О ГУМАНИЗАЦИИ ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ

Ну и ещё по поводу одного вопроса, который поднимался на заседании Военно-художественной студии писателей http://starodymov.ru/?p=24233 , хотелось бы высказаться.

Игорь Витюк, заместитель начальника ВХСП, http://starodymov.ru/?p=1142 высказал свою точку зрения, что военная поэзия нового времени стала мягче, человечнее, гуманнее, чем поэзия периода, скажем, Великой Отечественной войны. И привёл примеры: строки из стихов выдающихся поэтов 75-летней давности, и сравнил их с творчеством военных поэтов новейшего времени, в частности, Владимира Силкина http://starodymov.ru/?p=23449 .

На мой взгляд, в поднятом вопросе следует сделать поправку на два важных обстоятельства.

Прежде всего, на наличие той самой пассионарности, о которой писал наш выдающийся учёный и популяризатор науки Лев Гумилёв http://starodymov.ru/?p=22400 . В нашем народе уровень пассионарности заметно снижается.

Что такое пассионарность?..  Это готовность, а точнее, способность пойти на всё, даже на самопожертвование ради идеи, пусть даже и эфемерной. За добычу, за самку драться может даже животное; за абстрактную идею – только человек с высоким уровнем пассионарности в душе.

Скажете, что Родина – понятие не абстрактное?.. Соглашусь, конечно. Но я сейчас не собираюсь вести схоластические споры. Я хочу только сказать, что готовность к самопожертвованию во имя Родины в годы Великой Отечественной была куда выше, чем сейчас. И это не старческое брюзжание, что, мол, молодёжь нынче не та – это просто констатация факта. http://starodymov.ru/?p=8879

Так вот, во-первых, спрос рождает предложение – солдат более сурового поколения нуждался в более суровом стихе; поэт также являлся выходцем из той же среды того же поколения.

Нынче само по себе общество помягчело душой. И я бы не сказал, что это однозначно хорошо. Апологеты всевозможных «-измов» вроде как наэлектризованы своими идеями, однако к самопожертвованию ради них не особо торопятся. Они готовы с пеной у рта спорить друг с другом, но при этом не стремятся отказываться от комфортной среды обитания.

Впрочем, я сейчас не о политических словесных баталиях, а о поэтах.

Так вот, поэты – всегда часть своего народа. Несколько отличная от основной массы человеков, особенная, но всё же неотрывная. Помягчело общество – помягчели поэты – помягчела поэзия.

Причина, на мой взгляд, очевидна – угасание в народе той самой волны от первичного пассионарного толчка.

Оговорюсь вскользь, что во времена оны поэзия звала не только на фронт, но и на мирный созидательный труд, граничащий с подвигом! «Здесь будет город-сад!» – современная поэзия на подобный шедевр неспособна. Не потому, что поэтов таких нет (тут не берусь судить), а потому что нет реального общественного заказа на такую поэзию!  http://starodymov.ru/?p=23935

Ну и второй момент, о чём хотелось бы высказаться в связи с поднятым на заседании вопросом.

В годы Великой Отечественной войны враг пришёл на нашу землю. Он уничтожал, он убивал, он зверствовал…  http://starodymov.ru/?p=22615 «Убей врага!» стало рефреном всей поэзии как реакции на нашествие.

Такого накала ненависти просто не могло образоваться в поэзии периода той же Афганской войны http://starodymov.ru/?p=6100 , да и последующих конфликтов на территории разваленного Советского Союза.

Я не взял бы на себя смелость провести анализ поэзии «афганского» периода и последующих – ни в коем случае не считаю себя имеющим на то право. Но несколько личных наблюдений обозначу.

В тех же «афганских» стихах наряду с темой «душман – враг» присутствует сомнение: «а что, собственно, я делаю в этой стране?». Вот это самое сомнение уже изначально не способно соседствовать с тональностью… Как сказать-то… В годы Великой Отечественной призыв «Убей немца!» звучал естественно – «за речкой» призыв «Убей афганца!» родиться просто не мог. http://starodymov.ru/?p=22999

Поэзия «афганской» поры просто не могла быть безапелляционно жёсткой! В ней изначально присутствовало осознание, что мы пришли на чужую землю, пусть с благими намерениями, но с бездарным исполнением. http://starodymov.ru/?p=23334

Ну а дальше – так и ещё запутаннее!

О Чеченских кампаниях уже говорено-переговорено, и не стану особо распространяться о том периоде… Но только если солдат шёл в бой, а за его спиной в России продолжался оголтелый делёж советского наследства, и его же, солдата, поливали грязью «демократические» СМИ – какая высокая поэзия могла родиться в тот период?.. Уж во всяком случае, ничего сравнимого по тональности с тем, что писали фронтовые авторы!..  http://starodymov.ru/?p=2140

Я уже рассказывал о том, что на мой взгляд, очень ярким символом отношения солдата к Первой Чеченской кампании можно считать фотографию, на которой на боевой машине федеральных войск написано: «Родина, ты неправа. Но ты – Родина!». http://starodymov.ru/?p=757 Философское, душевное стихотворение на эту тему написать можно, зовущее на жертвенный подвиг – навряд ли!

А сегодня – что же, ситуация хоть как-то может сравниться с ситуацией 75-летней давности? (Не дай бог, тьфу-тьфу-тьфу, не приведи, господи!).

Игорь Витюк привёл в пример своей мысли о более гуманной военной поэзии стихотворение Владимира Силкина о щеночке, который живёт на авиабазе в Сирии. Ничего не скажу, трогает оно за душу, и образ создаёт, и картинка рисуется яркая и живая…

Но только…

Помните стихотворение Юлии Друниной «Я только раз видала рукопашный»?.. Это ж мороз по коже!.. А что подобное по накалу можно написать про будни авиабазы?.. И нет в этом ничего уничижительного – ни для солдата, ни для поэта! Действительность другая, значит, и поэзия тоже!

Я стихов не пишу – напрочь обделён поэтическим даром. Но допустим, вдруг снизошла на меня искра таланта, и вместе с ней получил я наказ: а ну-ка одари мирозданье стихотворным шедевром о современной войне, в которой участвуют наши ребята!..

Но о чём писать-то?..

Официальные государственные структуры не убедили меня в необходимости нашего вмешательства в события в Сирии. http://starodymov.ru/?p=23776 Я даже примерно не представляю, каким может оказаться выход из кровавого конфликта в Донбассе. http://starodymov.ru/?p=23585 Мне даже думать не хочется о том, что нас ждёт в ближайшей перспективе на Северном Кавказе…

В годы Великой Отечественной у страны, у народа, у каждого советского человека имелся вполне конкретный внешний враг, который пришёл на нашу землю, и его требовалось уничтожить или изгнать. Всё понятно. Поэзия звала к этому – уничтожить и изгнать.

А в приведённых конфликтах сегодняшнего дня – к чему конкретно приходится призывать поэту?.. Что является объектом жгущего сердца глагола?.. Субъект понятен – солдат, гражданин России. А вот объект, объект?..

Вот и я не знаю.

Так что в общем-то с изначальной позицией выступления Игоря Витюка я согласен. Вот по поводу системы аргументации его счёл нужным высказаться.