«Литературный десант» в Миллерово. Часть 5. Как мы выступали…

Впрочем, как ни говори, а главное, ради чего мы приехали в Миллерово – это всё ж таки не посетить музеи. А встретиться с детьми. http://starodymov.ru/?p=23649

Я уже писал, что не считаю себя знатоком того, как именно нужно выстраивать беседы с детьми. http://starodymov.ru/?p=20726 Вернее, немного не так – не как выстраивать, а как попасть в тон, который был бы не снисходительным, но доступным для слушателей.

Нас ведь направляли не для того, чтобы мы покрасовались перед аудиторией, чтобы провели творческие встречи имени себя! Нам предписывалось поговорить о современной отечественной литературе, о теме патриотизма в ней, и о самом патриотизме, и о русском языке… http://starodymov.ru/?p=23657

Насколько нам это удалось, судить, конечно, со стороны. Однако мы искренне старались выполнить свою миссию. Тем более, что мы и в самом деле считаем, что данная акция очень важна и актуальна!

Нам довелось выступить дважды, перед разными аудиториями: для детей постарше, лет по 15 примерно, и помладше – лет по 13. Я постарался учесть возрастную особенность и выступления построить совершенно по-разному.

Не так часто, но несколько раз мне довелось принимать участие в каких-то «литературных десантах». http://starodymov.ru/?p=19830 И иной раз бросалось в глаза, что некоторые маститые ораторы в любой аудитории говорят одно и то же, и одними же словами, и даже голоса у наиболее опытных дрожат в одних и тех же местах. Заметив такое за другими, я стараюсь не подставляться – всякий раз стремлюсь к тому, чтобы выступления получались разными.

У нас со спутником, Леонидом Ворониным, получилось своеобразное разделение тематическое, на мой взгляд, довольно удачное. Леонид Михайлович взял за основу выступления библейские заповеди, как они трансформировались на протяжении веков в сознании человека, например, в Моральном кодексе строителя коммунизма… И насколько важно этими общечеловеческими принципами руководствоваться.

Ну а я…

Там забавно получилось…

Любой человек, которому доводилось выступать перед аудиторией, знает, насколько важно чувствовать настроение аудитории. И для этого выбираешь (не сознательно, как правило, а как-то само собою получается) кого-то, у кого чувствуется интерес к тому, что ты скажешь, и говоришь, ориентируясь на его реакцию.

Во время первого выступления в зале среди детей сидел суровый мужчина, слушал внимательно, смотрел исподлобья… И мне при виде его реакции всё время казалось, что я говорю что-то не то, что следовало бы говорить с точки зрения педагогики и детской психологии…

А по окончании встречи он подошёл ко мне и с тем же суровым выражением лица поблагодарил за выступление, добавил, что это очень важно – говорить о вещах, которые я затронул, и что здорово, что мы приехали… Оказалось, что это просто вид у него такой…

Так вот, я говорил о пользе чтения, что только чтение развивает человека, о том, что именно Слово лежит в основе всего сущего, и о роли отечественной литературы говорил – как в общемировом культурном процессе, так и в деле формирования человека… Об исторической литературе говорил, и о военной, о том, насколько важно читать классику… Уж как сумел, постарался противопоставить высокохудожественные произведения легковесному чтиву… О писателях говорил – как классиках, как об уже ушедших, так и о ныне здравствующих…

Конечно же, не удержался, и рассказал о моей любимой многострадалице Ксюше Годуновой… http://starodymov.ru/?p=14546 Надеюсь, что после моего рассказа тема Смутного времени стала детворе ближе.

Конечно же, не удержался, и рассказал несколько эпизодов из своей военной биографии, только выбрал эпизоды, которые играют на тему. О том, как в кишлаке построили школу, и как её уничтожили душманы. http://starodymov.ru/?p=22095 О том, как парнишка афганский ходил в школу, несмотря на угрозы расправы со стороны душманов. http://starodymov.ru/?p=5987 О том, как деревенский паренёк афганский оказался в Ташкенте, и был настолько потрясён увиденным, что решил бороться за то, чтобы и в Афганистане жизнь стала настолько же прекрасной, как в советской Средней Азии…

Вот так и прошли эти встречи.

Остаётся добавить, что оба раза у ребят ещё оставались вопросы, то есть, беседа их заинтересовала, однако требования учебного процесса прервали её. И к нам потом подходили – и дети, и взрослые, задавали вопросы…

В общем, надеюсь, встречи прошли не зря, и со своей задачей мы справились.