ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ
Отправление и знакомство
Однако ж, пора и к основной части записок приступать. (Предыдущая запись: http://starodymov.ru/?p=27394 )
Итак, мы путешествовали на теплоходе «Александр Суворов». Том самом теплоходе, на котором в июне 1983 года произошла трагедия – находившийся в рубке штурман направил судно не в тот проём под мостом, в результате чегомостовые конструкции смели всю верхнюю (Солнечную) палубу с постройками и отдыхавшими. Тогда в течение нескольких секунд трущимся друг о друга железом размазало примерно 175 человек… Жуть!
Понятно, что сегодня ничто на теплоходе не напоминает о той трагедии 35-летней давности.
Хочу отметить, что несколько лет назад мы уже путешествовали на теплоходе, побывавшем до того в аварии – это случилось с «Кронштадтом» (см.: http://starodymov.ru/?p=10383 ). Должен признаться, я к таким вещам отношусь вполне спокойно. Мало ли какие приключения повседневно случаются с людьми и транспортными средствами!.. На каждое делать поправки – лучше дома сидеть и ни с кем не общаться.
Как я уже говорил, заселились мы на борт вечером 17 июня (см.: http://starodymov.ru/?p=27429 ). Нас накормили ужином – как всегда, отличным: на судах фирмы «ВодоходЪ» качество питания у меня никогда не вызывает нареканий… (Об этом же с предыдущего путешествия: http://starodymov.ru/?p=25176 ) И началась размеренная круизная жизнь, пусть даже теплоход ещё не отправился в путь, а всю ночь простоял у причальной стенки.
Утром – побудка, физзарядка и завтрак. Параллельно шло заселение теплохода туристами – основная масса прибыла утром. И мы смотрели с высоты Шлюпочной палубы на то, как к трапу от досмотрового терминала вереницей тянулись наши будущие сопутники.
А потом – торжественное отправление в рейс.
Не знаю, как это делается на теплоходах других турфирм, а на «Водоходе» начало путешествия традиционно обставляется весело, здорово и торжественно. Всех туристов приглашают на Солнечную палубу. Здесь уже стоит столик с бокалами – с шампанским и с соками (кому что). Каждому раздают по воздушному шарику, наполненному летучим газом. (Об этом ритуале я уже рассказывал: http://starodymov.ru/?p=19039 )
Затем перед путешественниками выходят капитан, директор круиза, директор ресторана, врач, а также руководитель культурной программы… Каждый представляется, говорит несколько слов… А затем всех приглашают пригубить бокал за предстоящее успешное путешествие.
И вот тут все разом выпускают свои шарики, которые взмывают над лайнером цветастой стайкой, и летят, гонимые ветром, всё дальше, обратившись в конце концов в пёструю мозаику… Которая затем также истаивает в синеве… (О шариках и не только: http://starodymov.ru/?p=21695 )
А руководители круиза при этом обходят собравшихся и чокаются с каждым желающим.
Правда, в каждом рейсе непременно оказывается несколько быдловатых моральных сородичей гр-на Шарикова, которые стараются поспеть выжрать побольше халявного шампанского, да побыстрее. Иные даже детей отправляют за вожделенными бокалами… (Мысли о культуре застолья: http://starodymov.ru/?p=21733 )
Я непременно посвящу страничку проявлениям бортового хамства и быдлости. Но не сейчас. Сейчас – о начале путешествия.
Затем следует непременно беседа с директором круиза. Нашим директором (она же пассажирский помощник капитана) в данном путешествии была Казакова Евгения Александровна. Сразу оговорюсь, что к её работе в период путешествия – никаких претензий; всё было организовано на уровне.
Между прочим, сколько раз мы путешествовали, Евгения Александровна стала первой директором, которая принимала участие в культурной программе – она прекрасно поёт. Причём, иногда в дуэте с дочерью, которая также является членом судовой команды – она администратор.
Забегая вперёд, отмечу, что это вообще оказался поющий экипаж. Перед туристами с вокальными номерами выступали: директор круиза, администратор, фотограф, её малолетняя дочь, и даже звукорежиссёр!.. И это – помимо основной команды исполнителей!..
Так вот, встретились мы с директором круиза. Затем, с директором ресторана… Они рассказали нам об особенностях организации путешествия – какие-то особенности имеются непременно в каждом рейсе, на каждом теплоходе.
Затем на борту состоялась учебная тревога. Поначалу, помнится, таковые не проводились. Но после трагедии с «Булгарией» – непременно.
Ворчуны из числа туристов (а таких всегда находится сколько-то в каждой группе) тут же начали брюзжать, что тревога проведена формально, что нужно всё делать иначе… Что тут скажешь?.. На мой взгляд, тренировка – и есть тренировка! Мы не экзамен сдавать собрались, а ознакомиться с порядком действий на случай нештатной ситуации. Сегодня я легко и просто надену спасательный жилет, а если бы тренировки не проводилось, делать этого не стал бы.
У тех же ворчунов спросить бы: в каждой каюте висит порядок действий в том или ином случае, список сигналов, которые подаются при той или иной нештатной ситуации… Кто их читал?..
Мне рассказывали о таком случае. В каком-то путешествии как-то получилось, что некий пассажир оказался за бортом – не то спьяну прыгнул, не то случайно вывалился… Не принципиально. Соответственно, объявление «Человек за
бортом!». И все пассажиры высыпали на палубу поглазеть… Между тем, в инструкции русским по белому написано, что пассажир в таком случае обязан оставаться в каюте, чтобы не мешать действовать спасательной команде.
Хотя… А я бы сам удержался от того, чтобы побежать на палубу и присоединиться к толпе зевак?.. Ведь не могу честно и однозначно ответить утвердительно!.. Посмотреть-то хочется, и на видео заснять…
Но это – к слову.
В конце концов, при всей своей сакраментальности, а лозунг насчёт того, чьих рук является проблема спасения утопающих, имеет и вполне прямой смысл! Спасатель – это хорошо, но и самому неплохо бы пошевелить ластами.
У каждого есть любимые анекдоты. Вот и я хочу привести один такой, как раз связанный с приведённым случаем: http://starodymov.ru/?p=27449 .
Вывод: учебная тревога проводится не для того, чтобы экипаж обучал пассажиров, а для того, чтобы сам пассажир знал, как действовать, чтобы он изучил порядок надевания жилета на практике. (О том же: http://starodymov.ru/?p=15134 )
…А ещё мы в тот день познакомились со своими соседями по столику в ресторане. Как-то нам в этом вопросе всегда везёт (тьфу-тьфу-тьфу! – это на будущее) (например, из одного из предыдущих путешествий: http://starodymov.ru/?p=10390 ). Как-то сложился у нас застольный коллектив…
Как-то предложил я сфотографироваться всем вместе, да только услышал в ответ, что потом, мол, успеем… А вот потом так и не удосужились. Нестрашно отложить дело на завтра – страшно отложить его на потом. (Печальный пример по этому поводу: http://starodymov.ru/?p=16559 )
Что ещё?..
Обратили внимание вот на что. Стоимость собственно круиза относительно предыдущих лет и в самом деле если и подросла, то не так чтобы очень заметно. Однако опосредованно – всё же подорожание имеет место. Например, раньше всевозможные принадлежности для душа (а душ обязательно имеется в каждой каюте) входили в стоимость путёвки, а сейчас большинство из них нужно покупать самим. Даже шторка между собственно каютой и коридорчиком теперь отсутствует – несомненно, что из экономии.
Опять же, заметно подорожали экскурсии.
В каждом населённом пункте, где останавливается теплоход, организованы экскурсии. Одна-две бесплатных, в смысле, оплаченных с путёвкой, а сколько-то дополнительных, за дополнительную же плату. Так вот эти дополнительные и стали заметно дороже.
Ну и ещё одна предварительная реплика.
Выше всяких похвал оказалась анимационная программа. Нет-нет, конечно же, и мне, и каждому другому туристу хотелось бы чего-то ещё, дополнительного развлечения. Однако ж я понимаю, что каждому туристу не угодишь. И потом, у меня есть пример, на фоне которого данный круиз выглядит просто замечательно: в прошлом году анимационная программа не выдерживала никакой критики. А тут – просто блеск.
Основная заслуга в этом принадлежит главному аниматору круиза Василию Заболотнему. Он сформировал прекрасную команду, и составил замечательную программу. Одну из ближайших публикаций я посвящу именно вопросу анимации. Сиречь культурной программы.
Ну что ж, для начала достаточно, пожалуй…
К записи "Круиз-2018. Казань. Начало пути" пока нет комментариев