24 октября 1974 года – умерла Екатерина Фурцева,

советский политический деятель.

Вроде как покончила с собой; во всяком случае, так считали знавшие её люди… А там – кто знает, может, и в самом деле, как утверждает официальное заключение, скоропостижно от сердечного приступа…

Для нас, ныне живущих, кончина Екатерины Фурцевой – только дата в календаре. Давно уж нет тех, для кого в тот момент это стало трагедией.

Что там говорить: судьба политического деятеля всегда чревата взлётами и падениями. Это утверждение актуально во всём мире, но в СССР оно обретало особую значимость, потому что подъём по карьерной лестнице предполагал и повышение личного благосостояния, в то время как низвержение столь же автоматически его лишало. У нас сбитый политик не мог уехать на своё ранчо писать мемуары – его даже с государственной дачи изгоняли в день снятия с должности. Изгоняли точно так же, как и для него самого эту дачу освобождали от предыдущего насельника…

При всё моём уважительном отношении к Советской власти, данная практика всегда меня досадовала.

Итак, вернёмся к взлётам и падениям политических деятелей периода СССР. Соответственно, кто-то, взлетев, допускает вероятность падения, умеет держать удар, и старается выплыть в бурном море свалившихся на него напастей, упав, поднимается и снова карабкается вверх; или же принимает свершившиеся и спокойно доживает свой век, не дразня сильных мира наступившего. Это – дальновидные. А кто-то, не обладающий этим качеством, считает себя непотопляемым, забывает о необходимости подстелить соломки, а грохнувшись с заоблачных высот на булыжники реальной жизни, ложится в ванну с бритвой в руке…

И теперь – от абстрактных рассуждений – к конкретному человеку.

До поры до времени судьба и карьера Екатерины Алексеевны Фурцевой складывали относительно успешно. Она родилась в 1910 году в рабочей семье в провинциальном городке с красивым название Вышний Волочёк. Её отец погиб на фронте Первой мировой под Петроградом, мать в период революционных бурь стала депутатом местного Совета… Соответственно, маленькая Катерина стала активной комсомолкой, и всю жизнь связала со служением Советской власти.

Она последовательно продвигалась по линии комсомола. Потом – по партийной линии. Строго следовала линии партии – кого следовало, поддерживала, кого поручали, клеймила… Но если появлялась возможность помочь человеку или благой идее без ущерба для собственной карьеры, непременно старалась это сделать; если, конечно, это не противоречило генеральной линии. Екатерина Алексеевна зарекомендовала себя добросердечным человеком.

Было бы несправедливо умолчать о том, что осенью 1941 года, в самые тревожные для Москвы дни, Екатерина Алексеевна занималась эвакуацией из столицы музеев, институтов, заводов, а также подготовкой города к обороне. А это было очень непросто – даже мужчинам, а что уж говорить о женщине!

В своё время сделав ставку на Хрущёва, она оставалась верной ему до конца. В конечном итоге он её предал – не она его. Более того, когда в 1957 году «антипартийная группировка Молотова и Маленкова» совсем уж победила, именно Фурцева вызвала в Кремль Жукова, который и восстановил статус-кво. Чем это обернулось для самого Георгия Константиновича, мы прекрасно помним. Между прочим, в направленной против Жукова кампании Екатерина Алексеевна также принимала участие, по всей видимости, не искренне, а повинуясь партийной дисциплине.

Политические игрища – дело жестокое. Здесь коалиции складываются, тасуются, распадаются… Интриги, оговоры, клевета, предательство – всё идёт в ход. Кто сумел сориентироваться и сделать ставку на правильный блок – тот выиграл; кто ошибся, неверно расценил расклад – выбывает.

Не стану разбирать ситуацию в высших эшелонах власти в период, предшествовавший снятию «красного Никиты» с высшего поста… Отмечу только, что в этот момент Фурцева запуталась в хитросплетениях подковёрной борьбы, лишилась доверия Хрущёва, которого, как мы знаем, и в самом деле не туда понесло, но и доверия группировки, которая в конце концов победила, не обрела… И потерпела поражение как политик…

Но только…

Но только смотрю я на судьбу этой женщины из дня сегодняшнего и досадую, не могу в полной мере оценить её поведение в событиях, которые повергли её в такую депрессию.

Что такое пост секретаря ЦК КПСС?.. И что такое пост министра культуры СССР?.. Министр самостоятельно, пусть и в рамках полномочий, принимает решения, он руководит целым огромным пластом социальной жизни страны. А помним ли мы сегодня секретарей ЦК?.. Оно, конечно, человек живёт здесь и сейчас, он оценивают происходящее вокруг него и с ним лично со своего сиюминутного шестка, а не с позиций прекрасного грядущего далёка… Секретарь ЦК в ту пору – это величина, зато министр при ретроспективе… Что мы знаем о деятельности Фурцевой ка партийного чиновника?.. А как министра?..

Вот то-то ж!

Екатерина Алексеевна, когда её в 1960 году переместили из кресла секретаря ЦК на пост министра, а затем в 1961-м не избрали (будем уж говорить прямо: не ввели) в состав Президиума ЦК, расценила случившееся как трагедию такого масштаба, что попыталась покончить с собой. Её откачали, и министерского портфеля не лишили – давай-ка, подруга, проявляй себя на новом месте!

Ниже я ещё остановлюсь на конкретных делах, которые осуществила Екатерина Алексеевна. А пока – опять немного риторики.

Есть министерства и ведомства, которые занимаются конкретным производством продукции, которую можно пощупать руками и посчитать поштучно. Но вот как расценивать деятельность Министерства культуры, и уж тем более в условиях жёсткого партийного диктата?.. Да при этом, когда собственно уровень культуры оценивает такой тонкий её ценитель, как Никита Сергеевич?..

Историки советского периода нашей страны очень по-разному относятся к деятельности, к достижениям и провалам Фурцевой. Выскажу и я свою точку зрения, не навязывая никому.

На мой взгляд, на посту министра Екатерина Алексеевна прыгнула значительно выше планки, объективно отпущенной ей как предельно возможная. Попытаюсь обосновать свой взгляд.

Образование, которое получила в своё время Фурцева, трудно назвать системным. Она окончила семилетку, затем Московский институт тонких химических технологий, в котором больше занималась комсомольской работой, чем собственно учёбой. В остальное время её университетами являлась партийная работа. Соответственно на посту министра культуры она могла опираться только на своё партийно-политическое чутьё, да на собственное представление о прекрасном. Так вот, я считаю, что если учитывать приведённые обстоятельства, Екатерина Алексеевна для культурной жизни страны сделала очень много полезного.

Уже слышу голоса её хулителей: а сколько плохого?.. Да никто и не спорит! Фурцева оставалась воспитанницей партийной системы той поры, и участвовать в ломке дров ей доводилось не раз.

Но давайте всё же для начала о хорошем.

Именно стараниями Екатерины Фурцевой родились и стали традиционными такие праздники культуры, как Международный конкурс им. Чайковского, Международный Московский кинофестиваль, Московский Международный конкурс артистов балета и другие.

Именно стараниями Екатерины Фурцевой в Москве построены объекты, без которых столица сегодня уже и не мыслима: театр Эстрады, книжный магазин «Москва», Дворец пионеров на Ленинских горах, Театр на Таганке, Детский музыкальный театр, здание цирка на проспекте Вернадского, Театр оперетты, Театр им. Моссовета и многие другие.

Именно Екатерина Фурцева организовала в Москве: визит в Москву картины «Мона Лиза» великого Леонардо, а также выставки картин Дрезденской галереи, Николая Рериха, сокровищ гробницы Тутанхамона, Марка Шагала, французских экспрессионистов и др.

Именно Екатерина Фурцева организовала в СССР гастроли таких мировых знаменитостей, как Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Ива Монтана и Симоны Синьоре, и др.

Именно Екатерина Фурцева организовала ряд гастролей советский ведущих театров во многих странах мира, в том числе в США. Она в немалой степени способствовала тому, чтобы наш Большой театр стал визитной карточкой СССР на международном уровне.

Именно Екатерина Фурцева поддерживала таких театральных деятелей, как: Борис Равенских, Юрий Григорович, Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Юрий Симонов, Олег Ефремов, Леонид Хейфец, Марк Захаров и другие.

На мой взгляд, Екатерине Алексеевне ещё много благих дел можно поставить в заслугу.

Ну а в каких условиях ей приходилось работать… Очень наглядный пример показан в сериале про неё – когда Хрущёв пришёл на выставку работ современных художников и при всех устроил Екатерине Алексеевне выволочку. Разве такие моменты забываются?.. Разве государственный чиновник высшего уровня не вынужден оглядываться на реакцию Первого лица?.. Вот и Фурцевой приходилось оглядываться на реакцию окружающих.

Я уже писал, и не раз, что сам являюсь поклонником классического творчества, и весьма прохладно отношусь ко всевозможным произведениям «авангарда». Но я категорический противник того, чтобы бороться с этими «творениями» при помощи бульдозеров. На мой взгляд, замалчивание подобных «шедевров» принесёт больше пользы; сравните посещаемость выставок «современного искусства» и классики – это и станет ответом на вопрос, насколько «авангард» популярен.

Но это – моё личное мнение. Что касается министра культуры, чиновнику на этом посту приходится ориентироваться и другие течения в искусстве. И организованные Фурцевой выставки авангардистов или экспрессионистов являлись знаками того, что общество становится всё более открытым.

…К ушедшим в мир иной деятелям советского прошлого у каждого своё отношение. И каждый из нас в память о них приводит разные тезисы – в осуждение или же в защиту. Коль уж речь зашла конкретно о Фурцевой, оговоримся, что она не была безгрешной. Современники рассказывали, что и подношениями Екатерина Алексеевна не гнушалась, и по источникам финансирования строительства дачи к ней у Прокуратуры возникали вполне обоснованные вопросы, и ещё грешки за ней водились… Но только складывается впечатление, что слишком уж злостной какой-то хапугой её считать несправедливо.

…Ну а завершение публикации станет совсем грустным. Все мы смертны, всем нам предстоит покинуть этот свет. Но всё же хотелось бы, чтобы это происходило как-то на фоне благодарности и благожелательности окружающих.

Наверное, это прозвучит не совсем красиво, но всё же… Сама ли Екатерина Алексеевна вскрыла себе вены, или же сердце от обиды решило остановиться… Не главное это. Куда тоскливее то, что она умерла одна, в одиночестве, когда рядом не оказалось никого из близких.

…Перечитав публикацию перед тем, как предлагать вниманию читателей, подумал, что слишком текст получился комплиментарным. Екатерине Алексеевне есть куда больше чего поставить в вину. Ну да уж ладно – в день полувекового юбилея, как она ушла из жизни, ограничимся хорошим.

.

Ещё немного о судьбе советских политиков: https://starodymov.ru/?p=43609

Москва, октябрь-1941: https://starodymov.ru/?p=39142

Никита Хрущёв: https://starodymov.ru/?p=42924

Георгий Жуков: https://starodymov.ru/?p=41814

Московский кинофестиваль: https://starodymov.ru/?p=30383

Театр на Таганке: https://starodymov.ru/?p=41597

Цирк на проспекте Вернадского: https://starodymov.ru/?p=37397

Театр им. Моссовета: https://starodymov.ru/?p=19987

Тутанхамон и его сокровища: https://starodymov.ru/?p=45303

Марк Шагал: https://starodymov.ru/?p=36266

Олег Ефремов: https://starodymov.ru/?p=33225

Марк Захаров: https://starodymov.ru/?p=43844

«Бульдозерная» выставка: https://starodymov.ru/?p=38488

Авангард в живописи: https://starodymov.ru/?p=46424