210 лет назад…

О некоторых событиях в стране в январе 1810 года

… образован Государственный совет

Этот шаг стал частью широкомасштабной реформы государственного управления в России, автором которой являлся Михаил Сперанский (см.: http://starodymov.ru/?p=28956 ). Государственный совет приступил к работе 1 января 1810 года.

Реально этот орган имел лишь право совещательного голоса. Первоначально в состав Госсовета входило 35 человек, которых назначал лично император. Государь являлся и его Председателем. Состоял Совет из четырёх департаментов, позднее появилась Канцелярия и несколько комиссий…

В интернете встречается точка зрения, что посредством его создания международное масонство пыталось заполучить инструмент давления на русского царя. Вряд ли такое предположение можно воспринимать серьёзно – при всём своём относительном (а если уж говорить прямо, то показном) либерализме, Александр I ограничения абсолютной власти императора в России не допустил бы. (см.: http://starodymov.ru/?p=28706 )

Государственный совет работал вплоть до 1917 года, с перерывом в 1906 году.

Чтобы не возвращаться к теме… Параллельно Сперанский работал над пакетом экономических реформ. Некоторые их пункты настолько актуальными видятся сегодня, что не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть их. Михаил Михайлович предложил, а Александр I провёл Указом следующие положения: прекращение выпуска не обеспеченных золотом облигаций; введение специального налога на помещичьи имения; запрет на ввоз предметов роскоши, и некоторые другие. Уж что-что, а специальные налоги на предметы роскоши и построенные в заповедных местах особняки ввести не мешало бы!..

Что ж удивительного, что среди власть, деньги и имущество имущих у Сперанского оказалось множество влиятельных врагов, которые в конце концов его и «съели».

Вот что по этому поводу пишет Фёдор Ростопчин (см.: http://starodymov.ru/?p=25578 ), побывавший на приёме у царя накануне своего отъезда в Москву, где он принял должность генерал-губернатора, в каковой и встретил нашествие Наполеона:

«Через пять дней после моего прибытия г. Сперанский, к великому изумлению всего общества, был выслан из столицы. Так как он пал жертвою темной интриги, ни­когда порядком не разъясненной, то исчезновение его подавало право предполагать, что открыта измена. Этот Сперанский был сыном сельского священника и учился в семинарии. Одаренный большим умом и легкостью пись­менного изложения, он выработал себе такой слог, который обратил на него внимание. Состоя в звании секретаря, последовательно, при нескольких министрах юстиции, он, при восшествии на престол императора Александра, был возведен в статс-секретари и удостоен высочайшего дове­рия; ему поручено было редактировать новый кодекс, рав­но как все акты, указы и рескрипты, исходившие из кабинета государя. Когда его сослали в Нижний Нов­город, он был уже тайным советником и кавалером ордена св. Александра Невского. Общество, которым он себя окру­жил, и явное покровительство, оказываемое им лицам сво­его сословия, навлекли на него ненависть дворянства, с удовольствием узнавшего о его падении. Низвержение его приписывали В. К. К. и кн. О.— да и меня заставили играть роль в этой истории — меня, который был одним из наиболее изумленных, когда узнал на другой день о его высылке. Я полагаю до сих пор, что Сперанский был уда­лен по наговорам гг. Балашова и Армфельда, пожертвовав­ших им в удовлетворение мнимого общественного мнения. Оба названные господина, пользовавшиеся в эту эпоху большим доверием, хотели утвердиться еще более в своем положении, удалив соперника, опасного для них по своим способностям и по привычке государя к его работам. Меж­ду тем фактическое последствие злоязычия было, к не­счастью, таково, что Сперанский прослыл за преступника, за предателя своего царя и отечества и что люди простого сословия заменяли его именем имя Мазепы, которое есть эпитет изменника.»

(Ну и как тут удержаться от сарказма по поводу другого кавалера ордена Александра Невского – уже нашего современника: http://starodymov.ru/?p=25578 Кто Сперанский – и кто нынешний!)…

А снимок сделан в Мариинском дворце, на экскурсию в который я попал благодаря Борису Подопригора (см.: http://starodymov.ru/?p=29414 ).

***

… скончалась княгиня Екатерина Дашкова

Екатерина Романовна по праву входит в число выдающихся женщин страны – её присутствие на знаменитом памятнике в Новгороде Великом вполне уместно и заслуженно. Образование она получила в духе времени, т.е. весьма поверхностное. Однако любознательность и любовь к чтению ввели её в круг образованнейших женщин Европы.

То, что княгиня Дашкова являлась активнейшей участницей заговора своей великой тёзки Екатерины II (см.: http://starodymov.ru/?p=29626 ), общеизвестно. Однако при этом как-то упускается из вида следующее обстоятельство. Дело в том, что родная сестра Дашковой Елизавета Воронцова была любовницей Петра III, который, по общепризнанной версии, хотел заточить свою власто- и сластолюбивую супругу в монастырь и жениться на возлюбленной. В этом случае Екатерина Романовна становилась бы сестрой императрицы, что представляется более выгодным. Однако Дашкова поддержала заговор, полагаясь, по всей видимости, на женскую дружбу больше, чем на сестринскую привязанность.

Считается, что Дашкова впоследствии сочла себя обойдённой наградой, почему между Екатеринами возникло взаимное охлаждение, и княгиня отправилась в длительное заграничное путешествие.

Она посетила ряд европейских столиц, в частности, её хорошо принимали в Париже. Во время путешествия княгиня познакомилась со многими известными людьми, имевшими высокую репутацию на международной арене – перечисление их заняло бы слишком много места.

Российская императрица внимательно (и ревниво) следила за этим вояжем и в конце концов решила, что умную, обаятельную и завоёвывавшую популярность Дашкову лучше иметь в союзниках. И пригласила экс-подругу вернуться.

Откровенно говоря, учитывая, что княгиня знала о судьбе несчастных Ивана Антоновича (см.: http://starodymov.ru/?p=14516 ), княжны Таракановой и княжны Владимирской, я бы не удивился, прочитай о её отказе. Однако путешественница вернулась, и, как показало будущее, не прогадала.

Встреча двух Екатерин состоялась самая сердечная, после чего Дашкова стала первой в мире женщиной, которой доверили руководить национальной Академией наук. Одна из целей, которые ставила перед собой Дашкова, и которую горячо поддержала императрица – это сделать русский язык одним из популярных литературных языков Европы… На протяжении двух веков так оно и было, а вот сейчас мы позиции стремительно утрачиваем… (Увы: http://starodymov.ru/?p=31172 )

Император Павел, взойдя на престол, тотчас удалил подругу ненавидимой матери от двора, отправив её в ссылку – и только заступничество Марии Фёдоровны заменило глухую провинцию на Москву. (О Павле Петровиче: http://starodymov.ru/?p=26933 )

Скончалась Екатерина Дашкова 4 (16) января 1810 года.

***

…военным министром стал Михаил Барклай-де-Толли

Можно спорить о полководческом даровании Михаила Богдановича, но на посту военного министра он показал себя с самой лучшей стороны. Беда в том, что ряд его инициатив и начинаний не нашли поддержки со стороны амбициозного и не слишком склонного к тому, чтобы прислушиваться к чужому мнению, императора Александра Павловича…

Обстоятельный, скрупулёзный до педантичности, Барклай-де-Толли (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 ) вступил в должность военного министра 20 января 1810 года. И последовательно занялся тем, что и требовалось от чиновника на данной должности в тот момент: приступил к заблаговременной подготовке страны к войне с Наполеоном, которую он считал неизбежной.

Наверное, не все его шаги можно признать безошибочными. Даже не так: предыдущую фразу следует воспринимать абсолютно утвердительно!.. Ну да тут уж что поделать: он показал себя замечательным чиновником, однако же оставался человеком, а потому не мог оставаться застрахованным от ошибок.

Михаил Богданович составил фундаментальное «Учреждение для управления большой действующее армией». Он провёл реорганизацию всей сухопутной российской армии. Он попытался заблаговременно разработать планы действия для корпусов и армий на случай вторжения врага, однако не нашёл поддержки со стороны императора. Барклай-де-Толли создал систему подготовки молодых рекрут – своего рода «учебку». Он поднял военную агентурную разведку на качественно новый уровень. Он занимался вопросами перевооружения армии…

http://starodymov.ru/?p=318

Конечно же, вина за отступление армии вглубь страны летом 12-го года в значительной степени лежит и на военном министре тоже. И всё же вешать всех собак на Михаила Богдановича Барклая-де-Толли – несправедливо. Он зарекомендовал себя хорошим министром. Но он оставался только министром в самодержавном государстве (см.: http://starodymov.ru/?p=28706 ). Правом принимать общегосударственные решения он не обладал.

К тому же, он же, по сути, и является автором идеи отступать вглубь страны, ослабить тем самым «Великую армию», чтобы потом разгромить её (см.: http://starodymov.ru/?p=29240 ). Как мы знаем, тактика себя оправдала… Но какой ценой!.. (Например: http://starodymov.ru/?p=25609 )

Тот же Ростопчин писал о Барклае-де-Толли:

«Барклай был человек благородный, но осмотри­тельный и методичный; он сделал карьеру, благодаря своим личным достоинствам, всегда служил отлично, был покрыт ранами. Забота его состояла лишь в том, чтобы сохранить армию, вести свое отступление в полном порядке. Храбро­сти он был испытанной и часто изумлял своим хладно­кровием в опасности».

На мой взгляд, лестная характеристика…