ГОДЫ КУРСАНТСКИЕ…
(Изначальный текст, подготовленный для книги
к 50-летию военно-политических училищ.
Часть 6)
Странным свойством обладает память. Прежде всего, всё, что происходило с нами в молодости, кажется из дня сегодняшнего ярким и насыщенным. И потом, в период нашего пребывания в стенах училища мы львиную долю времени уделяли учёбе, а вспоминаются всё больше эпизоды необычные, курьёзные, выходящие за рамки уставных взаимоотношений…
Всякое случалось в нашей курсантской жизни. Мы были обычными молодыми людьми, со своими достоинствами и грехами… Мы были детьми своего времени, своей страны, и из дня сегодняшнего кажемся себе же наивными и романтичными…
Училище давало нам прекрасное образование. Мы овладевали дисциплинами общеобразовательными, военными, военными специальными… Большое внимание уделялось развитию физкультуры и спорта, эстетики и общей культуры – к воспитанию разносторонней гармоничной личности в те годы относились серьёзно.
НЕЗАБЫВАЕМОЕ
(Отрывок из книги воспоминаний Малакеева С.В.
«Донецкое политическое: нам не забыть…»)
…Те, кто успешно сдал вступительные экзамены, и, стали первыми курсантами ДВВПУ. Всего было набрано три роты: две роты связи и одна инженерная рота, с шестивзводным составом. Первым комбатом был назначен полковник Крюков A.M.
Первого сентября 1967 года в училище начались занятия. Это был сложный период истории училища. Самого училища, как такового, еще не было. Была лишь территория, обозначенная колышками и несколько зданий. Бытовые условия неважные. Офицеры и сверхсрочники, приехавшие из разных военных округов, не имели квартир, а значит, живут без своих семей. Материальная, учебная и техническая базы еще не прибыли в училище.
В этих сложных бытовых условиях политический отдел и партийная организация стремятся поддержать добрым словом, советом, как офицеров так и курсантов. Часто проводятся партийные и комсомольские собрания, на которых основной повесткой дня только один вопрос: «Как наилучшим образом выполнить требования партии, изложенные в Постановлении ЦК КПСС от 21 января 1967 года…».
Курсанты первого набора принимали самое активное участие в строительстве училища, его материальной и учебной базы. Конечно, не за один год училище приобрело тот вид, который мы все знаем. Курсанты и других наборов тоже строили училище. Так общими усилиями офицеров, прапорщиков, курсантов и гражданского персонала, в течение нескольких первых лет, было отстроено современное, по тому времени, высшее военно-учебное заведение.
1967 год – это год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Политотдел вместе с партийными и комсомольскими организациями училища сосредоточили свои усилия на самом главном направлении – учебе. Было предложено курсантам в честь юбилея Октябрьской революции взять на себя повышенные обязательства – учиться только на «хорошо» и «отлично». Партийные организации кафедр широко практиковали закрепление опытных офицеров-коммунистов за учебными группами. Прекрасно справлялись с этой дополнительной нагрузкой офицеры Филиппов И.И., Панов А.Ф., Персешшов Н.С., Макаров А.А., Шурубнев В.И.
Главное из вышесказанного – это то, что вся партийно-политическая работа в период его формирования и становления, была направлена на обеспечение всеми формами и методами, выполнения Постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года. Командование, политический отдел, учебный отдел, офицеры кафедр, служб и подразделений, невзирая на трудности этапа формирования и становления училища, с поставленной задачей справились. Учебный процесс начался. В ходе учебы курсантам предстояло освоить целый ряд предметов – это партийно-политическая работа (основной предмет), научный коммунизм, история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия. Все эти предметы должны были дать базу курсантам для понимания той идеологии, которой жила страна победившего социализма. Помимо идеологических предметов курсанты должны были освоить литературу, иностранные языки, элементы высшей математики, научиться чертить и читать чертежи и т.д. Будущий офицер-политработник должен освоить и военные предметы, в частности на инженерной кафедре: инженерное обеспечение боя, мосты и переправы, подрывное дело, машины инженерного вооружения и т.д., на кафедре связи: изучение различных типов радиостанций, командно-штабных машин, т.е. уметь в любых условиях обеспечить связью подразделения. Кафедра физической подготовки – важнейшая кафедра в деле становления юношей в настоящих воинов. Без физических нагрузок вчерашние мальчишки не смогли бы пройти такой трудный и тернистый путь, как учеба в высшем военном училище. На этой кафедре среди курсантов наиболее популярными были виды: футбол, офицерское многоборье, бокс, рукопашный бой, тяжелая атлетика и другие.
Курсантам в овладении знаниями большую помощь оказывали офицеры – Пасечник М.Г., Алексеев Л.И., Сайфулин Т.Г.. Сопильник А.Ф., Гнатко И.Я., Михайлов В.А. и другие, а также служащие С А Пенин О.М., Москвина А.И., Гелюх Д.И. и т.д.
Педагогический коллектив училища постоянно совершенствовался, повышал уровень своей подготовки, как общенаучный, так и военно-специальный. При формировании училища было 13 кандидатов наук и 4 доцента.
Мощным стимулом в учебе явилось социалистическое соревнование, организации которого много сил и внимания уделяли политотдел, все партийные организации.
Прошли первые годы обучения, и курсанты нашего училища заявили о себе на весь Киевский военный округ. В 1969 году курсанты впервые попробовали себя в деле, они в состязаниях по «охоте на лис» на первенство КВО, к удивлению многих, заняли командное первое место. Звание чемпиона наша команда подтвердила в 1970 и 1971 годах, оставив позади себя Полтавское высшее военное командное училище связи. Традиции были продолжены, хотя в 1972 году наша команда стала второй, но личное первенство завоевал наш курсант Луценко В., который одновременно выполнил норматив мастера спорта СССР, а кандидатом в мастера спорта стал курсант Божко А.
В том же 1969 году коллективу училища пришлось держать экзамен перед комиссией Главного политического управления СА и ВМФ, которую возглавлял первый заместитель начальника Гл. ПУ генерал-полковник Ефимов П.И. Опытные политические работники проверяли качество обучения и воспитания курсантов.
Как вспоминал полковник Сидоренко А.Ф. – заместитель начальника училища по учебной части – памятным событием явилась первая стажировка наших питомцев в войсках. Как ее лучше организовывать, как покажут себя на практической работе курсанты училища? Эти и другие вопросы волновали всех командиров, политработников и преподавателей. Накануне была проведена большая организаторская работа, прошли партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались задачи курсантов. Выехав в войска на стажировку, курсанты первого набора прежде всего отрабатывали умение вести партийно-политическую работу с солдатами, а также пробовали себя в роли командиров взводов. Конечно, неоценимую помощь и поддержку оказывали опытные командиры и политработники. Не все получалось сразу, но те кто хотел на практике освоить специальность, кто вникал в суть, у того стажировка не прошла даром. Три четверти курсантов закончили стажировку с отличными оценками. Труд командно-преподавательского состава училища не пропал даром.
Все последующие войсковые стажировки курсантов всех выпусков являлись мерилом уровня теоретических и практических знаний, полученных за годы учебы. На стажировке курсанты жили в ритме той части, куда они попали.
Первый выпуск состоялся в июне 1971 года. На площади имени Ленина, украшенной транспарантами, лозунгами, выстроился личный состав училища. На торжество прибыли члены Донецкого обкома партии Украины, заместитель начальника Гл. ПУ СА и ВМФ генерал-полковник Калашник М.Х. и член Военного совета — начальник политуправления KB О генерал-полковник Беднягин А.И., представители местных партийных и советских органов, комсомольских организаций, профсоюзов, трудовых коллективов, родители и родственники выпускников. В торжественной обстановке состоялось объявление приказа Министра обороны СССР о присвоении курсантам – выпускникам офицерских званий и вручение им дипломов об окончании училища. Это событие вылилось в большой праздник в столице Донбасса г.Донецке.
В тот первый выпуск училище окончили – 283 человека, с золотой медалью – 6 человек, диплом с отличием получили – 77 человек. В войска пошли обученные и высокоидейноподготовленные, по тому времени, офицеры-специалисты своего дела – верные помощники командиров и надежные проводники идей партии.
1972 год. Страна готовится торжественно отметить 50-летие образования СССР. В стенах училища учатся представители более 40 национальностей. Тем, кто плохо владел русским языком, дополнительно, в часы самоподготовок, были организованы занятия по русскому языку.
Если говорить о династиях политработников, то этому можно посвятить отдельную главу. На смену отцам-военнослужащим стали приходить их старшие сыновья, а затем и младшие.
Училище настолько зарекомендовало себя с положительной стороны, что слава его вышла за пределы не только Донбасса, УССР, а стало известно всей стране. Так училище закончили братья Плонины, а через несколько лет и их младший брат Василий. Выпускниками училища, являются братья Анатолий и Сергей Голоты, правнуки старого казака Голоты Н. Окончили училище, а впоследствии и ВПА братья-близнецы Александр и Михаил Шаховы, братья Иван и Василий Краморовы, братья Дородновы, чей отец работал на селе механизатором. Среди моих однокашников немало тех, чьи старшие или младшие братья учились в нашем училище это братья Саминовы, Багдасаровы, Ключко, Бойчуки, Гыжко, Мусиенко, Мищенко, Киселевы, Бордуновы. Братья Катаевы окончили училище с разницей в 10 лет. Год за годом училище выпускало из своих – стен все новые и новые кадры политических работников.
1974 год. Советское, руководство принимает решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Основная роль здесь отводится молодежи, комсомольцам. Но в стороне от решения этой задачи не могут остаться Вооруженные Силы СССР. Железнодорожным войскам поручается принять участие в этой грандиозной стройке.
1976 год. Этот год в жизни училища ознаменовался сменой руководящего состава. В январе заместителем начальника училища назначен один из комбатов училища – подполковник Коцюк Виталий Владимирович, а осенью из Закавказского военного округа, после ухода из училища генерала Васильева И.Л., прибыл на должность начальника училища полковник Беспалов Владимир Васильевич. С именами этих двух офицеров-руководителей связана целая эпоха училища. Первый был заместителем начальника училища 11,5 лет, а второй – начальником училища целых десять лет. Виталия Владимировича помнят те, кто поступил в 1970 году и те, кто выпускался в 1991 году. 21 год – это полных пять выпусков. Владимира Васильевича помнят те, кто поступил в 1973 году и кто выпускался в 1989 году. Это 16 лет, а значит 4 полных выпуска.
Соблюдая хронологию я остановлюсь на 1979 годе. В этом году состоялся девятый выпуск курсантов. Многие из выпускников попали служить в южные регионы страны. А в декабре СССР вводит ограниченный контингент войск в Афганистан. Среди множества офицеров, вошедших в ДРА, были и выпускники ДВВПУ. В этой стране не понаслышке, не по киношному, а на самом деле, в боевой обстановке, наши выпускники ощутили значимость таких дисциплин, как подрывное дело, организация переправ через преграды, установка мостов, умение управлять машинами инженерного вооружения, быстро обеспечить связь с подразделениями. Стрельба из стрелкового оружия и других более мощных средств ведения огня помогли многим выпускникам ДВВПУ сохранить себе жизнь, а также своим товарищам и подчиненным. Физическая подготовка, много времени, которой уделял полковник Коцюк В.В., оказала немалую услугу, тем, кто ходил в многокилометровые рейды.
Наши выпускники, получившие навыки ведения партийно-политической работы за столами училища, здесь в Афганистане, исходя из сложившейся обстановки и ситуации, На практике применяли свои знания. Именно умение вести такую работу в боевой обстановке продемонстрировали сотни наших выпускников. В ДРА выпускники ДВВПУ проявили свои положительные качества: честь, смелость, достоинство, умение выходить из нестандартных ситуаций в боевой обстановке. Афганистан прошли не все, но те кто там был, не осрамил имени своего училища. Я хочу назвать лишь немногих, кто из выпускников ДВВПУ воевал в Афганистане – это офицеры Пластовец В., Грабаров В., Поух А., Гущесов В., Горобец С, Михальков С, Каротинков А., Стасюк А., Плоский С, Куракин И., Евдокимов В., Суюсанов Л., Бессонов Н., Бордун А., Масленко С, Кобзов Н, Владыкин В., Первак В., Тимофеев Ю. и многие-многие другие. Выпускник училища Поух А., потеряв в Афганистане ногу, мужественно боролся за свою жизнь, он проявил невиданной силы дух и победил. Таких мужественных офицеров среди выпускников училища немало. Они знали, за что борются и знали, что Родина их не бросит на произвол судьбы.
Многие выпускники за участие в боевых действиях в Афганистане отмечены наградами, а некоторые были удостоены двух и более. Среди награжденных – Поух А., Суюсанов Л., Евдокимов В., Масленко, С. Бессонов И., Гущесов В., Загорский А., Кожемякин В. и многие-многие другие.
1986 год в жизни страны омрачился аварией на Чернобыльской атомной электростанции. Среди ликвидаторов этой аварии были и наши выпускники, например: Загорский А. – золотой медалист и Евдокимов В.. Оба прошли Афганистан, оба были ликвидаторами на ЧАЭС. Евдокимов В.К., кроме этого, еще поработал на строительстве автодорог в Нечерноземье Российской Федерации. Глядя на биографию выпускника училища 1979 года, Евдокимова Виктора Кузьмича понимаешь и осознаешь, что это судьба страны, история Вооруженных Сил Советского Союза, что такими выпускниками может гордиться каждый преподаватель, командир и политработник. Именно тому в стенах училища нас и учили, чтобы мы были всегда на передовой, всегда в гуще событий.
1988 год. Руководство страны принимает очень важное и значимое Постановление: «О строительстве и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземье РСФСР». Программа по своей значимости, масштабам не уступала БАМовской. Только на ее развитие выделялось 36 млрд. советских рублей. За неполных 7 лет предстояло построить и отремонтировать несколько тысяч километров дорог различного назначения. Этой Программой предусматривалось оживить, т.е. вдохнуть свежую струю в экономику целого северо-западного региона России. 27 регионов РСФСР, Украина, Беларусь и Молдова были задействованы в решении этой задачи. Как и положено, Вооруженные Силы СССР, приняли самое активное участие в выполнении этой Программы. Замполитами рот, пропагандистами батальонов, как правило, комплектовали выпускников ДВВПУ и Симферопольского ВВПУ. И здесь, наши выпускники были на виду, на первых ролях.
ДВВПУ – это не только бывшие курсанты, но командиры и политработники, которые ежедневно были рядом с нами, которые отдавали нам свой опыт, умение, терпение, зачастую в ущерб своим собственным детям. Как не вспомнить добрым словом наших комбатов – Крюкова А., Деревенцова М., Лычко Я., Коцюка В., Будилова В., Попкова В., Гутко П., Квитку М., Пакина Г., Куцепко В., Степанова Г., командиров рот – Ярмоша П., Томилко В., Гаража В., Гладышко П., Каратаева В., Сахно Г., Дудка В., Шурубура Ю., Иванченко А., Похилько В., Савчука Ф., Ляпина Е., Грошевого В., Петрука В. и многих-многих других. Немалую роль сыграли в воспитании и учебе наши политработники — Тарасав С., Новиков С., Васильев И., Трилобов И., Самара В., Мачушко В., Бычков В., Бойко В., Зубицкий Ж., Выскребенцев М., Сафошкин С., Мамедов И., Омельченко А., Мимоход А., Коноваленко В., Абдуллин А., Марцынюк В. и другие.
Училище – это большой механизм, где сплетены воедино все. Большой объем работы в училище осуществляли служащие СА. Знаменитые чайная (Чипок) и кафе, столовые, промтоварный и книжный магазины, библиотеки, читальные залы, пошивочные мастерские, лаборатории, типография, сапожная мастерская, училищное фотоателье, парикмахерская, банно-прачечный комбинат, машинистки, секретники, медицинские работники и т.д.. Без всех этих специалистов невозможно было бы добиться успехов ни в одном деле. Среди тех кто добросовестно трудился были М.Амелина, Т.Горшкова, С.Тынгук, Л.Загнойко, В.Гридина, Л.Болотова, Л.Бугаев, И.Плетнев, Р.Комарцева, Н.Подлеснова, О.Кальянова, Р.Азаренкова, Л.Волченкова, А.Гаража, В.Древицкая, И.Дереко, Н.Есипов, А.Залевская, Р.Зураба, В.Иванова, Л.Иванова, Н.Корнева, В.Дитятева, Л.Кузина, Л.Коробкина, Н.Король, А.Рябенко, В.Самойленко, Е.Шампур. По молодости не осознаешь, а со временем понимаешь, что именно маленькие винтики дополняют работу большой машины, делают ее ярче и надежнее. Нельзя обойти стороной учебный отдел и тыл. Офицеры учебного отдела приложили немало усилий, чтобы с первых дней основания училища, наладить учебный процесс. Полковник Сидоренко А.Ф. вспоминал: «Огромную работу по организации учебно-воспитательного процесса проделал мой предшественник, начальник учебного отдела училища, кандидат педагогических наук, доцент полковник Глеб Николаевич Александров. Он был один из немногих офицеров, которые имели богатый опыт военно-педагогической деятельности. Подавляющее большинство офицеров управления, кафедр прибыло из войск и поэтому не имело навыков работы в высших военно-учебных заведениях». На плечи офицеров учебного отдела легла ответственная задача по подготовке учебно-материальной базы, по привитию преподавателям необходимых знаний и методических навыков. Учебный отдел – мозговой центр училища. Поэтому, на протяжении многих лет, шла работа по поиску оптимального режима учебного процесса.
Разговор о службе тыла также заслуживает внимания. Четыре года работники тыла нас кормили, поили и одевали, обеспечивали постельным бельем, обстирывали и производили помывку в бане. Обеспечением продуктов питания занимались и курсанты училища.
…
Выпускник 1971 года, окончивший с золотой медалью, Кожемякин Владимир Александрович, стал генерал-лейтенантом, первым заместителем начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выпускник 1976 года, закончивший училище экстерном, Здориков Сергей Михайлович, стал генерал-лейтенантом, Начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Стали генералами в Российской Федерации и некоторые другие выпускники: Данилов A.M., Зиборов М.Н., Бурлаков В.В., Любченко И.А., Набатов И.И. и другие.
На Украине очень заметен выпускник 1984 года, окончивший ДВВПУ с золотой медалью, генерал армии Литвин Николай Михайлович, который руководит всей охраной границы. Также известны на Украине и другие генералы – это В.Калюжный, Ю.Левченко, В.Райко, А.Семенченко, И.Дацюк и другие.
В Белоруссии тоже есть наши выпускники, занимающие высокие должности – это полковник Лапкович А. – заместитель Командующего Сухопутными войсками по В.Р.
Среди тех, кто оставил военную службу и ушел в политику, заметны в России – Депутат Государственной Думы Виноградов М., в Белорусском Национальном собрании – Шоков В., Верховной Раде Украины – Беспалов О. и Алексеев И.
Из бизнесменов хорошо известен выпускник 1991 года Дымов В., который руководит крупной компанией «Дымов» в Москве.
На Украине, в Донецке, выпускник 1988 года Люллин М. руководит строительной фирмой «Треналоф-Траст». Золотой медалист, выпускник 1982 года, Игорь Внуков известен организацией конкурсов красоты.; Среди наших, выпускников есть и дипломаты: Послом Украины в Израиле является Тимофеев И. В Белоруссии, киностудией «Беларусь-фильм», руководит Заметалин В.
За 28 лет существования ДВВПУ им руководили восемь офицеров. В стенах училища было подготовлено 97 рот выпускников. В войска было направлено 10.424 офицера. С золотой медалью училище окончили 199 человек. Среди золотых медалистов я хотел бы назвать поименно, хотя бы по одному человеку из каждого выпуска. Дипломы с отличием получили 1959 выпускников. Экстерном закончили – 981 человек.
Таков итог работы всех военных и гражданских лиц кто создавал и развивал наше училище в период с 1967 по 1995 годы.
***
КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ
(Отрывок из книги воспоминаний Николая СТАРОДЫМОВА
«ОФИЦЕР ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»)
Об училище я могу писать сколь угодно много. Однако постараюсь не особо увлекаться частностями.
Прежде всего, хочу отметить вот какой факт. Мне неоднократно доводилось слышать о том, что в других военных училищах имеет место «дедовщина». Для меня это какой-то нонсенс! В училище, которое готовит будущих офицеров – и вдруг такая нелепость!.. У нас такого явления не было вообще! Какую бы выслугу ни имели курсанты, поступившие из войск, ни малейших проявлений неуставных отношений, основанных именно на данном показателе, не случалось.
С учёбой у меня особых проблем не возникало. Что-то получалось чуть лучше, что-то чуть хуже, однако всё в пределах нормы. http://starodymov.ru/?p=1996
…Автодело у нас вёл полковник Василий Тихонович Аблаев, которого мы называли «дед Аблаев». Нам курсанты старших курсов говорили, что более доброго человека на свете трудно отыскать. Однако когда начались занятия, мы сочли, что это нас таким образом разыграли. Более беспощадно жёсткого преподавателя просто в природе не могло существовать. Он совершенно безжалостно лепил всем нам «двойки» за малейшую неточность. А «двойка» – это лишение увольнения, так что мы просто волком выли, зубрили задания перед «автоделом»… Однако наши старшие товарищи оказались и в самом деле правы. По мере того, как дед Аблаев узнавал каждого из нас, планка его требовательности резко падала. Своей первичной безжалостностью он прикрывал доброту. И когда мы для него перестали быть просто «вот вы, товарищ курсант», а становились конкретными курсантами с именем и фамилией, он так искренне к каждому относился… И тут мы из него верёвки вили, тут он всегда ставил только высший балл.
И вообще, я об училище вспоминаю только добром. Оно дало нам отличную всестороннюю подготовку. Наши преподавали являлись замечательными педагогами, которые делились с нами знаниями, опытом… Они учили нас не уподобляться попугаям, повторяющим цитаты из материалов очередных съездов и пленумов, а думать и анализировать происходившие события. Они воспитывали в нас творческое начало, старались сформировать многогранно одарённых людей… http://starodymov.ru/?p=2878
Вот прочитал предыдущую фразу и возник ёрнический образ: некий преподаватель попил утром кофе, взял в руки папку и пошёл формировать из нас творческих личностей. Не так, конечно…
Скажем, начальником кафедры Истории КПСС у нас служил полковник Трепецов. Более замечательного лектора я в жизни не встречал. Курсант в некоторых вопросах мало чем отличается от студента – а в вопросе спанья на лекциях они между собой солидарны полностью. Так вот, когда лекцию читал Николай Петрович, не спал никто. Неважно, о каком фрагменте истории партии он при этом говорил. Главное, что примеры он приводил в этот момент и из далёкого прошлого, и цитировал классиков совершенно не обязательно марксизма-ленинизма, и перекидывал мостик в сегодняшний (в смысле на тот момент) день… Он далеко не всегда клеймил тех, кого положено было клеймить, он аналитически подходил и к некоторым вопросам нашего прошлого, которые выдавались за объективно непреложные истины… Вот только один пример: он не вмешался в возникший спор о Брестском мире http://starodymov.ru/?p=173 , который всегда вызывал множество разногласий у историков; официально тот договор считался образцом ленинской безошибочной политики, а потому дискуссии на этот счёт не приветствовались, однако вот не счёл Трепецов нужным прервать нас, предоставил возможность высказаться всем.
Неординарной личностью у нас был полковник Гаража, который преподавал минно-взрывное дело. У него имелись свои тараканы, не без этого, но не так много у нас имелось преподавателей, которые пользовались у курсантов более глубоким и искренним уважением, чем он. Он был строгим, на практических занятиях даже суровым, мог безжалостно кого-то высмеять, хотя никогда не доходил в этом до некой грани, за которой могла бы начаться обида.
Мы часто замечали, что у него мелко трясутся пальцы. Но стоило ему прикоснуться к любому взрывоопасному предмету, даже учебному, и каждое его движение становилось чётким, выведенным, безукоризненным. И дрожь пальцев у него происходила от нервов, а не по какой другой причине, которая тут же приходит на ум.
Он многие годы занимался боевым разминированием, счёт обезвреженных и уничтоженных боеприпасов у него шёл на многие тысячи, и своё пребывание в училище он расценивал… Ну не знаю, как нечто нужное, но несерьёзное для его уровня квалификации.
Они всё время держались вместе с другим преподавателем кафедры – Владимиром Фрейманом (кажется, подполковником). Правда, Гаража всё время подначивал приятеля, однако, похоже, это была просто приятельская пикировка. Тем более, что Фрейман также обезвредил множество оставшихся после войны мин и снарядов, за что имел боевую награду.
Через несколько лет после нашего выпуска полковник Гаража вёл курсантов с полевого занятия. И внезапно откуда-то на бешеной скорости вылетел грузовик и врезался в строй. Несколько ребят погибли тут же. При виде этого зрелища у нашего любимого педагога не выдержало сердце.
Чтобы не оканчивать рассказ о наших преподавателях (о маленькой толике наших чудесных преподавателей) на столь минорной ноте, поведаю ещё об одном случае.
Французский язык у нас вела прелестная девушка – Валентина Кузьминична Панкова. Не будет большим преувеличением сказать, что в неё было влюблено большинство курсантов-«французов».
…Не всегда простые отношения у нас складывались с нашими непосредственными начальниками – командирами взводов и рот.
Я учился в 13-й роте. До того в училище имелось только 12 рот – по две связи и одна инженерная на каждом курсе обучения. Однако потом решили очень большую («китайскую», как мы её именовали) инженерную разделить на две поменьше. Так и родилась наша. Её формировал капитан Цекало, которого, впрочем, очень скоро куда-то перевели. А ротным стал капитан Трабер Александр Иоганнович – я о нём оставил самые лучшие воспоминания. http://starodymov.ru/?p=5304 Следующим ротным был капитан Ющенко Анатолий Алексеевич, до того бывший у нас же взводным.
Взводными у нас в роте служили два друга, два старших лейтенанта – Ланге и Деревняк. Они дружили между собой, хотя были совершенно разными.
…Командиром батальона у нас служил просто замечательный человек – полковник Яков Лычко. Он имел за войну четыре ордена Красной Звезды, хотя попал на фронт ещё 16-летним мальчишкой. Как мы гордились им!.. Как он бегал, будучи уже совсем немолодым человеком!..
Когда Лычко проводили в запас, к нам прислали полковника Квитко.
…Вот вспоминаю училище. С кем-то во взводе, в роте в целом мы дружили, с кем-то ругались, с кем-то отношения сложились и вовсе неприязненные. Кто-то учился добросовестно, кто-то через пень-колоду, кто-то занимал некие должности, состоял в комитетах и бюро… Кто-то ради будущей службы ловчил, кто-то являлся активистом, кто-то, как говорится, землю рыл, кто-то лежнем лежал. У кого-то распределение оказалось (или лишь казалось) более удачным, кому-то довелось и вовсе ехал в тьмутаракань.
И вот прошли годы. Далеко не со всеми, конечно, но с некоторыми из однокашников я связь поддерживаю, ну ещё о ком-то имею сведения… Однако вижу сегодня, в насколько незначительной степени всё, штрихами обозначенное в предыдущем абзаце, сказалось на конечном итоге нашей службы. В училище мы накапливали знания, некий потенциал, в то время как считали его некой стартовой площадкой. Между тем, стартовой чертой для нас становился день прибытия в часть, а отнюдь не годы учёбы в ДВВПУ.
К записи "Изначальный текст для книги к 50-летию военно-политических училищ. Часть 6. Воспоминания выпусников" пока нет комментариев