ЖУРНАЛИСТ В «ГОРЯЧЕЙ ТОЧКЕ»
В самом центре Москвы, возле станции метро «Кузнецкий мост» расположился Центральный дом работников искусств (О нём: http://starodymov.ru/?p=26034 ). Мне в нём довелось бывать на разных мероприятиях неоднократно. И в частности, на Дне Памяти Василия Денисова – самом первом (см.: http://starodymov.ru/?p=834 ).
И вот пригласили выступить на заседании Московского пресс-клуба ЦДРИ. Председатель Пресс-клуба – мой давний знакомый Валерий Поваляев. А пригласили, так сказать, с подачи Вячеслава Лашкула – глубоко мною уважаемого историка и человека (см.: http://starodymov.ru/?p=1819 ). Сам он, правда, приболел, но по телефону просил выполнить его просьбу и выступить…
Ну что ж, просьбы людей, которых искренне уважаешь, нужно выполнять.
Тем более, тема, в общем-то, моя, хотя и обозначена несколько расплывчато: «Журналисты в «горячих точках».
Скажу даже больше! Когда начало заседания затянули на полчаса, я бы – право слово! – ушёл, если бы, опять же, не личная просьба Вячеслава Фёдоровича! Столь вопиющую задержку начала любого мероприятия относительно означенного в программке времени считаю проявлением неуважения организаторов к тем, кто пришёл вовремя! И потому стараюсь второй раз не принимать приглашений на мероприятия в организации, где практикуются подобные «ефрейторские зазоры».
Впрочем, я об этом уже писал, и писал неоднократно (например: http://starodymov.ru/?p=23421 ).
Так вот, о заседании.
Из объявленных шести выступающих пришли только двое. Мы двое и выступили. В заключение состоялся небольшой концерт, но о нём я скажу чуть позже.
Первым выступил Олег Пересыпкин – советский, а теперь российский дипломат, имеющий ранг Чрезвычайного и полномочного посла.
Всегда с уважением относился к людям, которые умеют говорить на публику. Не болтать, утомляя всех, не лить пустопорожнюю словесную воду, а именно выступать по делу – когда и слова подобраны одно к одному, и мысли есть, и о чём рассказать имеется… И когда человек точно чувствует: всё, пора закругляться, а слушатель в то же время ощущает, что и ещё послушал бы интересного оратора.
Олег Герасимович – именно из числа таких.
Он рассказал и об интересных моментах своей дипломатической практики, когда ему самому доводилось оказываться в «горячих точках», и о курьёзах, и о своих оценках некоторых политических событий и деятелей… Интересен был его разговор.
Например, рассказал он о таком случае, произошедшем в давние-предавние времена. В некой арабской стране готовился государственный переворот. Накануне вечером к зданию советского посольства явился местный офицер, чтобы предупредить дипломатов об этом… Однако в здании не оказалось никого, а дежурный не знал арабского. И когда утром грянул гром, он стал полнейшей неожиданностью для нашего дипкорпуса. С тех пор, по словам Олег Герасимовича, знание языка страны пребывания стало обязательным для всех сотрудников дипмиссий.
Вскользь затронул он такую деликатную тему, как замужество; в смысле когда наши соотечественницы выходят замуж за представителей, в данном случае, истэблишмента арабских государств. Он привёл случай, которому сам стал свидетелем…
А я вспомнил примерно такой же случай из своей практики. В афганском городке Шинданд в местном лицее преподавала кубанская казачка, которая приехала сюда с мужем – афганским офицером, который обучался в СССР. Мне довелось несколько раз встречаться с ней – и она запомнилась мне как женщина, которая никогда не улыбалась. Мы, советские офицеры, ей сочувствовали, хотя, признаться, и не всегда доброжелательно: мол, думать надо было, неразумная ты баба, когда сюда ехала!.. После благодатного советского Краснодара – затерянный в пустыне Шинданд!..
Когда мы из Афгана ушли, в ту местность пришли талибы… Хочется верить, что та женщина, которая никогда не улыбалась, успела уехать в Россию.
Сложная тема – когда наши соотечественницы выходят замуж за представителей мира, который живёт по принципиально иным законам, кардинально отличным от привычных нам. (Об этой же теме: http://starodymov.ru/?p=23317 )
Ну и Каддафи вспомнил выступавший, рассказал о нём, о его противостоянии с Западом… (Чуточку о Каддафи: http://starodymov.ru/?p=12274 ).
В общем, интересное получилось выступление.
А затем к микрофону пригласили меня.
После таких умелых ораторов всегда говорить трудно. А тут ещё подстыл немного, и голос сиплый… Короче, не особо я себе понравился.
Однако постарался поделиться с собравшимися мыслями по поводу…
Итак, журналист в «горячей точке».
Об этом я могу говорить много. Однако, памятуя незабвенного Козьму Пруткова, решил не пытаться объять необъятное, и ограничиться только тремя пунктами, чрезвычайно важными, на мой взгляд.
Журналист, которому предстоит отправиться в командировку в «горячую точку», должен непременно обладать хоть какой-то, хоть минимальной военнойподготовленностью. По крайней мере, владеть военной терминологией. А то порой такую чушь несут – уши вянут! (Например: http://starodymov.ru/?p=25920 )
Второе: он непременно должен быть государственником-патриотом, не западником-пораженцем. В конце концов, никто не запрещает человеку, в том числе и журналисту, иметь любые политические убеждения. Однако в район, где воюют наши солдаты, где сражается наша армия, следует направлять только тех представителей прессы, которые желают этим ребятам победы и успешного возвращения на Родину (см.: http://starodymov.ru/?p=20606 ).
В Чечне я насмотрелся на примеры иного рода, когда приехавшие журналисты затем поливали солдата дерьмецом (см.: http://starodymov.ru/?p=2140 ).
И третье. Журналист вообще должен быть эрудитом, хорошо ориентироваться в политике и истории, культуре и всё-всём-всём… Но представитель СМИ, который оказывается в «горячей точке» за пределами родной страны, просто обязан быть эрудитом вдвойне. Потому что ему придётся столкнуться с противостоянием не только вооружённых формирований, но и мировоззрений, вероисповеданий, культур… Не сможешь ориентироваться в этой мешанине – и из каждого репортажа будут выпирать уши профнепригодности.
Говорил я, наверное, минут 15. И говорил именно об этом. А уж хорошо или плохо – тут судить не мне.
К своим выступлениям я вообще отношусь скептически.
А по окончании состоялся концерт. Перед собравшимися выступил народный музыкальный коллектив «Россияночка» из подмосковного Одинцово.
Концерт мне понравился.
Но особенно самоё душу тронула одна песня, которую исполнил Сергей Логачёв. Песня о вдове солдата, которая и во время войны вкалывала в селе, и после войны порушенное войной восстанавливала… Там ещё строка такая есть «С позорной пенсией в руке».
Вот так и прошло заседание Пресс-клуба ЦДРИ «Журналист в «горячей точке».
Молодец, Николай! Главное на таких мероприятиях – быть искренним и говорить правду. Людям очень важно, когда мы открываем им истину о непосредственно пережитых нами событиях, рассказываем о своих реальных впечатлениях, а не просто произносим какие-то общие слова. Общими словами мир уже и без того завален, поэтому надо говорить правду. Так что ты делаешь абсолютно правильно, когда открываешь людям свою душу, а не просто доносишь информацию. Информации и без нас полно в газетах. Так что жму руку и благодарю тебя за искренность.
Удивительно!
Посмотрел в интернете упомянутую песню. Называется она “ПОСТАВЬТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ”. А вот авторство на разных страницах приписывается разным людям.
Николай Мельников, мой друг (автор песни). И поэмы “Русский крест”. К сожалению, рано ушел из жизни
Спасибо, друзья мои, за поддержку!