80 лет назад Гитлер оккупировал Францию

В истории эту стремительную военную кампанию ещё называют Шестинедельной войной. Об этом «Западном походе» гитлеровской Германии (план «Рот») так много и подробно говорилось, что, наверное, нет необходимости повторяться.

На всякий случай напомню, что война между этими державами вроде как началась ещё 3 сентября 1939 года, после нападения Германии на Польшу (см.: http://starodymov.ru/?p=30573 ). Однако дальше формального объявления о том, что Франция вступилась за своего союзника, дело не пошло. Более полугода продолжалась эта «странная война»…

Такое положение не могло продолжаться бесконечно. Между тем, оказалось, что «странная война» попросту усыпила бдительность французского руководства. Тут даже о каком-то вероломстве и нарушении международных норм не приходится вести речь – противостоявшие вдоль «линии Мажино» армии пребывали в состоянии войны. (см.: http://starodymov.ru/?p=22608 )

«Битва за Францию» началась 5 июня 1940 года, 14 июня без боя оставлен Париж, а 16 июня правительство этой страны запросило мира.

Месяцем ранее премьер-министром Англии стал Уинстон Черчилль (см.: http://starodymov.ru/?p=29249 ), и он теперь предложил во имя борьбы с Гитлером пойти на создание политического союза двух стран. Однако французское руководство за этим предложением усмотрело коварные происки руководства британского (Лондон, мол, намерился под предлогом помощи присоединить Францию к Англии) – и предложение отклонило.

В то же время Бенито Муссолини (см.: http://starodymov.ru/?p=33253 ) решил под шумок оттяпать у Франции кусочек территории, однако союзные Гитлеру итальянские войска получили достойный отпор и им пришлось отказаться от своих намерений.

Как бы то ни было, капитуляция Франции была предрешена. Патриотам пришлось покинуть страну, соглашатели остались при марионеточном правительстве Петэна в Виши.

В то же время 17 июня в Англии Шарль де Голль (см.: http://starodymov.ru/?p=29209 ) объявил о создании Комитета «Свободная Франция», который сам же и возглавил.

Столь стремительное поражение Франции стало неожиданным для всего мира. Армия этого государства считалась очень сильной, и от неё ожидали достойного отпора агрессору.

Конечно же, в связи с Шестинедельной войной следует вспомнить и о «загадке Дюнкерка». Все об этом помнят, и я скажу несколько слов исключительно по причине, что такового уточнения требует элементарная журналистская этика. В результате прорыва гитлеровских танковых клиньев, полумиллионная группировка союзных войск (французских, британских, голландских, бельгийских) оказалась блокированной в районе порта Дюнкерк на берегу Ла-Манша. Германские войска имели все возможности уничтожить группировку. Однако Гитлер лично приказал вермахту остановиться. В результате значительная часть союзников смогли эвакуироваться на Британские острова… Почему фюрер разрешил им спастись, остаётся загадкой до сих пор. Объяснений много – но единого нет.

До сих пор Гитлер отрабатывал тактику блицкрига и танковых клиньев на слабейших государствах. И теперь на примере Франции убедился, что армия рейха воевать научилась блестяще. Именно лёгкость этой победы уверила Гитлера в том, что он готов разгромить Советский Союз.

Что касается нашего руководства, у меня такое впечатление, что оно выводы из описанной кампании сделало неверные. Конечно, и для Сталина его и команды стремительный разгром Франции стал неожиданностью. Только вот что противопоставить гитлеровскому натиску, командование Красной армии не придумало. Вернее, то, что оно придумало, как показала практика, не сработало. (см.: http://starodymov.ru/?p=22615 )

…Хочется отметить вот какой факт. В России и других государства бывшего Советского Союза, в стане наших бывших союзников чем дальше, тем сильнее нарастает стремление к обелению коллаборационистов, примкнувших к гитлеровскому режиму (см.: http://starodymov.ru/?p=33342 ). А вот пример Франции. Здесь на память о Петэне и его приспешниках наложено общественное табу. Его попросту не существовало в истории. Говорить о нём в обществе – моветон, сродни тому, чтобы рассказывать о диарее. У галлов даже вопрос не возникает о том, чтобы на здании отеля, в котором в годы войны размещалось правительство Виши, поместить мемориальную доску!.. А у нас либеральствующие оппозиционеры желают понаставить памятники гитлеровским подручным (см.: http://starodymov.ru/?p=22554 ).

Я не превозношу Францию – я ведь знаю, что против СССР воевало французов больше, чем состояло в Сопротивлении. Но отношению к собственной истории у них следовало бы поучиться.

.

В качестве иллюстрации я помещаю известное фото, взятое из интернета. И конечно не могу удержаться от того, чтобы дать ссылку на мои мысли, когда я стоял на этой площади Парижа: http://starodymov.ru/?p=29240