СОЛОВЬИНОЕ ЭХО
Как я уже писал, довелось мне принять участие во встрече с читателями в библиотеке №33, носящей имя Дмитрия Фурманова, что на Беговой улице (см.: http://starodymov.ru/?p=28356 ).
Заместитель директора библиотекой по культурно-массовой работе Марина Соловьёва подарила мне свои книжки: сборник стихов, а также двухтомник прозы. Прозу прочитаю непременно, а вот о поэзии позволю себе высказаться. Вернее, не высказаться, а привести предваряющую книжку публикацию, которую подготовила Алла Марченко.
Как же это здорово, когда есть человек, способный настолько чётко и с душой предварить своим словом книжку!..
Соловьёва М.П.
Любовь к герою: [стихи] / Марина Соловьёва. – Москва: Ключ-С. – 2012. – 132 с.
В СОЛОВЬИНОМ САДУ
В контексте и на фоне нынешней нашей поэзии, архитехничной даже на среднем уровне, стихи Марины Соловьевой могут показаться слишком уж простодушными. И как только дерзнула заявиться в высокомерно-изысканный кругпроизводителей и ценителей изящной российской словесности? В растрепанном, полудомашнем виде — средь званых и избранных? С такими наивными рифмами, с таким старомодно-романсовым распевом? Ни приличного случаю (выход на люди) макияжа и антуража, ни постмодернистских прибамбасов и фенечек! Ни чернухи, ни порнухи, ни мистики, ни вечных вопросов! И вообще ничего, кроме любовных переживаний и сантиментов! Годы идут, рождаются и вырастают дети, сменяются ландшафты и обстоятельства: Москва, ближайшее Подмосковье, заволжская деревня, Вашингтон и Нью-Йорк, а лирическая героиня Соловьевой все еще ищет, находя и теряя своего героя. И нет ей уроков, словно не подвластна, не покорна общему для всего живого на земле закону — закону неизбежности перемен. Душа, пожизненно уязвленная мечтой о великой земной любви, хоть и растет, но не стареет. При первом чтении это раздражает, при втором — удивляет, при третьем — очаровывает. Не стареет даже вечнозеленый Сад, куда на заре туманной юности вбежала высокая, легконогая девочка… Такой я и увидела ее впервые, в Кутаиси, летом 1982 года. Грузия по-грузински, с размахом-избытком, отмечала чуток неполное девяностолетие своего легендарного земляка. Приглашенные на поэтов праздник прилетели загодя. Марина на открытие Дней Маяковского слегка опоздала, все номера в лучшей гостинице города, той самой, с балкона которой в знаменитом «Покаянии» Тенгиза Абуладзе витийствует Берия, были уже распределены, и новенькую подселили ко мне. Вернувшись с торжественного заседания и повернув тяжеленную дубовую грушу со стародавним ключом, я почти что остолбенела, полоненная запахом. Пахло не просто розами, охапкой либо букетом — пыльный, занюханный гостиничный номер благоухал сильнее, чем Соловьиный сад! И еще бы не благоухать! Огромная ванна доверху набита розами — белыми и палевыми! Часа через полтора явилась и хозяйка Соловьиного сада — с распухшими от слез глазами. Оказывается, пока она бродила по Кутаиси, расспрашивая встречных и поперечных как пройти к городскому дому культуры, к якобы фланирующей «беляночке» «приклеился» неотвязный обожатель. Обожатель, как и положено кутаисскому дон-жуану, был при деньгах и при авто. Подкатив к гостинице, приказал администратору занести в номер московской красавицы машину роз. Розы выгрузил, а красавицу никак не хотел отпускать, обещая не только розовые, но и золотые горы. К счастью, у рыдающей кавказской пленницы оказалась «охранная грамота» — глянцевый конверт с множеством памяток и пригласительных билетов на многодневное юбилейное гостевание. По странному сближению, точно такой же сохранился в моем архиве и сам собой выпал из вороха бумаг, когда, сердясь на свой беспорядок, попыталась найти предыдущий сборничек Марины.
На левой внутренней стороне одной из памяток, извещавшей, что я, уваж. тов. Марченко А., живу в гост. «Кутаиси», коми. № 2001, — значилась еще и цитата из сочинений юбиляра:
Хорошо у нас
в Стране советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
В то юбилейное лето, предпоследнее лето страны Советов, уваж. тов. Соловьева М. своих любовных романсов, стесняясь и робея, мне не читала. Прочла уже в Москве, осенью. С тех самых пор они неизменно звучат в моей звуковой памяти, стоит только одолжить у забвения то ослепительное кутаисское лето, звучит Маринин голос, тот, из 82 года — нарядно-ликующий, ведать не ведающий «что же нас ждет впереди»:
Легкое пламя любви
Вспыхнет в цветочной прохладе.
Станет не то чтоб ясней,
Только грустней и грустней…
Запах ограды сильней
запаха сада…
Алла МАРЧЕНКО
***
Ну и от себя добавлю несколько строк.
Никогда не скрывал и не скрываю, что к числу поклонников и уж тем паче знатоков поэзии не относился. Слишком часто слышал от умудрённых познаниями критиков, что ни бельмеса в стихах не смыслю, и чтобы не касался своими дилетантскими рассуждениями высоких поэтических сфер. (См. по этому поводу: http://starodymov.ru/?p=4463 )
Однако сборник Марины Соловьёвой просмотрел – подарок ведь!.. И, не углубляясь в рассуждения, просто отмечу, на что обратил внимание.
В сборнике много стихов о Москве. Что вполне естественно: если есть поэтический дар, о златоглавой не писать невозможно. Ну а обделённый таковым довольствуется прозаическим (например: http://starodymov.ru/?p=11432 ).
Есть произведение об Ивантеевке, в которой мне довелось неоднократно бывать (немного о ней: http://starodymov.ru/?p=614 ).
О Венеции, в которой пока не довелось, но которая фигурирует в моём романе о братьях Кривоустовых (см.: http://starodymov.ru/?p=7686 ).
О Царицынском парке, который я помню ещё до реставрации (сейчас я там бываю лишь по делам: http://starodymov.ru/?p=24657 ).
Есть стихи, посвящённые Иосифу Бродскому (см.: http://starodymov.ru/?p=26078 ) и Фёдору Тютчеву (см.: http://starodymov.ru/?p=23814 )…
Зацепило меня стихотворение «Волчья любовь»… В нём как-то очень органично переплелись философское, животное и лиричное начала, да ещё замешанные на тонкой самоиронии…
Стихотворение «Бродяга» – совсем иное… Хотя… Хотя и не совсем. Поэтесса пишет от своего имени, как, услышав знаменитую песню «По диким степям Забайкалья» (см.: http://starodymov.ru/?p=19812 ) в исполнении подвыпившей парочки, поддалась торжественному обаянию слов и напева, и задумалась о своей жизни, о своих генетических корнях…
А что, не бывает разве у каждого из нас такое – услышишь песню, а то и просто обрывок мелодии, и защемит что-то в душе… И понимаешь, что что-то у твоей души связано с этой мелодией, а вот голова не помнит… У флюидов души лучше память, чем у мозговых нейронов!
…В общем, есть что в сборнике почитать, с чем соприкоснуться душой…
К записи "О книге Марины Соловьёвой “Любовь к герою”" пока нет комментариев