ПАРИЖСКИЙ ТРАНСПОРТ

Центральным сюжетом моих записок о Париже (см. начало: http://starodymov.ru/?p=29203 ) станет рассказ (а то и не один) о пеших прогулках по центру французской столицы. Однако начать я всё же счёл за лучшее именно с транспорта. По нескольким причинам. Прежде всего, потому что именно с транспортной сети началось моё знакомство с городом. Именно здесь меня поджидали первые впечатления, в том числе и неожиданные. Ну и потом, как ни говори, а в последующем пользоваться транспортом приходилось неоднократно, так что лучше уж рассказать о нём в самом начале.

Итак, аэропорт им. Шарля де Голля.

Воспользуюсь моментом, чтобы написать несколько строк о человеке, именем которого назван аэропорт.

У нас в стране недавно прокатилась скоропалительная акция по поименованию воздушных гаваней крупнейших городов (см.: http://starodymov.ru/?p=28546 ); и по некоторым решениям, надо сказать, возникают, по меньшей мере, вопросы… Как ни говори, а подобные решения не должны бы решаться кавалерийским наскоком, им следовало бы вызревать, чтобы общество их приняло, чтобы они выглядели разумными и обоснованными, а не по принципу «аллюр – три креста».

Что касается имени главного аэропорта Франции, тут, на мой взгляд, стопроцентное попадание! (См.: http://starodymov.ru/?p=22882 )

Разумеется, моё отношение к де Голлю начало формироваться с детства, когда советская официальная идеология преподносила нам французского лидера едва не как бунтаря против США. Конечно же, бунтарём он не был, однако ж политику старался проводить относительно самостоятельную. Уже один демарш об ограничении участия в НАТО чего стоил!..

Считается, что президенту де Голлю пришлось оставить свой пост после того, как он потребовал от США вернуть во Францию золотой запас Республики, который хранится за океаном. Якобы после его заявления в Париже вспыхнули спровоцированные из-за той же Атлантики студенческие беспорядки, и, не желая конфликтовать с собственным народом, де Голль ушёл в отставку.

Сегодня, насколько я понимаю, Франция любит и гордится де Голлем. Однако в своё время недругов у него также хватало; например, далеко не все пришли в восторг от его решения «отпустить» Алжир. На генерала-президента было совершено несколько покушений, и одно из них блестяще описано в книге Фредерика Форсайта «День Шакала» – говорят, в Советском Союза книга некоторое время считалась запрещённой, так как в ней скрупулёзно описан алгоритм подготовки политического убийства. Не уверен, что это так: лично я её читал, и фильм смотрел – хотя книга, на мой взгляд, значительно сильнее экранизации.

…Так вот, знакомство с Парижем у меня и началось, разумеется, с аэропорта.

Конечно, окажись я один, как-то разобрался бы, куда идти и как добраться до города. Однако в незнакомом городе, в незнакомой языковой среде всё же удобнее перемещаться в сопровождении спутника – это тот нечастый случай, когда охотно и безропотно отдаёшься поводырю.

Тут-то я и узнал, что основной транспортной пуповиной, которая связывает аэропорт с собственно городом, является линия сети, именуемой RER (произносится как «эрер»).

В предыдущем разделе своих записок я обратил внимание читателей на московские аэроэкспрессы – современные поезда, настолько облегчившие путь пассажирам. Так вот, некоторую параллель можно провести между ними с RER, хотя параллель эта всё же весьма условна.

К вопросу о дороговизне жизни в Париже мне придётся возвращаться неоднократно. Но впервые я столкнулся с этим именно здесь, у входа в «эрер» (стану оперировать этим русифицированным термином, чтобы не переключать постоянно языковой регистр). Огромных габаритов абсолютно тёмной кожи кассир сообщил стоимость поездки и проинформировал о снижении тарифов при покупке сразу билета и на обратную дорогу. Про скидки я не очень уловил, но базовая стоимость впечатлила. Более десяти евро за поездку – т.е. почти тысяча рублей.

Так вот, «эрер»… По сути, это пригородный поезд, следующий, в нашем случае, от аэропорта в город, и сопряжённый на промежуточных платформах с пригородными электричками других направлений. На подъезде к Парижу он ныряет под землю, и теперь становится сопряжённым с линиями метро. Причём, билет на «эрер» действителен и в метро, если переход осуществлён в течение какого-то времени (90 минут, если мне склероз не изменяет).

Хотя выход на платформу осуществляется через турникет, схожий с московским, что на линии, что на выходе действует контроль, так что билеты в Париже следует непременно сохранять до конца поездки – что в «эрер», что в метро.

Входы на станции метро и «эрер» в черте города совпадают далеко не всегда, и обозначены соответствующе – не перепутаешь.

Теперь – о метро.

К слову, вагоны обеих транспортных сетей одинаковы – я, во всяком случае, особых различий не заметил. Среди особенностей парижских вагонов относительно московских можно назвать такие. В вагоне здесь имеются стеллажи для ручной клади. Правда, приезжих предупреждают, что за вещичками следует присматривать повнимательнее – воровство, как ни говори, не имеет национального окраса, и процветает, вопреки распространённому мнению, не только у нас на Родине (немного о том же: http://starodymov.ru/?p=7711 ). Сиденья расположены как-то очень разнокалиберно: какие-то вдоль вагона, какие-то поперёк; а кроме того, возле дверей имеются откидные сидушки – наподобие как в отечественных новых автобусах. Двери автоматически не открываются – если желаешь войти или выйти, нужно нажать кнопку.

Вообще, надо сказать, человека, привыкшего к великолепию московского метрополитена, его парижский собрат здорово разочарует. Что оформлением, что удобством, что всё той же стоимостью.

Начну по порядку. В Париже нет единого стандарта обозначения входа в метро. Здесь нет специальных павильонов над входом, даже навесов нет; я не видел входов в «подземку» из каких-то зданий… Все входы – исключительно из подземных переходов, и все узенькие. Вывески над соответствующими спусками – самые разнокалиберные. Мы идём по Москве и ещё издалека сияет рубиновая буква «М». В Париже мы можем пройти мимо лесенки в метрополитен, и не заметить этого. Вывески, как я уже писал, тут нескольких видов, и такие неброские, что и внимания на неё не обратишь. Световое обозначение имеется далеко и далеко не над каждым входом, и при этом если та же буква «М» светится, то жёлтым светом, так что в вечернее время она напрочь сливается с рекламными огнями и светом фонарей.

Но вот спустились мы в «подземку». Билетных касс с тётеньками в форменной одёже тут нет – оплачивайте поездку только через автоматы. Стоимость одной поездки – более двух евро, т.е. под двести рублей; но тоже есть скидки, зависящие от числа оплаченных поездок. Разобраться – что с оплатой проезда, что с тем, как воспользоваться билетом, чтобы пройти турникет – с непривычки получается не сразу… Однако со временем освоились – невелика премудрость.

И вот оказываешься уже на территории «подземки». Тут разобраться тоже для приезжего получится не сразу. Все проходы-переходы тут узенькие, почему-то изобилуют поворотами, подъёмами-спусками… И очень слабо информативны. Как и в Москве, каждая линия имеет свой номер и цвет, что, бесспорно, помогает как-то ориентироваться. И всё же…

Когда я разговаривал со своей обаятельной парижской знакомой Элизабет Сьекка-Козловски, она заметно удивилась, когда я высказался по поводу того, что в метро непросто ориентироваться. Что тут скажешь?.. Для неё данная транспортная сеть привычна… К слову, количество линий метро в Париже примерно совпадает с московским – их тут 16.  И тоже протянулись по радиальной схеме, которую непонятно по какой причине хают отечественные хулители советского прошлого (см.: http://starodymov.ru/?p=11369 ).

Итак, что, на мой взгляд, в парижском метро хуже нашего.

Оно довольно тусклое, слабо, на мой взгляд, освещено. Перроны узкие, и, хотя на каждой станции имеются скамеечки или персональные пластиковые сиденьица, находиться тут как-то некомфортно. Мне понравилась услышанная по этому поводу фраза: мол, в отличие от Москвы, в Париже свидание в метро назначать не хочется.  Действительно, неуютно там.

Расположение путей на станциях – по центру, перроны, соответственно, на противоположных друг от друга сторонах. Ну, в Москве такое тоже есть, хотя и редко – например, на Филёвской ветке. Но вот что странно. В Париже переходы с одной платформы на другую устроены как-то запутанно, не сразу и сориентируешься, куда идти, чтобы попасть на платформу напротив – приходится повторяться: проходы узкие, сразу куда-то поворачивающие, вывески-указатели неброские…

И к тому же стены станций и особенно переходов выстланы кафельной плиткой, как кто-то выразился, «туалетного» вида. Грубо сказано, но, в общем-то, точно подмечено.

Что мне в метро понравилось.

Прежде всего, в вагонах здесь не так шумно. Можно свободно разговаривать, не повышая голос. Говорят, что тут для ходовой части используются какие-то особые технологии; наверное, так оно и есть.

Здесь очень короткие перегоны между станциями, соответственно, весь центр города буквально нашпигован станциями – не запутаться бы только, на какую попасть. Судите сами, друзья мои: станций в парижском метро более трёхсот, в то время как в Москве – более двухсот, и это при том, что площадь и народонаселение этих городов просто несопоставимы!

Я уже как-то рассказывал, как провёл сестру во время её приезда в Москву, от станции «Баррикадная» до станции «Пушкинская» – по схеме они рядом, а вот реально (см.: http://starodymov.ru/?p=5546 )!.. В Париже такое невозможно – перегоны, повторюсь, короткие.

Довелось мне побывать на станции Луи Пастера (см.: http://starodymov.ru/?p=24669 ). Здесь выставлены стенды-витрины, в которых помещены снимки и комментарии о жизни этого великого учёного, а также по истории вакцинации.

…Что ещё сказать о транспорте?.. Трамваев и троллейбусов в Париже я не видел, наверное, и нет их там. Автобусы ходят, и такси, но я их услугами не пользовался. Ну а водном транспорте расскажу немного в разделе, где речь пойдёт о водной артерии Парижа, реке Сене.

Вот так, если коротко. Если ещё что вспомню, дополню по ходу дела.