классическим в отечественной литературе считается перевод Корнея Чуковского (см.: http://starodymov.ru/?p=30801 ).

Теперь – коротко о реальной судьбе нашего героя.

Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен происходил из древнего нижнесаксонского рода. Он рано лишился отца.

В 17 лет он приехал в Россию в качестве пажа герцога Антона Ульриха, который, на свою беду, стал мужем Анны Леопольдовны (см.: http://starodymov.ru/?p=28519 ). Судьба этой четы, равно как и их детей – это трагическая история, однако оставим её для другого случая.

В 1738 году юный офицер участвовал в Русско-турецкой войне. Именно в ходе этого похода, под крепостью Бендеры (см.: http://starodymov.ru/?p=26933 ), он совершил свой знаменитый разведывательный полёт на ядре над турецкими позициями – в честь этого события в столице Приднестровья ему установлен памятник.

Между прочим, этому историко-литературному герою установлен с десяток памятников: в России (Москва и Калининградская область), в Германии, на Украине, в Белоруссии, в Словакии…

Переворот, который совершила Елизавета (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 ), Мюнхгаузен встретил в чине поручика Брауншвейгского кирасирского полка. В 1744 году именно он командовал почётным караулом, который встречал в Риге принцессу Софию-Фредерику (см.: http://starodymov.ru/?p=29377 ) – невесту царевича и будущую императрицу Екатерину II. Судя по всему, именно во время той командировки он познакомился с местной девушкой дворянского рода Якобиной фон Дунтен, которая стала его женой.

Но в целом служба у барона не задалась – можно предположить, что причиной тому его былая близость к опальному герцогу. Как бы то ни было, получив в 1750 году чин ротмистра, Мюнхгаузен взял отпуск, уехал на родину, и больше в Россию не вернулся.

Дальше и начинается та часть биографии барона, которая принесла ему всемирную славу. Он просто жил, занимался обычными дворянскими занятиями, а по вечерам за кружкой пива и трубочкой, травил свои байки… По всей видимости, рассказчиком он слыл умелым, потому что послушать отставного ротмистра собиралась вся округа…

Финал жизни Карла-Фридриха-Иеронима оказался печальным. Супруга его умерла. Престарелый барон спутался с молоденькой авантюристкой, которая разорила и опозорила его, а потом и вовсе сбежала.

Вот ведь как бывает: на его имени совершенно посторонние люди делали немалые деньги, в то время как сам Мюнхгаузен в конце жизни оказался совершенно нищим, и 22 февраля 1797 года умер от апоплексического удара.

Вот такая судьба…

Ну и не могу удержаться от того, чтобы в очередной раз не выразить восхищения великолепной кинолентой «Тот самый Мюнхгаузен» (см.: http://starodymov.ru/?p=30831 ). Сейчас, когда знаешь каждый поворот сюжета, когда помнишь едва не все цитаты, восприятие картины уже не то. Но полный восторг от её первого просмотра так и хранится в памяти…