КОМПОЗИТОР Всеволод ЗАДЕРАЦКИЙ

Судьба, о которой я ничегошеньки не знал

К числу плюсов современного телевидения, на мой взгляд, следует отнести регулярные передачи о судьбах наших соотечественников, имена которых не слишком широко известны. За минувшие выходные я из соответствующих передач узнал о двоих истинных талантах, о которых ранее не знал… (Например, см. запись от 13 июля: http://starodymov.ru/?p=30113 )

Один из них – Всеволод Задерацкий.

Знатоки музыки, быть может, и подосадуют: как же это ты о таком выдающемся композиторе, да не слыхал! Однако большинство – не сомневаюсь в этом – со мной согласится: тоже не слыхали…

…Друзья мои! Я – консерватор, и считаю, что ломать старое и устоявшееся следует только в самом крайнем случае. Однако ж я и диалектик: считаю, что застывших форм в социальной жизни не существует, что постоянное их обновление является процессом неизбежным и непременным.

В данном случае, я имею в виду школу и школьную программу.

Взять набивший оскомину вопрос об оценках по пению и рисованию… Наконец-то, до нашего Минобраза дошло, что по этим предметам балльная система оценок неправильна изначально! Да и сами они…Не знаю, их, быть может, вообще перенести на факультатив – кто желает ставить голос или руку, то и пожалуйста, а всем подряд… Не знаю, в общем…

А вот история и теория культуры и искусства – вот какой-то подобный предмет необходим! Чтобы ученик получал общие базисные представления о направлениях в живописи и о заметных художниках; о стилях в архитектуре и о великих зодчих; о музыке и известных композиторах…

Коль уж в данной небольшой заметке речь идёт о композиторе; проиллюстрирую свою мысль именно опираясь на нотный стан…

Есть несколько имён композиторов-классиков, которые у всех на слуху. Понятно, что речь идёт не о попсе… Но ведь истинных творцов гармонии звуков в истории человечество знает во множестве! Но нам о них на уроках музыки не рассказывали – мы всё больше хором пели-дурачились!

Выше уже сказано, что я консерватор и диалектик. Но к тому же и сторонник классического искусства.

Однако ж то искусство, которое сегодня представляется классическим, когда-то было новаторским. Пушкинский вариант конфликта Моцарта и Сальери именно в том и состоит: новаторство или консерватизм! На тот момент Моцарт значился новатором, зато сегодня он – классик!

Такова диалектика!..

Отвлёкся.

Теория классической музыки знает много направлений; история её знает много имён. Мы наслышаны только о некоторых.

До вчерашнего дня о Всеволоде Задерацком я не слыхал вообще!

Между тем, судьба у него сложилась – тяжёлая… Расскажу о ней предельно кратко.

Родился Всеволод в декабре 1891 года на территории современной Украины, в городе Ровно. Понимаю, что для современного гражданина России это название мало что говорит, а потому, кому интересно, предлагаю прочитать повесть Короленко «Дети подземелья», события этого произведения происходят как раз там (см.: http://starodymov.ru/?p=22010 )… Отец будущего композитора, потомственный дворянин и почётный гражданин Пётр Задерацкий, служил чиновником на железной дороге. И принадлежал, соответственно, к той части горожан, которое принято называть «обществом».

Между тем, говорил Всеволод на малороссийской мове. Однако со временем понял, что для получения достойного образования требуется хорошее знание русского языка. Чтобы изучить его, начал ходить в русский театр… Ну как тут удержаться от реплики: всего-то немногим более века назад театр являлся едва не эталоном звучания правильной литературной речи!.. (А что бы он сказал, посмотрев вот это: http://starodymov.ru/?p=17393 )

Со временем юноша обучался в Санкт-Петербурге одновременно на юридическом факультете университета и в консерватории (см.: http://starodymov.ru/?p=31490 )… Подпал под влияние модного течения футуристов.

О его умонастроении на тот период свидетельствует такой факт. Приехал он как-то на каникулы к родителям. Гордые успехами Всеволода в музыке, отец и мать собрали местное «общество», чтобы сын мог продемонстрировать своё искусство… А тот вышел перед собравшимися в каком-то совершенно нелепом облачении, шокировав гостей и поставив тем самым родителей в неловкое (и это самое мягкое слово из пришедших на ум) положение. Кто по молодости не был бунтарём?..

Впрочем, начавшаяся война, и последовавшая за ней революция, и новая война – что на их фоне юношеская выходка начинающего музыканта?..

Всеволода призвали на фронт в 1916-м. После размежевания на «белых» и «красных» остался в стане первых… Однако став свидетелем того, как офицер собственноручно без суда расстреливал пленных красноармейцев, застрелил его и перешёл на другую сторону Гражданской войны – по всей видимости, наивно полагая, что там вопросам законности (напомню, что он окончил юридический факультет!) придаётся большее значение.

Случаются же в жизни невероятности!.. Группу пленных офицеров, среди которых оказался и наш герой, приговорили к расстрелу, и ночь перед казнью им предстояло провести в большом зале… Там стоял рояль… И Задерацкий сел играть…

Его исполнение услышал – ни больше, ни меньше! – сам Феликс Дзержинский (см.: http://starodymov.ru/?p=26187 ). И на документе с приговором написал резолюцию: «Сохранить жизнь!»… Навряд ли сам Председатель ВЧК мог предположить силу своего приказа!.. Задерацкого на протяжении жизни несколько раз арестовывали, он много лет провёл в местах заключения, однако та надпись словно оставалась для него охранной грамотой!..

Жизнь при Советской власти у Всеволода Задерацкого сложилась как множество судеб интеллигентов из числа «бывших», одарённых творческой искрой. Он работал, где удавалось – у Задерацкого обнаружился истинный педагогический талант, что позволяло ему преподавать теорию музыки; он обладал талантом дирижёрским, и руководил оркестром; он обладал талантом композитора (о чём чуть ниже), и его произведения исполнялись, правда, без указания авторства… Его арестовывали, сажали, ссылали… При арестах его произведения бесследно исчезали – а это ведь трагедия для творческого человека…

Многогранно эрудированный, прекрасный рассказчик, да к тому же музыкант – в местах заключения он пользовался уважением, как со стороны зэков, так и у администрации… Благодаря этому он даже в местах лишения свободы иной раз имел возможность писать музыку – на листках, которые линовал самолично (при этом давал слово, что ничего, кроме нот, писать не станет)… Конечно-конечно, я понимаю, что любое обобщение чревато – наверное, не везде и не всегда у него складывались отношения как с товарищами по несчастью, так и с «вохрой»… Но в целом «на зоне» он сумел завоевать авторитет.

В конце концов его выпустили… И умер он своей смертью в феврале 1953 года во Львове, немного не дожив до кончины Сталина…

События Гражданской войны порушила многие семьи. И вообще внесла сумятицу в этот социальный институт… Вспомним хотя бы семейные коллизии Слащёва (см.: http://starodymov.ru/?p=5352 ) и Колчака (см.: http://starodymov.ru/?p=31902 )…

Всеволод Задерацкий был женат дважды. И оба раза по любви. Первая его жена с сыном эвакуировалась с союзниками, и оказалась в Париже. Сейчас в столице Франции проживает внук композитора, и человек он весьма успешный. А вторая жена Всеволода Петровича верно ждала его из «отсидок», и боролась за него, и хлопотала, и обивала пороги… И один раз даже сумела выхлопотать ему прощение… В Ярославле сегодня проживает потомок Задерацкого, который хранит память о своём деде и популяризирует его творчество…

Ну и в завершение…

В программе, с которой я начал рассказ, шла речь о том, что Всеволод Задерацкий – прекрасный композитор. Прозвучали и несколько отрывков из его произведений, нотные записи которых сохранились… Не знаю, мне как-то ближе другие ритмы… Но тут уж специалистам-музыковедам виднее.

Только я – о другом. В конце концов, так ли уж важно, нравится ли данная конкретная музыка одному из музыкальных дилетантов, к коим я себя причисляю?.. Куда важнее, что это действительно МУЗЫКА – это слышно даже моему уху. А значит, и написал её КОМПОЗИТОР.

Композитор со сложнейшей судьбой. С судьбой, жёстко вплетённой в судьбу моей Родины сложнейшего периода её истории.