ЛЕТО-1986 г.

(Завершающая подборку запись. См.: http://starodymov.ru/?p=28560 )

И снова о гибели Голдобина. Об этой истории и я выше писал, и вообще много было разговоров.

Солдаты действовали как положено, опытно: граната – перебежка.

Стоя поливал «духов» из пулемета Владимир Колесников (молодой солдат). Рядовой Валерий Горлов один сдерживал душманов, не давал им уйти. Обжег руку – схватился за горячий ствол. Первым врывался в запертые дувалы. Хорошо – Олег Зимин.

Убит Мавлеви-Ареф, помощник Турана Исмаила (фото Исмаила: http://starodymov.ru/?p=3299 ). Он лично убил 200 человек. В связи с его смертью у местных жителей организован торжественный молебен (фата) и праздник. Тяжело ранен Фазель – главный минёр трассы Туругунди-Шинданд. Убит главный судья Исламского комитета провинции Герат мулла Саттор. Главарь банды, которая охраняла сходку – Ширахмат. Забрали 50 тыс. афгани, рис, скотину.

Из этой банды убито 26 человек, 16 ранено, около 10 ушли. Захвачено БЗО шведского производства, РПГ,  автоматы, пулеметы. Под одним трупом была установлена мина.

Хорошо действовали рядовой Шафиев, Писарев. Старший лейтенант Андрей Захаров, лейтенант Сергей Григорович. Братья-близнецы Гигаури – Гиви и Михаил.

Это в кишлаке Чардобаг-2.

***

Был ранен Пипаш. Его из-под огня вынес Владимир Логачев.

У рядового Абдуллаева пуля срикошетила от бронежилета и распорола лоб.

***

Старший сержант Бердыгалиев Жонскули Кузаирович. Казах из Оренбургской области, замкомвзвода. (Его рассказ).

Операция август 1986 года.

Приказ – взять «языка» из кишлака. Командир взвода – лейтенант Правдюк Андрей Андреевич.

Вышли на засаду. Группу захвата возглавил я, группу наблюдения младший сержант Капский, группу обеспечения младший сержант Абукаев.

Выдвинулись ночью, по темноте, пешком. Разместились по трем направлениям. Друг от друга метров 20. Ночь просидели. Под утро на тропу вышел душман лет 25, в коричневой одежде, белой чалме. (Дополнение. Было желание заменить «душман» на «афганец», но потом решил оставить. На войне любой человек на территории противника воспринимается как враг. В повседневной жизни солдаты и многие офицеры каждого афганца именовали только «душман» или «дух». А уж при выходе на боевые… Понятно, что так быть не должно, но это реалия войны). Я доложил по рации. Командир ответил: «Не брать!».  Я понял, что он имел в виду, что он может быть просто дозорным, а за ним пойдут остальные. Мы его пропустили. И его взяли другие ребята, которые были сзади – Герасименко Евгений, Плиев Андрей, Сухарь Иван Иванович, Дульнев Сергей. Отправили на КП. (Об организации выхода на засаду: http://starodymov.ru/?p=23018 )

А первый боевой выход я совершил 6 марта 1984 года. Командир взвода старший лейтенанта Ермолин прикомандировал меня к разведроте как снайпера.

Вышли ночью. Сначала на броне, потом пеше. Шли целый день. А в 18 часов вступили в бой – «духи» переходили дорогу. Бой шел примерно полчаса, никто из наших не пострадал. Душманы отошли.

Хорошо действовал младший сержант Абукаев. Все операции прошёл.

Очень хороший у нас повар – Анвар Мишархуджаев, родом из Ферганской области г. Хализа. Готовит хорошо и разнообразно.

***

(Следующая запись).

Командир роты старший лейтенант Анатолий Фридляндер, командир взвода старший лейтенант Уколов Владимир Викторович.

Хорошо действуют сержанты Куцый Владимир (медаль «За боевые заслуги») и Бахридин Мирзаев, рядовые Голованов Андрей, Верин, Бабаназаров Б.

Старшина прапорщик Вдовин Михаил, прибыл недавно, хорошо работает, на «гражданке» был бригадиром, общительный, заботится о солдатах.

Техник роты прапорщик Зарытовский Михаил, технику знает и любит, заботится.

Командир взвода старший лейтенант Игорь Малюк.

Отличные механики-водители танка рядовые М. Туйчиев и М. Данилов.

***

(Следующая запись).

Танковый полк.

Хорошо служат: старший сержант Шафиев З., младший сержант Бенчиле Федор, Рузикулов (исключительно хороший человек), Кахларов Отабек, Чиркин Игорь, Тыцык Николай. Командир взвода обеспечения прапорщик Тарасов Сергей, хорошо справляется с обязанностями, честный хороший человек, инициативный.

Рядовой Дмитраки из Фрунзе, водитель «Урала». Машину содержит отлично. Водит тоже. На трассе знает каждый поворот, каждую рытвину. Учит рядовых Сорокина Анатолия и Топылина Виктора.

Начальник штаба майор Погодаев Михаил, зампотылу майор Сухов Вячеслав Иванович.

***

Командир отделения сержант Муртазин Фуат Галимжанович (его рассказ).

Бой в Герате. Пошли с командиром взвода старшим лейтенантом Климчук Андреем. Вечером душманы должны были уходить из кишлака через дорогу. Мы устроили засаду в развалинах. Через час они пошли.

Меня учил сержант Седанов Владимир. Отлично воевали сержант Баретько Андрей (медаль «За отвагу»), Мажесов Александр («За боевые заслуги»).

Сейчас хорошо служит рядовой Андрюс Домейка, литовец из Каунаса. Также Андрей Андреев.

В ноябре 1985 года в Кандагаре ходили на проческу кишлака. Командир батареи капитан Одновол, младший сержант Гоначенко Сергей и я. Был тяжелый бой с отрядом, который состоял только из женщин. Одеты в мужскую одежду. Дерутся очень сильно.

***

Капитан Максименко Игорь Викторович. Родом из Канева Черкасской области. Закончил Коломенское ВАКУ. Прибыл из ДальВО. Потомственный офицер. Сыну 5 лет. (Его рассказ).

Был артнаводчиком у афганцев. (Дополнение. Я уже несколько раз писал об арт- и авианаводчиках. И вдруг подумал, что для кого-то эти термины могут быть непонятны. Когда подразделение готовится к ведению боевых действий, ему придаются корректировщики, на армейском жаргоне артнаводчики или авианаводчики. У артиллеристов или авиаторов есть терминология, своя специфика, особенности, о которых пехотный командир имеет поверхностное представление. К тому же во время боя, когда положение меняется очень быстро, командир должен отдавать приказы, которые выполнять должны без его непосредственного участия.  Для поддержания непосредственной связи с артиллерийскими подразделениями и авиацией и придаются корректировщики. Их роль в бою грандиозна! Неточно выданное целеуказание может привести к нанесению удара по пустому месту или (ещё хуже!) по своим. Таких случаев бывало немало. Поэтому в корректировщики старались выделять наиболее опытных офицеров). У них был закон: офицер не получал должность заместителя командира полка, пока не выучит русский язык.

Советник при афганском батальоне спецназа – майор Смолин Владимир Алексеевич.

Кишлак Джайя. Трудно было. Всё время под огнем. Всего за время операции обнаружил 12 целей – 4 ДШК, 2 БЗО, 76-мм пушка. В конце концов «духи» нас засекли. Возможности для маневра нет. Оказался в саду, а вокруг открытое поле. Душманы начали пристреливаться по саду из пушки. Сутки не давали покоя! А мы её никак не могли обнаружить – её очень удачно расположили. Только когда удалось поменять позицию, я её обнаружил.

Механик-водитель рядовой Гончарук Василий Петрович, кандидат в члены КПСС, представлен к медали «За отвагу». Творил чудеса. Из-под обстрела выводил машину по узкой дороге.

(Немного об отечественной наградной системе: http://starodymov.ru/?p=703 )

***

Старшина батареи Торовчик Николай Васильевич. (Его рассказ).

Повар рядовой Бондарь. Отлично готовит во время боевых выходов. Три блюда обязательно. Человек с большой буквы.

(Дополнение. Я не помню, отведал ли я что-то из трех блюд Бондаря, имя которого не записал тогда. Но во время боевых выходов кормили действительно куда лучше, чем в пункте постоянной дислокации. К слову, тогда откуда-то из Москвы пришла мудрейшая указивка: поскольку слово «казарма» звучит некрасиво, впредь спальное помещение именовать «солдатским общежитием». И все сборно-щитовые (мы их называли «сборно-щелевые») модули стали называться громким словом общежития… Так вот, о питании. Понятно, когда солдаты шли пешком в горы, было не до кулинарных изысков – речь идет о том, как питались, когда выдвигались на машинах. К тому же солдаты на войне разнообразили стол «трофейными» продуктами. Ну и живность какую-то стреляли по пути обязательно. Бывали случаи, когда переходили вообще на питание захваченными продуктами, а взятое с собой так и возили на машинах. Аналогичную картину видел неоднократно и во время войны в Чечне. Когда вдоль дорог лежали застреленные коровы, у которых были просто вырезаны по куску филе, а вся туша оставалась. Ох, война, война…)

***

Майор Розанов Сергей Константинович. (Его рассказ).

Во время операции отличились: старший лейтенант Александр Афанасьев, прапорщик Сергей Рамазанов, Аслан Хакунов, сержант А. Хасанзянов, рядовые Д. Тория, Грегуш, В. Абдуллаев.

***

Сефербеков – табасаранец из Дагестана. Во время боевых действий показал себя хорошо. При постановке на блок подразделение сильно обстреляли. Тогда и был ранен взводный. Сефербеков взял на себя обязанности. Командовал хорошо, составил карточки огня. Организовал службу ночью, обеспечил наблюдение. Ночью заметил перемещение противника кабардинец рядовой Табухов Хажисмел – молодой солдат, у него второй выход. Забота о гигиене – заставлял всех солдат умываться обязательно.

Лично вытащил из-под огня раненого механика-водителя младшего сержанта Константина Житаря (из Молдавии). Он же вытащил из-под огня раненого лейтенанта Тофика Агаева (азербайджанец). Он же оказал обоим первую помощь. Эвакуировал из-под огня их механик-водитель Николай Мозговой (украинец).

Командир роты – капитан Николай Анцепович (белорус).

Инженерное обеспечение хорошо организовал командир пулеметно-гранатометного взвода (ПГВ) старший прапорщик Мариневич Владимир (белорус). Младший сержант Василий Голик (белорус) и рядовой Бахтыбаев Ержан (казах) оборудовали позиции для гранатомета по всем правилам.

***

Прапорщик Владислав Ивановский, командир ПГВ отлично владеет всеми видами оружия.

Лейтенанты Нещеретный Сергей и Никитин Олег – первый боевой выход, отлично справились.

***

Рядовой Вячеслав Копченков тяжело ранен в живот (представлен к ордену Красной Звезды). До этого отлично показал себя в Кандагаре, захватил ДШК. Сержант Андрей Парамонов оказал ему первую помощь.

Командир отделения рядовой Валерий Шаманов отлично показал себя на боевых. Во время боевого выхода принят кандидатом в члены КПСС.

Сержант Суесинов Хидаргали за Кандагар представлен к медали «За отвагу», за обнаружение склада с минами.

Отлично показал себя командир роты Александр Новиков. Отлично организовал связь, систему огня.

Отлично действовали рядовые Валерий Кукунчиков и Нурулло Каримов.

Был ранен во время обстрела капитан Юрий Кривоногов. У него орден Красной Звезды, представлен ко второму.

Сержант Мурашко вытаскивал раненых из-под огня – командира взвода и второй раз рядового Байгозина.

(Дополнение. Вообще наградная система у нас крайне несовершенна, и об этом следует поговорить особо. Но здесь – коротко. Кто и по каким критериям определяет «наверху», кто какой награды достоин, не знаю. Но среди военнослужащих низовых звеньев это всегда вызывало нарекания. Только у нас за выслугу лет дают медали, а за ранения – нашивки, всюду наоборот…  Любой человек, побывавший в Афганистане, подтвердит мои слова о том, что система награждения там оставляла желать лучшего. Люди, постоянно выходившие на боевые действия, получали столько же наград и такого же номинала, как штабные работники, бывавшие на боевых от случая к случаю. А случалось, что именно тыловики получали награды выше. Единственная награда, которая ни у кого не вызывала вопросов – медаль «За отвагу», единственная, которую можно было получить исключительно за личное отличие в бою.  Позволю себе порассуждать на эту тему. До революции наградная система в России также была довольно запутанная. Но соблюдалось правило. Если орден мог присваиваться за отличия как на гражданском поприще, так и на ратном поле, вторым присваивался орден с мечами. Сейчас напрашивается такая схема. Любой человек, который побывал в зоне боевых действий, получает знак, который пусть так и называется: «За пребывание в зоне боевых действий». Должен он быть двух степеней: за выполнение задач, а также за выполнение задач в условиях, сопряженных с риском для жизни. Попросту: приехал в командировку на войну, отметился – честь тебе и хвала, получай вторую степень. Ну а если участвовал в бою – получай первую. Это – независимо от того, отличился ты или не представился тебе такой случай. В США на награду, которая вручается за участие в боевых действиях, прикрепляются еще звездочки – по числу кампаний, в которых военнослужащий участвовал. Сейчас есть офицеры, которые прошли Афган, две Чечни, Дагестан, а кто-то также Карабах, Приднестровье… Представим себе: встречаешь человека, у него знак участника боевых действий первой степени, а на колодочке, скажем, три звездочки. И кому тогда какое дело, есть у него ордена или нет, коль он пекло настоящего боя трижды прошёл?.. Тогда медали и ордена можно будет вручать исключительно за отличия, за подвиги. Следующее. Орден Красной Звезды, скажем, мог вручаться как за успехи в повседневной службе, так и за подвиг на поле боя. И значение его от этого снижалось.  Я например, когда встречаю военного, у которого колодочка со Звездочкой, смотрю, есть ли знак «Воин-интернационалист», или, скажем, «За разминирование» или «За боевое траление». Если нету – и уважение убавляется к награде. Сейчас подвижки к лучшему есть. Орден Мужества или За личное мужество – говорит сам за себя. А вот что касается примеров, приведенных выше. Учредить бы просто солдатский знак: «За спасение в бою». Разве было бы плохо?.. Вот такие размышления. Быть может, не во всем верные, но, думаю, многие со мной согласятся. Особенно ребята, которые принимали непосредственное участие в бою).

(Ещё некоторые мысли о несовершенстве наградной системы: http://starodymov.ru/?p=355 )

Отлично действовал замковзвода сержант Анатолий Наумов (татарин). Представлен к медали «За отвагу».  А также рядовой Евгений Сажин.