Мысли о системе образования

Дело было на рубеже 1980–81 годов. Но чтобы рассказывать о тех событиях, нужно чуточку возвернуться назад.

В 1978 году я окончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи, позднее ему было присвоено имя генерала армии А.А. Епишева.

Было бы несправедливо не сказать об учебном заведении несколько добрых слов. Училище и в самом деле их заслуживает! Вернее, уже, увы, заслуживало! Почило оно в бозе, как и многие другие славные организации времён Советского Союза. Здесь преподавали замечательные педагоги, которые дали нам много знаний… Имена и фамилии педагогов Трепецова, Аблаева, Мирановича, Химича или нашей «француженки» Валентины Кузьминичны по сей день вспоминаю с искренней благодарностью.

Вообще иной раз удивляешься вот чему. Каждый из нас является носителем огромного количества знаний, большая часть которых нам в жизни не пригождается. Для общей эрудиции это вроде как неплохо – для практической жизни пользы приносит не так уж много.

И только для людей, которые занимаются интеллектуальным трудом – это несомненное благо!

Впрочем, наверное, я не совсем правильно выразил свою мысль. Сам по себе багаж знаний – благо всегда, везде и для всех. Однако для творческого человека этот объём эрудиции имеет практическое значение. Чем шире эрудиция автора, тем глубже его произведения.

Несколько лет назад я прочитал замечательную книгу «Путь меча» (коллективный псевдоним авторов – Олди).  В конце книги содержится «глоссарий» – справочник с изображением различных видов холодного оружия разных стран, каждому из которых дано краткое описание. Как-то на службе я рассказал об этой книге, хвалил её за глубину и оригинальность сюжета… Один из моих сотрудников вдруг заинтересовался ею, схватил и побежал снимать ксерокопию странички с изображением клинков. Оказалось – чтобы разгадывать кроссворды… Больше в его присутствии о литературе я не говорил.

Однако вернёмся к теме. Родное Донецкое училище давало нам много знаний. В какой степени они пригодились каждому из нас, не мне судить. Однако сегодня я вижу, что в советские времена образование давалось каждому человеку «с запасом». Хорошо это или плохо? С высоты моих 55 лет, мне кажется, что это было здорово. С точки зрения сурового прагматизма, к которому стремится наша нынешняя жизнь, считается, что в этом нет нужды. Что тут скажешь?.. Я очень любил, да и по сию пору люблю, философию. Эта королева наук учит мыслить абстрактно, отрываясь от повседневного бытия. А также видеть в любом явлении не плоскую однополюсную форму, а многополярный многоцветный и бесконечный в своём многообразии мир. Так что отнесёмся к ситуации с образованием философски.

Так вот, по сути, в вопросе образования речь идёт о том, что лучше возводить: типовой дом или Собор Василия Блаженного? Казалось бы, вопрос абсурден по своей сути – эти понятия невозможно противопоставить, ибо они дополняют друг друга, но не взаимоотрицают. Однако нынешняя система ЕГЭзации знаний предлагает нам повсеместно перейти исключительно на типовое блочное строительство, оставляя Высокую Архитектуру за бортом. (О чём-то подобном речь идёт в глубокой книге «Человек и ноосфера» академика Никиты Моисеева, хотя на момент написания книги о нынешних реформациях образования ещё и в кошмарном сне никому привидеться не могло). В моём личном представлении, общая эрудиция делает человека более интересным. С точки зрения нынешних реформаторов образования, в этом нет необходимости. И никто не сможет примирить между собой эти две взаимоисключающих точки зрения.

Одна молоденькая девушка-программист мне как-то объяснила, почему из людей старшего возраста редко получаются хорошие программисты. «Вы стараетесь понять, почему, в результате каких процессов нажатие определённой комбинации кнопок вызывает на экране тот или иной результат, – говорила она. – А мне всё равно, почему это происходит. Мне главное, что я знаю, что для получения результата мне нужно нажать именно такую комбинацию кнопок». Не знаю, насколько эта закономерность имеет всеобщий характер, но мне такой пример показался достаточно наглядным. Она освоила некоторый набор комбинаций и манипулирует ими в пределах раз и навсегда усвоенных функций. Мне лично этого недостаточно.

И ещё одно рассуждение. Нынешняя система образования строится вроде как по законам формальной логики: А есть Б, Б есть Д, значит, А есть Д. Но ведь жизнь-то куда сложнее этих простейших построений! Она подчиняется законам логики диалектической, но никак не формальной!

Правда, на все эти рассуждения имеется один убийственный контраргумент, который опровергает все вышеизложенные. Знания, которые получали мы, были полнее и обширнее, однако они оказались и слишком абстрактными. Нынешняя молодёжь в значительной степени более подготовлена к практической жизни. Она прагматичнее. Она не стремится к далёким звёздам, она желает приобщиться к тем личностям, которые причислены к разряду «звёзд» тусовочных, она не едет за туманом и за запахом тайги – если только это не сулит реальную прибыль. Она, молодёжь, лучше подготовлена к суровой жизни, чем были мы – правда, к суровой жизни в более комфортных условиях, такой вот парадокс. Правда, я не уверен, что от этого она стала лучше.

Впрочем, я увлёкся. Это – извечный конфликт мировоззрений отцов и детей!

Есть у меня чудесная книга, которую я время от времени просто листаю, не отыскивая что-то специально, а выхватываю глазами что-то – и это «что-то» обязательно оказывается интересным. Речь идёт о фундаментальном томе Павла Таранова «Звёзды мировой философии. Философия сорока пяти поколений». В частности, в книге приведены такие факты. На гробнице фараона 5,5 тысяч лет назад была сделана надпись: «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». Пять тысячелетий назад в Древнем Вавилоне на глиняном горшке выведена аналогичная мысль: «Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». И опять Древний Египет, уже четыре тысячи лет тому: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк»…

Раньше, по молодости, подобные высказывания меня смешили: мол, выходит, что во все времена старики были недовольны молодёжью. Однако потом вдруг до меня дошло другое. Ведь все эти цивилизации, крик отчаяния из которых долетел до нас – они-то ведь и в самом деле погибли! И Древнее Египетское царство, и Новое, и Вавилон… Значит, в них и в самом деле какое-то поколение молодёжи оказалось не таким могучим или подготовленным к отпору врагу, как их отцы. И тогда сбылись те мрачные пророчества: какое-то поколение молодёжи не смогло сохранить государство и культуру предков, и конец мира (для той цивилизации) и в самом деле наступил!

Да что там древние царства! На протяжении жизни людей моего поколения мы видим, как стремительно мельчает молодёжь! Духовно мельчает. Мы росли в окружении ветеранов Великой Отечественной, и сравнивали себя с ними – смогли бы мы драться, обречённые, в Брестской крепости, стоять насмерть на том же Мамаевом кургане или раз за разом штурмовать Зееловские высоты… Не знаю, выстояли бы мы, но мы верили, что не посрамили бы славы отцов и дедов. Между Афганом и Чечнёй пролегло всего пять лет – и мы уже видели, что поколения молодёжи в этих войнах сражались уже разные: «уклонистов» в России оказалось уже куда больше, чем было в СССР. Ну а сейчас для отлова неисчислимого легиона дезертиров уже организуются целые кампании.

Сейчас, в силу того, что я являюсь участником ветеранского движения, приходится встречаться, в частности, с выпускниками Военного университета (бывшая престижная Военно-политическая академия им. Ленина). И просто в глаза бросается, насколько слабее у них подготовка – что военная, что общеобразовательная. О том же говорят практически все руководители старшего поколения – что нынешние вузы готовят специалистов менее подготовленных, чем в былые времена. Между тем, со всех ключевых постов ветеранов постепенно вытесняют – это диалектический процесс. А достойной профессиональной смены у них нет.

И получается, что не так уж были неправы те скептики и пессимисты, отстоящие от нас на пять тысячелетий. Молодёжь погубила их государства. Молодёжь ведёт к погибели и Россию. В первую очередь тем, что не желает рожать детей. Тем, что всеми правдами и неправдами наши девушки стремятся уехать в другие страны и рожать иностранцев. Тем, что отпрыски «новых русских» за образованием едут тоже «за бугор»…  Тем, что молодёжь не желает трудиться в производственной сфере, и старается занять место, где не нужно особо напрягаться. Мы вымираем и деградируем – и в этом вина молодёжи!

Правда, мне могут ответить, что молодёжь такая потому, что таковой её сделали именно мы. С этим трудно спорить. Никто и не говорит, что мы были во всём правы и что мы безгрешны. Вот только каждый отвечает за сделанное или не сделанное им самим. Наши деды победили фашизм, наши отцы поднимали целину, мы строили БАМ и поднимали Нечерноземье… А сегодня что? Не слыхать что-то ничего громкого – Северный морской путь заморозили, сельское хозяйство загубили, иностранную «оборонку» кормим, авиапром агонизирует… Тут уж, братцы неча на нас кивать – самим пора за дело браться!.. Только желающих работать не видать – зато «бабло» пилить – сколько угодно.

В конце концов, мы, старшее поколение, уже уходим – всё быстрее. Мы, в конце концов, пожили в благословенные времена, когда страна была могучей, а будущее выглядело (казалось) светлым! А молодёжи теперь оставаться один на один с теми трудностями, которые она сама сегодня создаёт. И ей без нас уже не выстоять.

Вот только когда я вижу глазёнки моей внучки, мне становится больно-пребольно. Внучечка ты ж моя, в каком же жутком мире тебе предстоит жить!

Когда мы оканчивали школу, нам говорили о том, что все пути для нас открыты, что нас ждёт необъятный прекрасный мир. Сегодня выпускникам рассказывают, что впереди их никто не ждёт, и что они сами должны пробиваться в жизни, что им предстоит жестокая борьба за место под солнцем.

Эк меня занесло от сравнения систем образования – советской и современной!