Владимир КАРПОВ

Владимир Карпов – один из наиболее чтимых мною писателей. Причин тому несколько.

Главная состоит вот в чем. Есть много людей, которые написали одну-две книги, пусть даже и очень удачных, но писателями не стали. Есть много фронтовиков, которые, когда пошла мода на мемуары (люди старшего поколения помнят тот период), начали публиковать свои воспоминания рядового бойца (а то и писаря), подробно при этом анализируя международную обстановку и цитируя  беседы Сталина с Черчиллем. Есть много конъюнктурщиков, которые легко и просто пишут по принципу «чего изволите?», меняя тональность своих работ в зависимости от запросов тех, кто платит.

Владимир Васильевич не подпадает ни под одну из этих категорий. От книги к книге его мастерство совершенствуется. В свое время он отказался от карьеры военного, чтобы полностью освободить себя для Творчества. Он не пишет на потребу дня, он пишет от души. За свое последнее творение – фундаментальный труд «Генералиссимус» – он, по сути, вообще получил копейки, потому что о Сталине нынче не принято писать хоть что-то хорошее.

(Данная публикация была написана ещё при жизни Владимира Васильевича – в январе 2010 года его не стало).

…Впрочем, чего это я? Разбор творчества Героя Советского Союза Владимира Карпова оставим до другого случая.

Короче говоря, я очень уважаю Владимира Васильевича – и как человека, и как писателя.

И вдруг на каком-то мероприятии сталкиваюсь с ним лицом к лицу. Это было в Центральном доме литераторов, на пороге буфета. Он шел с огромным букетом цветов и небольшим портфельчиком.

Представьте себе мои чувства! Человек-эпоха! Его книги я читал и перечитывал… И вот он, вижу его наяву!

Откровенно говоря, не любитель я, встретившись где-то на «тусовке» со знаменитостью, лезть к ней с банальными приветствиями и просьбой сфотографироваться. Не по мне это. А тут – не устоял. Тем более, напомню, дело было в буфете.

Подхожу. И говорю что-то в том духе, что, мол, Владимир Васильевич, шибко я вас уважаю, и читаю, и почитаю и все такое… И главное: мы ведь с вами, Владимир Васильевич, однополчане – в Кизыл-Арвате служили в одном военном городке, правда, в разное время. Кизыл-Арват – это городок в Туркмении, где стояла 58-я мотострелковая дивизия, в которой полковник Карпов командовал полком.

После этих слов он посмотрел на меня уже с искренним интересом.

- В Кизыл-Арвате? Так ты военный?

- Да, – отвечаю.

Владимир Васильевич заговорщицки наклонился ко мне и говорит вполголоса:

- Послушай! Подержи, пожалуйста, а то мне в туалет нужно…

Сунул в руки огромный букет и небольшой портфельчик и скорым шагом удалился.

…Не знаю, наверное, то, что я сейчас напишу, вызовет у кого-то ухмылку не совсем благожелательную. Потому что я ощутил в душе в этот момент какое-то тепло к этому человеку.

Вот сидел этот человек-эпоха, эта литературная глыба, этот на весь мир известный писатель в президиуме, что-то говорил, кого-то слушал… Вот он шел, эпоха-глыба, по коридору ЦДЛ, окруженный преклоняющимися пред его талантом людьми… И просто по-человечески хотел в туалет. И нужна была ему в этом одна маленькая помощь – чтобы кто-то подержал-покараулил его вещи. А кому их можно доверить?.. Нет, не в смысле, что украдут, а просто… Даже не знаю как сказать… Просто так ведь не оставишь на столе. И совершенно постороннему не скажешь: покарауль, мол, пока я отлучусь по человеческой слабости…

И вот подходит человек, который всего-то и сказал, что мы с тобой одной крови! Что некогда служили в одной армии, да еще в одном гарнизоне… Значит, его можно просто так взять, и озадачить охраной и сбережением своего имущества.

…С тех пор мы с Владимиром Васильевичем встречались не раз. Был удостоен приглашения на его 85-летие. Не перестаю им восхищаться. В том числе и этой простотой, с которой он общается с людьми. Редкое качество для людей, поднявшихся на вершину творческого Олимпа!

На снимке: на 85-летии Владимира Карпова я дарю ему свою книгу «Зульфагар».