13 октября 1933 года – родился Марк Захаров,

отечественный режиссёр.

Поистине выдающийся режиссёр, тут слов нет. Хотя, признаться, далеко не всё в его творчестве кажется мне бесспорным. И судя по комментариям в Сети, единомышленников у меня немало. Конечно, можно сказать: кто ты, мил-человек, и кто – он. Но это суждение от лукавого – театральные деятели, деятели от кинематографии творят ради зрителя, соответственно, зритель имеет право на суждение об их творчестве, в том числе на суждения и нелицеприятные.

Тут вот в чём закавыка. В своих трудах, которые я выношу на суд читателям, стараюсь, чтобы мои тексты становились по возможности наиболее понятными для читателей. Что же касается нашего юбиляра, его-то работы как раз возможно понять и воспринять далеко не всегда.

Коротко вспомним его шедевры!

«12 стульев», на мой взгляд, кардинально уступают гайдаевским, что по замыслу, что по попаданию в образы. Марк Захаров снял буффонаду, в то время как литературный первоисточник куда более сложный и глубокий. Пара-тройка песен в сериале – да, хороши, но больше ничего выдающегося в картине лично я не разглядел. Ах да, ещё конечно же сценический дебют Полищук – вот это истинно шедевр!

«Обыкновенное чудо»… Это удивительная картина… И удивительна тем, что великолепная игра актёров, прекрасная музыка существуют вроде как сами по себе, в отрыве от замысла картины… Но только они затмевают глубинную мысль сюжета, выпячивая на поверхность внешнюю её сторону. На мой взгляд, в чём-то перемудрил режиссёр, а что-то не дотянул… Например, фрагмент сюжета, когда герои в финале картины собираются вместе… Это ведь зародыш великолепного философского хода: раз порождённые персонажи продолжают жить и после того, как автор закрыл тетрадь или камере скомандовали «Стоп!»… Но все ли зрители поняли аллегорию, коль сам автор не акцентирует на том внимания?.. Фильм «Обыкновенное чудо» – это невероятный пример того, как актёры и музыка вытянули режиссёрскую неудачу. Повторю: буффонада заслонила философию.

См.: https://starodymov.ru/?p=24060

«Тот самый Мюнхгаузен» – вот истинная вершина творчества режиссёра! Только, право, складывается мнение, что заслуга автора сценария всё же выше, чем его воплотителя…

См.: https://starodymov.ru/?p=33485

А вот фильм «Дом, который построил Свифт» – это вообще полнейший и безнадёжный провал!

См.: https://starodymov.ru/?p=25913

Ещё одна весьма спорная картина «Формула любви»… Сценарий прекрасен, слов нет, игра актёров великолепна… Реплики и сюжетные нюансы по ходу картины блестящи, афоризмы ушли в народ… А вот режиссёрские ходы-находки вызывают вопросы. Известно, что неудачу Захаров свалил на исполнителя главной роли, на Отара Мгалоблишвили… Когда я слышу это, неизменно вспоминаю бессмертное: Неча на зеркало пенять…

И снова… «Убить дракона». Когда я слышу панегирики в адрес картины, всегда хочу спросить: а хочется ли тебе, восхваляющий картину господин-товарищ, пересмотреть эту картину?.. Сколько раз ты её смотрел?.. Лично я – единственный раз, да и то с трудом. Это нагромождение спецэффектов и аллегорий – попробуй проникнуть сквозь них в авторскую мысль!.. И опять, его вытаскивает (в какой-то степени) великолепная игра Янковского.

Это фильмы. На сцене вживую я видел только одну постановку Марка Захарова – «Шут Балакирев». И согласен: это прекрасная постановка. Я вышел из театра от неё в восторге.

Но вот знаете, о чём подумал со временем.

Мне спектакль действительно понравился… Но как-то в памяти не застрял, как-то не зародил ничего такого, чтобы потом мысль думать, переживать увиденное. Выветрились впечатления.

См.: https://starodymov.ru/?p=24373

Отсюда и сделал я для себя вывод.

При всей аллегоричности творчества Захарова, таланта для отображения истинной глубины философии у него не хватало.

Но…

Юбилей всё-таки!

Спасибо ему!

.

Марк Захаров: https://starodymov.ru/?p=30831

Александр Абдулов: https://starodymov.ru/?p=43052

Татьяна Пельтцер: https://starodymov.ru/?p=40927

Анатолий Папанов: https://starodymov.ru/?p=41748

Любовь Полищук: https://starodymov.ru/?p=29560