Олег Валецкий:
«О РУНАХ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ»
Вопрос, что такое руны, и чем они отличаются от алфавита, меня интересовал давно. Однако, наверное, каждый со мной согласится, что любопытство имеет несколько своего рода уровней: ответ на какой-то вопрос мы стремимся узнать как можно скорее, а по поводу какого-то иного подумаем «а в чём суть?», да и отложим на неопределённое «потом». Так и с рунами: интересовал вопрос давно, да всё как-то не слишком активно – заслоняли более оперативные темы.
А тут мне в руки попала книга Олега Валецкого «О рунах и древних цивилизациях», и я решил-таки удовлетворить своё стародавнее любопытство, разобраться в вопросе.
Ну и сам факт, что мы с Олегом знакомы уже четверть века, в немалой степени способствовал моему решению отодвинуть остальные дела, и взяться за изучение данного труда.
Следует отметить, что Олег Валецкий – удивительный человек; любой, кто наберёт в Сети его имя и фамилию, в этом убедится. На рубеже 80–90-х годов он отправился в Югославию, где воевал на стороне сербов против сепаратистов. Там освоил минно-взрывное дело, всерьёз заинтересовался вопросами, связанными с оружием, сравнительными характеристиками различных его образцов производства разных стран. Впоследствии в качестве инструктора минно-взрывного дела побывал в разных странах и регионах Земли.
Параллельно он начал писать. Из-под его пера вышло немало книг самой разной направленности. В основном, о войнах, всё о том же вооружении в целом, и минах, в частности. Член Союза писателей России.
И что самое для данной публикации важное, он всерьёз увлёкся вопросами истории – не только военной, а историей вообще, историей цивилизаций. Где бы он ни бывал, повсеместно занимался изучением древних памятников. О чём он рассказывает в своих многочисленных публикациях.
Так вот, упомянутая книга посвящена древним цивилизациям на территории Сербии и прилегающих регионов. По сути, это сборник, составленных из нескольких публикаций. Первая, «Древняя цивилизация Винча на Балканах», написана в соавторстве с Брониславой Совиль.
…Должен признаться, я к памятникам доисторической истории цивилизаций отношусь с внутренним трепетом.
Как-то в афганской пустыне мы колонной наткнулись на развалины древней глинобитной крепости. Я смотрел на частично обвалившиеся, частично потрескавшиеся стены, на укрывшиеся за ними домишки с кое-где торчащими бревенчатыми рёбрами провалившихся перекрытий, на неведомо когда пересохшие занесённые песком ложбинки арыков, на торчащие из песка гнутые безжизненные саксаулины… И думал о том, что когда-то здесь под сенью садов над прохладными ручейками жили и наслаждались счастьем люди, между ними кипели страсти – когда добрые, а когда и не очень, здесь совершались подвиги, здесь творилось непотребство… А потом люди отсюда ушли – то ли сами, то ли враги изгнали-перебили защитников… Но не сам по себе факт, что некогда населённый пункт остался вдруг заброшенным, меня больше всего зацепил в тот момент, нет. Мне стало тоскливо от мысли, что никто ничего никогда не узнает о людях и событиях его!.. Словно и не было их на свете, словно и не рождались… Не было – и не стало!
Серые разрушенные стены не умеют говорить! Они мертвы.
И сколько таких мест на земле!
Память сохраняется в веках только о тех народах, которые своевременно овладели письменностью. Развалины и черепки хранят информацию о материальном бытии предков – о душе ушедших народов можно судить только по тем носителям, которые хранят память о духовной культуре. Сколько бы информации ни сообщали учёным воины терракотовой армии, а только Розеттский камень, клинописные таблички шумеров или даже написанная мимоходом берестяная записка Онфима поведают о людях давно прошедших времён куда больше!
…Свою книгу Олег Валецкий начинает с того, как, при каких обстоятельствах на территории Сербии обнаружились следы стародавней цивилизации, проживавшей на Балканах в X тысячелетии до н.э., и даже ранее. Кроме того, он подробно рассказывает о том, какая полемика развернулась между представителями международного научного сообщества по поводу того или иного открытия, утверждения, научного изыскания… Публикация насыщена множеством названий населённых пунктов, имён историков, отсылок к публикациям и научным форумам. По вполне понятным причинам я не стану делать упор на пересказе данных фактов, названий и имён: они интересны в первую очередь знатокам вопроса, но никак не широкому читателю обывательского уровня (к каковым я причисляю в первую очередь себя). Но вот на чём считаю нужным заострить внимание.
В последнее время на телевидении и в интернете, в популяризирующей науку литературе наблюдается тенденция, которая вызывает у меня немалую досаду. А именно: авторы подают себя в качестве первооткрывателей популяризируемой ими темы. Далеко не все из них считают нужным ссылаться на научные изыскания людей, на труды которых они опираются. На этом фоне книга Валецкого очень выигрывает: он приводит не только имена авторитетов в той или иной области, но их аргументацию, причём, аргументацию как pro, так и contra точки зрения, которой придерживается сам. В частности, автор отметил вклад в изучение рунического письма на территории Сербии «белого» эмигранта из России М. Георгиевского, а также Александра Черткова, занимавшегося изучением этрусского письма.
Лично в моих глазах данное обстоятельство добавляет уважения к автору и его соавторам.
Насколько я понял ход рассуждений автора, в истории развития письменности с доисторических времён до дня сегодняшнего выстраивается вот такая последовательная цепочка.
Первоначально далёкие предки современного человека начали наносить на орудия и на какие-то бытовые предметы значки в качестве своего рода оберегов, талисманов, заключая в них религиозно-мистический смысл. Постепенно эти символы упрощались, стилизовались, обретая признаки того, что мы называем письменностью, оставаясь при этом в представлении человека набором сакральных знаков. И только позднее у наших пращуров возникла потребность в передаче посредством письма некой светской, бытовой информации, что и побудило религиозные символы преобразовать в знаки, которые мы именуем буквами.
Так что же такое руны?.. А это как раз письмена, которые являются переходным этапом письменности между первичным их сугубо мистическим содержанием к современному алфавиту. Оставаясь изначально сакральными знаками, они обретали информационную функцию.
Руны – это версия пра-алфавита севера и востока Европы. Как шумерская клинопись или египетское иероглифическое письмо. Одна из ветвей рунического письма стала основой для будущей пра-русской кириллицы. При этом, вот ведь что любопытно: рунические письмена зародились у германских племён, да только с приходом католичества они переняли латинский алфавит, в то время как славяне по сей день пользуются кириллическим письмом.
Далее Олег рассказывает очень интересные вещи о верованиях жителей Балкан стародавних времён. О духовно-религиозных связях их с обитателями Кавказско-Черноморского региона, с Ближним Востоком, с народами, населявшими Среднерусскую возвышенность… О пантеоне богов, которым они поклонялись… Приведены тексты песен, посвящённых древним богам и древним героям…
А также поведал о том, как постепенно прежние верования начали вытесняться верованиями в богов пришлых.
Вторая статья сборника – «Кельты: история, мифология, религия», подготовлена в соавторстве с Надеждой Лучич.
Вот согласимся, что о кельтах все мы слышали, да только сказать, что знаем об этом народе достаточно много, чтобы вести беседу, так ведь и нет… Разве что таинственные друиды нам немного знакомы, да и то исключительно благодаря глуповатому сериалу про завоевание Галлии войском Юлия Цезаря (по «Запискам» которого мы только и можем судить о кельтах). А ведь их цивилизация существовала параллельно с древними греками, римлянами, этрусками, Карфагеном… Но вот невесть по какой причине остались кельты как-то в стороне.
То есть тут я погорячился. Почему это невесть по какой причине?.. Да именно по той, о которой шла речь выше: письменных памятников о кельтах осталось не много – вот в чём беда!
Начинается публикация с блестящего рассуждения авторов о том, что мифы и легенды каждого народа непременно гармонично вписываются в природный и климатический ландшафт края, в котором они родились. Потому действия в кельтских легендах происходят в основном на Британских островах, да на Бретонском полуострове, или в ближайших к ним землях. И при этом в них нет кровожадной жестокости, как у их соседей-скандинавов и германцев.
Авторы вполне логично в своей публикации начинают плясать от исторической печки: рассказывают о том, как, из каких этнических компонентов на протяжении тысячелетий формировалась нация, которую мы называем англичанами. Этот фрагмент статьи охватывает период с III тысячелетия до н.э. до окончания на Островах Римского владычества.
Пересказывать мифы и легенды не стану. Отмечу только, что этот раздел книги хорошо дополняет книга из моей личной библиотеки «Энциклопедия сверхъестественных существ», в которой описывается всевозможная нечисть. И которую мы с внуком нет-нет, да и открываем.
Следующая публикация в сборнике – «Культ Великой Матери и Нинхурсаг».
Автор, Олег Валецкий, подробно разбирает, опять же, опираясь на работы более ранних авторов, откуда пошёл, как сформировался культ Великой Матери в древнем, пра-античном мире. По сути, Великая Матерь – это обобщающее название ряда богинь, прародительниц многих народов Западной Азии и Древнего Египта 3–5 тысячелетий до н.э.. У разных народов она имела разные имена, но суть её оставалась повсеместно схожей: она являлась матерью богов, и, по большому счёту, не состояла в их пантеоне – она вроде как оставалась выше этого.
Тот период, когда женщина стояла если не выше мужчины, то во всяком случае вровень с ним, завершился нашествием на регион «степных народов» (условный термин), которые принесли с собой жёсткий патриархат. Автор связывает это нашествие воинственных народов с изменением климата, но это уже тема для совершенно другого разговора.
Когда мы с внуками посещали Музей изобразительных искусств, которому невесть по какой причине присвоили имя великого нашего писателя Пушкина, видели фигурки, изображавший эту богиню, в витринах, показывающих культуру самых разных народов седой старины. В фотоиллюстрациях книги, о которой идёт речь, также приведены изображения Великой Матери разных народов.
Ну и завершающая публикация сборника – «О происхождении народов и ДНК-генеалогии». Она словно зацикливает книгу, возвращаясь к теме первой публикации, к культуре Винчи.
Мне неоднократно доводилось читать и смотреть передачи, популяризирующие исследования в области ДНК-генеалогии. Я честно пытался разобраться в вопросе. Но так и не понял, как можно по цепочке хромосом восстановить некие события многотысячелетней стародавности. Потому и оставляю данную статью без своего комментария. Если сам не понимаешь, то о чём рассуждать?
…Книга Олега Валецкого «О рунах и древних цивилизациях» – не для широкого круга читателей. Но для тех, кто всерьёз интересуется историей древних балканских и некоторых других культур Ближнего Востока, кельтами, верованиями народов, которые давно ушли в небытие, она несомненно представляет интерес.
.
Валецкий О.В. О рунах и древних цивилизациях. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2020. 105 с., 24 вкл.
.
Олег Валецкий: https://starodymov.ru/?p=46602
О наскальной живописи древних: https://starodymov.ru/?p=34978
О скромности историков: https://starodymov.ru/?p=15320
О кельтах и друидах: https://starodymov.ru/?p=42792
О восстании Боудики: https://starodymov.ru/?p=33941
«Энциклопедия сверхъестественных существ»: https://starodymov.ru/?p=32971
О посещении Пушкинского музея: https://starodymov.ru/?p=46006
К записи "Размышления о книге Олега Валецкого: о рунах, древних цивилизациях и загадках истории" пока нет комментариев