АФГАНСКИЙ ДНЕВНИК – 22

(РЕКВИЕМ КЕЛЕКСАЕВУ)

(Продолжение. См.: http://starodymov.ru/?p=28528 )

Прежде всего, считаю необходимым напомнить, что о старшем лейтенанте Сергее Келексаеве и о его гибели уже шла речь (см.: http://starodymov.ru/?p=90 ). Тот фрагмент вызвал неоднозначную реакцию читателей. Что и говорить, о делах давно минувших дней можно толковать по-разному. Есть хорошая поговорка: У каждого своя война (например: http://starodymov.ru/?p=28034 ). Понятно, что каждый человек видит события из своего окопа, опираясь на свой багаж знаний, опыта, трактовку событий.

Как я уже писал, первые записи были упорядоченными, обработанными, перенесенные в дневник. Сейчас я расшифровываю блокноты, в которых сделаны записи торопливые, разрозненные, обрывочные. Я их назвал «Афганская мозаика». Так вот, нынешний «камешек» из этой мозаики посвящен Сергею Келексаеву.

Итак, Сергей Александрович Келексаев. До Афгана он проживал в Тбилиси по улице Канделаки.

Разведбат.

Командир роты старший лейтенант Мендикулов Эрмек Акылбаевич (орден Красной Звезды). Чимкентская область, Сары-Агачский района, с. Джамбул.

Главной особенностью Сергея было – он ничего не пропускал мимо себя. Всем интересовался, за всё у него болела душа. Когда я только прибыл в часть, он первым подошёл, представился «Сергей», хотя ещё не знал, что мы будем служить вместе. Позднее, когда я только вникал в особенности службы в Афганистане, он нередко мне подсказывал, как надо действовать. Так ненавязчиво, вроде как между делом: «Я делал вот так…». Щадил самолюбие других, не навязывал свое мнение и позицию. И не хвастал, хотя ему было что порассказать о себе. От других людей я услышал, что еще до моего прибытия он с тремя солдатами около пяти часов удерживал ущелье, в которое рвались душманы – в ущелье был крупный склад.

***

Замполит роты лейтенант Бутков Валерий Александрович.

Когда я приехал, первый человек, о котором мне рассказали, был именно Сергей. Рассказали, что есть такой отличный офицер, надежный товарищ. Когда у меня умерла дочка и я вернулся с похорон, именно Сергей проявил наибольшее участие в моем горе. Тогда намечались боевые, я рвался на них, так Сергей доказал командирам, что меня лучше не брать. Считал, что я могу совершить какую-нибудь глупость.

Сергей всегда держал свое слово. Едва пришел в роту, буквально за два дня завоевал авторитет у самых боевых военнослужащих – сержантов Мурашко, Петрова, Шилова, Лаптева. Сергей сумел найти с ними общий язык, без панибратсва, поставил и себя и их на место.

***

Старший лейтенант Данилов Андрей Валентинович. Награжден орденом Красной Звезды и представлен еще к двум Красным Звездам.

Сергей никогда ничего не говорил за глаза. Был очень жизнерадостным человеком.  Когда пришел замполит, он взял над ним шефство. Вот мелочь, казалось бы: он научил так паковать в вещмешок сухпай, что два пайка занимают место как один.

***

Старший лейтенант Несмеян Сергей Викторович. Награжден двумя орденами Красной Звезды, представлен к третьему.

Показателен факт. Когда Келексаева зажали, ему на выручку бросились все, в том числе молодые солдаты, которых оберегали и непосредственно в бой не посылали. (Дополнение. Несмеян до того обжег руки, однако тоже бросился на выручку во главе всех оставшихся вне боя, хоть и не мог держать в руках автомат).

Сергей, когда понял, что попал в сложное положение, взял с собой только самых опытных, зная, что остальные без их помощи не смогут прорваться.

Тогда с ним погибли сержанты Петров Василий Николаевич из Красноярска, Шилов Дмитрий Юрьевич (Ташкент), Каприяниди Георгис Иванович (Ташкент), Данча Иван Иванович (Закарпатье), ранены Лаптев Владимир Александрович (Йошкар-Ола), Мартынов Сергей Владимирович (подмосковные Химки), Шапорда Борис, Рыбаков Андрей.

Сергей всегда был там, где жарко, он постоянно рвался туда, где тяжело. Его поговоркой было: «Это война, а не детский сад».

Сергей был человеком в лучшем смысле слова.

Шилов был радистом. Когда он погиб, рацию взял Лаптев. Он получил ранение, в щеку. Однако, несмотря на это, продолжал поддерживать связь, пока не подошла подмога.

Мартынов получил ранение в ногу. Но не уходил, пока ему не приказали. Но когда нужно было выносить раненых, он выносил, несмотря на болезненное ранение. Лицо перекошено от боли – а выносил.

А как Петров помогал замполиту!.. У того опыта мало, так Петров что-то прикажет, будто от имени офицера. И подсказывал, как бы между прочим, берёг авторитет малоопытного офицера.

***

Старший лейтенант Матюнин Вячеслав Алексеевич, орден Красной Звезды.

Сергей оставался хладнокровным в любой, самой сложной обстановке. Бывало в самой сложной обстановке брал в руки рацию и работал на ней сам, считал, что это эффективнее. Его уважали.

***

Согласимся, что человек вызывает уважение…

Ну а теперь – продолжение Дневника.

***

Далее – список военнослужащих, которые добросовестно служили в Афганистане.

Медсанбат: В. Корецкий, А. Слободченко, В. Лифоренко, А. Маковей, К. Севостьянов, В. Клименко, И. Беляев.

Занитно-ракетный полк: капитан Макаров Анатолий, старший лейтенант Юрий Рябоконь, сержанты В. Опря, О. Корвацкий, А. Коноваленко, М. Керечанин, рядовые Р. Сабирьянов, С. Спиридонов, а. Семенов.

Противотанковый дивизион: в группе политподготовки, которой руководил капитан Александр Дитовский (на снимке; о нём см.: http://starodymov.ru/?p=24606 ), хорошие знания показали слушатели А. Соловьев, В. Малышев, С. Животенко, М. Белоногов.

Отмечен в лучшую сторону фельдшер прапорщик Владимир Машиланчук.

***

В Афганистане широкий размах имело движение за повышение снайперского мастерства. Имелось в виду не только стрелять отлично из снайперской винтовки, а из любого оружия, которое военнослужащему вручено по штату.

Привожу записи о положении в этом вопросе в нашей 5-й гвардейской дивизии.

Полковая школа боевого мастерства – руководитель майор А. Ярославцев.

В ротах – огневые кружки. Лучший руководитель старший лейтенант Игорь Бурыкин.

Два раза в месяц проводятся занятия на полигоне. Здесь совершенствование знания матчасти, маскировка, пристрелка, стрельба. Участвуют не только снайперы, но и АГС,  автоматчики и т.д.

Ежемесячно выпускается фотогазета, посвященная снайперскому движению, ответственный прапорщик Василий Спиридонов, делают ее сержант Юрий Петров и рядовой Александр Грачев. Ее делают по итогам подведения итогов. Есть также специальный экран, на котором отмечаются победители соревнования. На момент проверки лучшим снайпером был рядовой Темирбек Темиров (представлен к медали «За отвагу»), лучший расчет АГС младший сержант Юрий Пономаренко и рядовой Э. Бадалян.

В полку есть также стенд, на котором отмечаются лучшие снайперы части. За него отвечал старший лейтенант Юрий Оломский.

В числе лучших снайперов назван Темиров (представлен к медали «За отвагу»). Лучшая стенгазета по освещению снайперского движения выпускается под руководством Михаила Голдобина. Боевой листок лучший выпускает сержант Константин Лихачев.

Отмечены снайперы: Атажанов, А. Дрозд, Вячеслав Махин, Юрий Сорочик, Ермолин. Большую помощь оказывают майор Александр Алешин, старшие лейтенанты Юрий Абрамовский и Бурыкин, лейтенант Игорь Бельницкий. Подразделение, которым командовал старший лейтенант Михаил Михайлов взяло караван с большой партией наркотиков, в нем отлично стреляют все.

Хорошо поставлена работа во взводе связи, который занимает первое место среди отдельных взводов. Командир старший лейтенант Томашевич Владимир Александрович, секретарь комсомольской организации  младший сержант Бут Александр. Отмечены Виктор Иванов, медалью «За отвагу» награжден Вячеслав Махин, представлены Фазилжон Назифов, Бут, Виктор Кожевников, отличный снайпер Рамиль Вахитов. Махин и Вахитов получили рекомендации от части о поступлении в вузы. (Дополнение. В те времена подобная рекомендация дорогого стоила. Она давала практически стопроцентную гарантию поступления в вуз. Возродить бы и теперь такую практику: человек, отвоевавший в «горячей точке», получает рекомендацию и принимается в вуз!..).

***

20 апреля 1986 года во время боевого выхода в районе кишлака Сасуболь (или что-то в этом роде – на карте такого не нашел, а в блокноте чернила выцвели, трудно разобрать). Состоялось партийное собрание по приёму новых членов партии. (Дополнение. Сегодняшнему поколению трудно представить, насколько в те времена приём в партию был значимым шагом. В гражданской жизни рабочему в партию было вступить несложно, крестьянину чуть сложнее, но тоже осуществимо. А интеллигенции, инженеру – проблема. Между тем отсутствие партбилета могло послужить препятствием при продвижении по служебной лестнице. В армии же вступить в партию было легче. Особенно в 40-й Армии, в Афганистане. Не будем сейчас в данном контексте говорить о достоинствах и недостатках такой партийно-государственной структуры – просто примем за данность: так было. Солдат срочной службы служил в Афганистане полтора года. Рекомендацию ему могли дать только люди, имеющие партийный стаж не менее 5 лет, и знавшие рекомендуемого не менее года. Вот это положение имело однозначно положительное значение. Стать членом КПСС мог стать только действительно достойный военнослужащий, которого признает коллектив, и который обязательно из числа воевавших).

В тот день членами партии стали Аманжон Гапиров, Сергей Павлов, Боем Рыскулов, Игорь Фоменко, Азам Абдухакимов.