16 и 17 июля 1944 года:

ТРИ МАРША ЗА ДВА ДНЯ

Приходится начать с банальности: война – это не только собственно военное противоборство на поле брани. У этого кошмарного явления – множество самых разных составляющих. И идеологическое, психологическое – в их числе. Победа в бою очень важна, но не менее важно, как эту победу подать, как о ней раструбить, в том числе как подать на международном информационном поле.

Вот об этом и пойдёт речь.

Уникальное явление на фоне Второй мировой войны: 80 лет назад, 16 и 17 июля 1944 года состоялось сразу три марша, о каждом из которых следует рассказать, и каждый из которых имел грандиозный психологический эффект, кадры которых разлетелись по всему человечеству. О них и пойдёт речь.

Самый известный из них – Марш пленных гитлеровцев по Садовому кольцу в Москве. Сколько раз показывали эти документальные кадры бесконечной колонны немецких военнослужащих – от генералов до рядовых, которые бредут по улицам советской столицы; бредут с разным выражением лица, кто-то старается держать марку, кто-то уныло… Но в том, что на душе у каждого из них кошки скребли, в том сомнения нет. Наверное, каждый из них в те минуты мечтал, чтобы рядом с ним в колонне шли лично Гитлер и его ближайшие помощники и советники…

За маршем наблюдали представители СМИ десятков государств. Ответственный за идеологическое обеспечение акции Александр Щербаков со своей стороны сделал всё, чтобы информационный эффект получился максимально громкий.

Впрочем, поскольку этот марш самый известный, то и оставлю я разговор о нём на заключение. Поговорим сначала о самом у нас малоизвестном.

В тот же день 17 июля 1944 года по улицам Парижа вели пленных американских и британских солдат. И это не случайное совпадение. Дело в том, что гитлеровцы заранее узнали о подготовке такой мощной пропагандистской акции в советской столице, и решили организовать нечто подобное же. На Восточном фронте дела шли плачевно, Красная армия одерживала одну победу за другой, так что идеологическую демонстрацию решили направить в другую сторону.

Высадка союзников на севере Франции это ведь и в самом деле великолепно спланированная и замечательно проведённая уникальная военная операция. Конечно, я – советский человек, и подвиг моего народа в моих глазах заслуживает восхищения куда большего, чем вклад в победу союзников. Однако отдать дань уважения другим – это, на мой взгляд, никак не умаляет патриотических чувств человека.

Так вот, сколь бы прекрасно с военной точки зрения ни была проведена десантная операция, а только войны без потерь не бывает. Тысячи и тысячи англо-саксов и их союзников погибло в сам момент высадки на французский берег, и в прибрежных боях. Ну а кроме того, в первые дни после открытия Второго фронта в плен гитлеровцам попало немало американцев, британцев, канадцев…

Их-то и решили провести по улицам французской столицы. О том, как проходил этот марш, также осталось немало видеосвидетельств. И они кардинально отличаются от тех, которые запечатлела видеохроника в Москве.

Право, вызывает искреннее удивление, как стоявшие вдоль дороги француженки пытались дотянуться до пленных кулачком или туфелькой, чтобы ударить, пнуть конвоируемого солдата, который пришёл на землю Франции, чтобы освободить её от гитлеровцев. И как раз именно солдаты вермахта защищали бриттов и янки от гнева галлчанок.

Удивительно?.. Пожалуй, не очень.

До начала Второй мировой войны французская армия считалась второй по мощи на Европейском континенте, уступая лишь германской. А гитлеровцы её разгромили легко и просто. Слишком разнежились галлы за два десятилетия мирной жизни. Германские репарации по итогам Первой мировой войны вливались в страну, дешёвой рабочей силы и обслуживающего персонала в стране набралось в избытке – чего б и не пожить в своё удовольствие, отгородившись от наливающейся коричневой мощью Германией успокаивающей Линией Мажино!..

Где-то читал, что в период между Первой и Второй мировыми войнами численность населения Франции прирастало только за счёт мигрантов – сами же французы руководствовались принципом, который сегодня декларирует молодёжь России: «Нужно жить для себя».

И вот уже Гитлер и германские военные фотографируются на фоне Эйфелевой башни.

Оккупационный режим на территории этой страны установился весьма лояльный. Германские офицеры приезжали сюда на отдых. В самых разных источниках о той поре нетрудно найти фотографии того, насколько комфортно чувствовали себя гитлеровцы на улицах французских городов. В самом деле: с чего бы взяться взаимной ненависти?.. Одни не особо сопротивлялись, другие не лютовали… Как ни говори, а обыватель легко приспосабливается к изменениям в жизни, если они, эти изменения, не особо затрагивают лично его, обывателя, интересы.

Истинные пассионарные патриоты Франции перебрались в Африку и в Великобританию, где сплотились вокруг де Голля, и собирались с силами под гривой британского льва – говоря откровенно, самостоятельной реальной боевой силы они из себя до поры до времени не представляли, при всём моём искреннем уважении к де Голлю и его соратникам. Тот рыдающий дядечка по имени Жером Барцетти, чья фотография считается символом горюющей Франции, утёр слёзы, и вернулся в свою контору по торговле тканями и продолжил свой бизнес. В оккупированном Париже молодёжь танцевала свинг под композиции легендарного Джанго – таким образом юные патриоты выражали протест против сидевших в тех же кафе германцев, формально запретивших эту музыку, но реально не обращавших на неё внимания.

Конечно же, факт наличия в стране Движения Сопротивления, партизан-маки, подпольной сети, снабжавшей Лондон разведывательной информацией и распространявшей агитационные листовки – важность этого для общей победы никто не отрицает. Я непременно вернусь к теме участия русской эмиграции и советских военнопленных в организации и консолидации протестного движения в стране; а пока просто констатируем: такое движение существовало, и его вклад в общую победу стран Антигитлеровской коалиции над фашистским блоком отрицать невозможно. Хотя при этом не следует забывать, что численность французских добровольцев в составе вермахта выше, чем совокупная численность участников Сопротивления.

Таким образом, констатируем: в целом оккупанты и оккупированные неплохо уживались друг с другом.

Фотографии, на которых запечатлено, как парижане стараются ударить пленных, тому подтверждение.

Всего по Парижу в тот день провели 10.000 военнопленных. Потом посадили в эшелоны (как я понял, на Северном вокзале) и отправили в Фатерланд, где они оставались до конца войны.

Когда месяц спустя в Париж на джипах въехали американцы, парижанки встречали их с восторгом. И принялись избивать и брить головы тем своим товаркам, которые якшались с гитлеровцами.

Но об этом – в другой раз.

Итак, о событии, которое из трёх анонсированных событий, как мне представляется, в нашем обществе менее известно, я рассказал.

О втором наслышаны больше.

А именно, 16 июля, накануне указанных, состоялся Партизанский парад в Минске, в столице Советской Белоруссии.

О вкладе белорусских партизан в Победу Красной армии над фашистами много говорить не приходится. На территории советской республики сформировалась могучая сила, которая нанесла оккупантам огромный урон, и к тому же оттягивала на себя значительные силы, оказывая тем самым помощь фронту. Накануне стратегических операций Красной армии на фронтах партизаны проводили грандиозные диверсионные операции в тылу вермахта, что также способствовало успехам на фронтах, достаточно вспомнить операции «Концерт», «Рельсовая война», диверсии, которые провели Фёдор Крылович или Мария Мазаник…

Моя мама в оккупации проживала в Белоруссии. 1932 года рождения, в 43-м она попала в списки на отправку в Германию. Так вот партизаны, прознав о существовании такого списка, совершили налёт на жандармерию, где уничтожили всю документацию… И сотни девчонок из посёлка и окрестных сёл остались дома – вскоре на гитлеровских оккупантов обрушились такие проблемы, что стало не до вывоза «рабочей силы» в родимый Фатерланд…

Это – только один пример, в общем-то, рядовой на общем фоне, но принципиальный для меня.

…Минск освободили в ходе стратегической наступательной операции «Багратион» 3 июля. Одновременно неподалёку от города оказалась в окружении группировка гитлеровцев, которую добивали ещё в течение недели.

Как тут умолчать… Горько читать о событиях 1941 и первой половины 1942 года, когда части и соединения, а то едва не целые фронты Красной армии оказывались в окружении. Зато после Сталинграда наблюдается противоположная тенденция: в кружение раз за разом попадали гитлеровские соединения, но мы об этом как-то говорим уже меньше.

Между тем, на базе упомянутого германского «котла» наши спецслужбы до апреля 1945 года проводили с абвером и его преемниками операцию по дезинформации: мол, гитлеровская дивизия тут сражается в окружении, и ей помогали, сбрасывая с самолётов оружие, боеприпасы, продовольствие, деньги, агентов, диверсантов… Операция имена кодовое название «Березино»… Но это только к слову – при случае расскажу о ней подробнее.

Так вот, к 15 июля в Минске собралось три десятка партизанских отрядов – со знамёнами, с трофейным и самодельным вооружением… Всего примерно тридцать тысяч человек. Вот их-то и решили за все перенесённые мытарства наградить прохождением перед жителями города по-военному, парадом. Ребята с юмором, партизаны провели перед трибуной козла по имени Малыш, на шею которому навешали трофейных гитлеровских наград, особенно Железных крестов.

Парад, проходивший на территории ипподрома, принимали будущий руководитель Белоруссии Пантелеймон Пономаренко, командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Иван Черняховский, другие государственные, партийные и военные представители. Многие (интересно, а почему не все?) участники парада тут же получили медали «Партизану Отечественной войны».

Дальнейшая судьба вчерашних партизан сложилась по-разному. Кого-то привлекли к охране порядка в разрушенном городе – по сути они составили костяк будущей милиции, кто-то занялся восстановлением Минска, ну а кто-то вернулся в родные вёски – если они, конечно, уцелели; по официальным данным, в республике за годы оккупации уничтожено 5295 населённых пунктов. Ну а по людям число вообще чудовищное: гитлеровцы в ходе карательных операций целенаправленно уничтожили 2 млн. 230 тыс.  человек мирного населения…

Ну и вот мы вернулись к началу публикации.

Число гитлеровцев, которых провели по Садовому кольцу 17 июля 1944 году, в разных источниках чуточку колеблется, но незначительно. Приблизительно 57 тысяч человек. Абсолютное большинство из них оказалось в плену в результате операции «Багратион».

Пленных с утра хорошо покормили, а вот воды выдали весьма ограниченно: чтобы попить, но не умыться. И пришлось им промаршировать по Москве – по городу, который так и не смогли взять… Прошли они двумя колоннами по Садовому кольцу в разных направлениях. А на тротуарах, на балконах, у окон теснились москвичи, молча смотрели на тех, кого Гитлер и его идеология направили покорить их и уничтожить. И все, конечно же, помнят, что по пятам за колоннами шли поливальные машины, смывавшие даже следу незадачливых оккупантов.

…Вот об этих трёх событиях, которые произошли за два дня 80 лет назад, я и хотел рассказать.

.

Июль-1944 в СССР: https://starodymov.ru/?p=45699

Июль-1944 за рубежом: https://starodymov.ru/?p=45703

Александр Щербаков, главный идеологический работник СССР: https://starodymov.ru/?p=45616

Как Гитлер оккупировал Францию: https://starodymov.ru/?p=33805

Джанго: https://starodymov.ru/?p=40002

Де Голль и Движение Сопротивления: https://starodymov.ru/?p=42232

Белорусские партизаны: https://starodymov.ru/?p=41464

Пантелеймон Пономаренко: https://starodymov.ru/?p=41654

Фёдор Крылович: https://starodymov.ru/?p=44030

Мария Мазаник: https://starodymov.ru/?p=38428

Моя мама в оккупации: https://starodymov.ru/?p=1985