С ЮБИЛЕЕМ, БАШНЯ!

Самому узнаваемому символу Парижа исполняется 130 лет.

Архитектура в целом, и формирование архитектурного облика города – всегда борьба старого и нового, консерваторов и авангарда. И в этой борьбе никогда не определишься, что правильно, а что нет. Потому что «правильно» и «неправильно» в искусстве – понятия сугубо субъективные. Если строение развалилось – оно построено неправильно. Если же оно на чьей-то взгляд выглядит уродливо, но стоит прочно – непременно кто-то назовёт его оригинальным.

Пизанская башня – нагляднейшее тому подтверждение.

Елизавета снесла Скородом (см.: http://starodymov.ru/?p=25801 ) – и сегодня исторический центр окружает Садовое кольцо.

Екатерина II хотела снести Кремль и на его месте возвести нечто своё, грандиозное… Кто знает, какой облик принял бы Боровицкий холм, осуществись задуманное!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=24791 )

Мы искренне сожалеем, что снесены стены Белого города (см.: http://starodymov.ru/?p=3689 ) и Китай-города, той же Сухаревой башни, однако на тот момент городские власти, принимая такое решение, руководствовались интересами города…

Да и пруд с лебедями на месте нынешнего Александровского сада, наверное, смотрелся очень даже симпатично. (см.: http://starodymov.ru/?p=25609 )

И этот список можно продолжать и продолжать… Храм Христа Спасителя (см.: http://starodymov.ru/?p=11449 )… Памятник Петру Великому, о который сломано столько копий… Только недавно снесённая старейшая ТЭЦ Москвы на острове Балчуг тоже являлась историческим памятником…

Борьба старого и нового в архитектуре – это неизбежно! Ведь хочется как-то, чтобы старина сохранялась, но жить бы нам в современном комфорте… И как это совместить?..

Нет, не хотел бы я входить в комиссию, которая определяла бы, какое историческое здание можно сносить, а какое – сохранить для потомков! Впрочем, меня туда и не зовут – ибо в той комиссии, вполне возможно, руководствуются какими-то иными критериями, отличными от тех, которыми, по моим представлениям, следовало бы руководствоваться.

…У идеи строительства Эйфелевой башни было немало противников. Тоже громко раздавались голоса, что она изуродует исторический облик Парижа.

А сегодня столицу Франции без этого ажурного строения и представить невозможно (см.: http://starodymov.ru/?p=29215 )! Посмотрите любой фильм, действия которого хоть чуточку происходит в этом великом города – и непременно мелькнёт башня… Нет, даже не так! Даже не произносится слово «Париж», а только чуть мелькнёт на горизонте характерный силуэт, и мы уже знаем, куда занесло героя.

Более того! Мелькнувшая на заднем плане башня стала символом успешности героя (если, конечно, фильм – не о нашей эмиграции 20-х годов).

…Самый известный вид на Эйфелеву башню – со специально (по всей видимости) построенной смотровой площадки с правого берега Сены.  Однако она, на мой взгляд, оказывает строению медвежью услуга. Расстояние там уж не знаю, не менее полукилометра. И это расстояние скрадывает грандиозность строения. Когда смотришь вверх от её подножья – вот где поистине величественный вид.

Особенно на меня произвели впечатление медленно ползущие вверх лифты – крохотные, словно игрушечные, и даже не верится, что внутри помещаются люди.

К сожалению, мне не удалось побывать наверху башни, даже на первом ярусе. И оказалось, что далеко не все парижане поднимались на неё. С другой стороны, я ведь и на Останкинской башне (см.: http://starodymov.ru/?p=25907 ) ни разу не побывал, и на монорельсовой дороге (запись от 10 февраля: http://starodymov.ru/?p=12848 ) не прокатился… Да и мало ли где ещё в своей столице не побывал!..

Так что с праздником тебя, Париж! С этим чудесный украшением, ставшим твоим символом!

Ну а теперь – небольшая справка.

Башню возвели в честь столетия Великой Французской революции 1789 года. Она служила в качестве входной арки на Всемирную выставку. Первоначально планировалось через двадцать лет башню разобрать – к счастью, к этому сроку на её верхотуре уже установили антенны, которые некуда оказалось перенести.

31 марта 1889 года Гюстав Эйфель водрузил на своё творение французское знамя, произнеся при этом исторические слова:

- Это единственный в мире трёхсотметровый флагшток!